Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 9314
Скачиваний: 56
Как это указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08, поскольку
переход на УСН при соблюдении установленных ст. ст. 346.11 - 346.13 НК РФ условий осуществляется
организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками
заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача
инспекцией уведомления о возможности применения УСН не означает принудительного перевода на нее
налогоплательщика. В решении ВАС РФ от 20 февраля 2013 г. N 17808/12 рассмотрена сходная проблема
и разъяснено, что сообщение о несоответствии требованиям применения УСН носит уведомительный
характер, поскольку содержит сведения о превышении налогоплательщиком ограничений для применения
УСН. Указанное сообщение само по себе не свидетельствует об утрате налогоплательщиком права на
применение УСН, а выполняет задачу, состоящую в предупреждении и пресечении нарушения
законодательства о налогах и сборах.
Исходя из Постановления КС РФ от 20 июля 2010 г. N 17-П, выбирая тот или иной налоговый режим,
налогоплательщики принимают во внимание экономические обстоятельства, прежде всего - состояние и
перспективы развития бизнеса. В Определении КС РФ от 16 октября 2007 г. N 667-О-О разъяснено, что
указание в п. 1 ст. 346.11 НК РФ на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с
иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком
одновременно с общей системой налогообложения, - эта система также распространяется на всю
осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому
переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря
на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с
установленными НК РФ ограничениями (ст. 346.13).
Однако не следует воспринимать это разъяснение как универсально действующее во всех случаях:
например, физическое лицо, зарегистрированное, как индивидуальный предприниматель, вполне может
одновременно как работать по найму, так и осуществлять предпринимательскую деятельность.
Естественно, работодатель будет применять по отношению к его трудовым доходам НДФЛ и удерживать
13% из заработной платы. Соответственно, более корректно утверждать, что УСН распространяется на
всю осуществляемую налогоплательщиком предпринимательскую деятельность, а не на ее отдельные
виды (в отличие, например, от ЕНВД, которым как раз облагаются отдельные виды предпринимательской
деятельности).
Объект
налогообложения по УСН предусмотрен в п. 1 ст. 346.14 НК РФ в двух разных вариантах:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Право выбора объекта принадлежит налогоплательщику (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Порядок определения и признания доходов и расходов, с учетом субсидиарного использования
норм гл. 25 "Налог на прибыль организаций" и гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ,
предусмотрен статьями 346.15 - 346.17 НК РФ. Соответственно, УСН (в варианте объекта "доходы минус
расходы") имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов
индивидуальных предпринимателей).
Налоговая
база
по УСН (ст. 346.18 НК РФ) зависит от выбранного налогоплательщиком объекта и
соответственно устанавливается как денежное выражение:
- доходов;
- доходов, уменьшенных на величину расходов.
Ставка налога, взимаемого в связи с применением УСН, предусмотрена в ст. 346.20 НК РФ. Она
также зависит от выбранного налогоплательщиком объекта и в общем случае установлена, как:
- 6% - если объектом налогообложения являются доходы;
- 15% - если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В Определении КС РФ от 6 марта 2008 г. N 430-О-О разъяснено, что указанным правовым
регулированием достигается уравновешивание налогового бремени обеих категорий
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Соответственно, для случая, когда объект налогообложения по УСН выбран налогоплательщиком
как доход (в общем случае облагаемый по ставке 6%), расходы налогоплательщика фактически
презюмируются законом как определенная часть дохода (упрощенно - как 60% от доходов, что можно
исчислить через соответствующую пропорцию). В зависимости от того, насколько велики реальные
(предполагаемые) расходы налогоплательщика, он и будет выбирать более подходящий для него объект
налогообложения.
Через "призму" данного подхода интересно рассмотреть ст. 221 НК РФ, в соответствии с которой,
если налогоплательщики НДФЛ не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с
деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет
производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от
предпринимательской деятельности. Соответственно, отсутствие (утрата) документов, обосновывающих
расходы по НДФЛ, фактически влечет применение частично "штрафного" налога. Впрочем,
непредставление налогоплательщиком счетов-фактур, обосновывающих вычет по НДС (ст. ст. 169, 171,
172 НК РФ) в общем случае влечет полное отсутствие возможности применить вычет и соответствующий
"штрафной" НДС в размере желаемого вычета.
В п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ предусмотрены права налогоплательщиков, избравших УСН с объектом
"доходы", уменьшить исчисленную сумму налога на страховые взносы в ГВБФ и иные расходы.
Исчисляется
налог, взимаемый в связи с применением УСН, только самим налогоплательщиком (п.
1 ст. 52, п. 2 ст. 346.21 НК РФ).
Налоговым периодом
по УСН является календарный год; отчетными периодами - первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).
Срок уплаты
налога, взимаемого в связи с применением УСН, по итогам налогового периода:
- для организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7
ст. 346.21, подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ);
- для индивидуальных предпринимателей - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
По итогам отчетного периода авансовые платежи должны быть уплачены не позднее 25-го числа
первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Налоговая декларация
по УСН должна быть представлена в общем случае по итогам налогового
периода:
- организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 1
п. 1 ст. 346.23 НК РФ);
- индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом (подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
В Определении КС РФ от 17 июня 2008 г. N 499-О-О разъяснено, что налогоплательщик,
применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком
единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов
своей предпринимательской деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение
его конституционных прав.
Следует отметить, что гл. 26.2 НК РФ предусматривает особый случай, когда налогоплательщик,
который применяет объект налогообложения "доходы минус расходы", уплачивает так называемый
минимальный налог, взимаемый в связи с применением УСН
(п. 2 ст. 56 БК РФ) в размере 1%
доходов (т.е. без учета расходов). В силу п. 6 ст. 346.18 НК РФ минимальный налог уплачивается в
случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы
исчисленного минимального налога. Особенности исчисления данного налога разъяснены в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 169/13.
8.3. Система налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности (ЕНВД) предусматривает соответствующий
прямой налог (подоходный)
(п. 7 ст. 12, ст. 18
НК РФ). Он установлен гл. 26.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Ранее предшественник
современного ЕНВД был урегулирован Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (утратил силу).
ЕНВД планируется к отмене с 1 января 2018 г., исходя из п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня
2012 г. N 97-ФЗ. Указанные планы разъяснены в п. 1.3 Основных направлений налоговой политики
Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрены Правительством
РФ 30 мая 2013 г.): ЕНВД будет отменен с 2018 года по мере расширения сферы применения патентной
системы налогообложения.
Право на введение ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования
принадлежит представительным органам власти (законодательным органам государственной власти
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) - п. п. 1, 2 ст. 346.26 НК РФ. В связи с этим данный налог имеет
сходство с местными налогами. К полномочиям указанных органов власти относятся определение
конкретного перечня облагаемых видов деятельности в пределах федерального перечня, а также
установление величины понижающего коэффициента К2 (п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, указанные
органы власти могут варьировать ставку налога в определенных пределах (п. 2 ст. 346.31 НК РФ).
К примеру, на территории Н. Новгорода данный налог уплачивается на основании Постановления
городской Думы города Н. Новгорода от 21 сентября 2005 г. N 50 "О едином налоге на вмененный доход
для отдельных видов деятельности". На некоторых территориях, в том числе в Москве, ЕНВД
региональными (местными) органами власти не введен.
Налогоплательщиками
ЕНВД (п. 1 ст. 346.28 НК РФ) являются организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен ЕНВД,
предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и перешедшие на уплату единого налога в
порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.
НК РФ в п. п. 2, 3 ст. 346.28 предусматривает обязательную инициативную постановку на учет
налогоплательщиков ЕНВД (для различных видов деятельности - в налоговом органе по месту
осуществления деятельности, либо по месту нахождения организации (месту жительства
индивидуального предпринимателя)), в течение пяти дней со дня начала применения данной системы
налогообложения.
Приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. N ММВ-7-6/941@ утверждены формы и форматы
представления заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и
индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков ЕНВД, а также порядка заполнения
этих форм.
Формально определение налогоплательщика ЕНВД означает, что лица, даже перешедшие на уплату
ЕНВД и вставшие на учет в налоговом органе, но не осуществляющие соответствующую
предпринимательскую деятельность, вообще не являются налогоплательщиками ЕНВД (в частности, не
обязаны его уплачивать). Однако принципиально иной подход содержится в п. 7 информационного письма
Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел,
связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации":
неосуществление в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности
соответствующего вида не является основанием для освобождения плательщика ЕНВД от обязанностей
представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог. По мнению Суда, статус плательщика
ЕНВД прекращается только в случае снятия с учета в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД (п.
3 ст. 346.28 НК РФ).
Но подобный подход, следует полагать, поддержан в Определении КС РФ от 21 ноября 2013 г. N
1744-О: налогоплательщик самостоятельно определяет, будет ли к нему применяться система
налогообложения ЕНВД в зависимости от фактического осуществления им соответствующей
предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем
законоположение (снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им
предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД производится налоговым
органом на основании заявления налогоплательщика), не может рассматриваться как нарушающее его
конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
По всей видимости, могут иметь место существенные проблемы в исчислении ЕНВД при
неосуществлении деятельности в связи с очевидной сложностью оценки по сути несуществующих
физических показателей этой деятельности.
В связи с изложенным представляется, что в случаях, когда при фактическом прекращении
предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в
установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он, по
меньшей мере, не лишается возможности при предъявлении к нему налоговым органом требования об
уплате недоимки по ЕНВД за соответствующий период, защитить свои права, привести доводы и
возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства (в т.ч.
Определения КС РФ от 12 апреля 2005 г. N 164-О и N 165-О, от 12 мая 2005 г. N 210-О, N 213-О).
Некоторые категории налогоплательщиков не могут применять ЕНВД (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), в том
числе организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за
предшествующий календарный год превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других
организаций составляет более 25%.
В п. 2 ст. 346.26 НК РФ предусмотрен широкий перечень видов предпринимательской деятельности,
которые потенциально могут облагаться ЕНВД на территории соответствующего муниципального
образования (города федерального значения). В этот перечень в том числе входят: оказание услуг по
ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств; розничная торговля,
осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому
объекту организации торговли.
Статья 346.27 НК РФ предусматривает определения, используемые для целей ЕНВД. В качестве
примеров можно привести следующие:
- вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога,
рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного
дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;
- К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор;
- К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей
ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность,
режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности;
- бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг
ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств),
предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по
изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов;
- розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том
числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной
купли-продажи;
- магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и
оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми
помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;
- павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
- торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
Нередко суды разрешают вопрос об отнесении некоторой деятельности к облагаемой ЕНВД либо к
облагаемой по иной системе налогообложения. Принципиальным является изначальная оценка
деятельности как предпринимательской (ст. 2 ГК РФ), поскольку только такая деятельность может
облагаться данным налогом. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. N 2799/09
отмечается, что пункты питания на месторождении (котлопункты) работали в ограниченном режиме
(только в период вахты). Доходы и расходы, связанные с питанием, учитывались обществом для
налогообложения прибыли. Питание предоставлялось и своим работникам, и работникам подрядных
организаций по себестоимости продуктов (без наценки), то есть являлось убыточным. Таким образом,
деятельность общества по обеспечению работников горячим питанием нельзя признать
предпринимательской деятельностью по оказанию услуг общественного питания, так как она была
направлена не на извлечение прибыли, а на создание нормальных условий труда. То обстоятельство, что
питание предоставлялось и работникам подрядных организаций, привлекаемых для осуществления работ
на месторождении, также не дает основания считать, что общество осуществляет предпринимательскую
деятельность по оказанию услуг общественного питания.
Интересные разъяснения содержатся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 марта
2013 г. N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением
положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации". В частности, суд признал
неправомерным начисление налогоплательщику единого налога на вмененный доход по виду
предпринимательской деятельности - оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов, поскольку
единичные случаи совершения этим налогоплательщиком соответствующих сделок не были
квалифицированы судом как предпринимательская деятельность (п. 1). Арбитражный суд признал
неправомерным вывод налогового органа об осуществлении налогоплательщиком самостоятельной
деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов и наличии у него в связи с этим
обязанности уплачивать ЕНВД, отметив, что доставка продавцом реализуемых покупателям товаров
является способом исполнения обязательства продавца по передаче товара (п. 2).
Дефиниция розничной торговли, облагаемой ЕНВД, предполагает деятельность на основании
договоров розничной купли-продажи. Указанный вид предпринимательской деятельности достаточно
распространен на практике. Соответственно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ, определение данного договора
следует из ст. 492 ГК РФ. В этом плане актуальны Постановление Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. N
1066/11 и п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. N 157: не имеет значения,
какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются товары. НК РФ не
устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности
выявлять цель приобретения покупателями товаров и контролировать их последующее использование.
Кроме того, в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых
вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре
поставки" разъяснено, что, квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить
из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 ГК РФ, независимо от наименования договора,
названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под
целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение
покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или
гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для
ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца,
осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон
регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 гл. 30 ГК РФ).
Представляют интерес и определения, приведенные в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря
2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации": оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей
товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в
иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная
торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для
использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Особенности применения ЕНВД при осуществлении розничной торговли разъяснены в ряде актов
ВАС РФ (в т.ч. Постановления Президиума от 4 октября 2011 г. N 5566/11, от 15 февраля 2011 г. N
12364/10, от 1 ноября 2011 г. N 3312/11, от 28 февраля 2012 г. N 14139/11, от 16 апреля 2013 г. N 15460/12
, информационное письмо Президиума от 5 марта 2013 г. N 157). Анализ данных судебных актов
позволяет заключить, что возможно применение ЕНВД, например, при розничной торговле в
"традиционном" магазине с площадью торгового зала до 150 кв. м конечным покупателям - физическим
лицам для личного (непредпринимательского) потребления. Если же продажа товара осуществляется не в
"традиционном" магазине, а, например, через офис (склад), вопросы квалификации деятельности, как
облагаемой ЕНВД, могут являться достаточно непростыми.
Однако некоторые виды деятельности не могут быть квалифицированы как облагаемая ЕНВД
розничная купля-продажа. В частности, ЕНВД неприменим при реализации моторных масел (как
подакцизного товара - подп. 9 п. 1 ст. 181, ст. 346.27 НК РФ), при реализации продукции собственного
производства (ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, с точки зрения ВАС РФ (Постановление Президиума от 1
октября 2013 г. N 4907/13), например, деятельность предпринимателя по реализации карт
экспресс-оплаты и сим-карт, осуществляемая от имени операторов связи, в соответствии с заключенными
с ними агентскими (субагентскими) договорами, должна облагаться налогами в рамках общего режима
налогообложения, а не в рамках ЕНВД.
Кроме того, очевидно, что определение вида объекта организации торговли должно производиться
через анализ деятельности самого налогоплательщика, а не иных лиц. В Постановлении Президиума ВАС
РФ от 27 марта 2012 г. N 14171/11 отмечается, что в силу п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения
могут являться только такие объекты, с наличием которых законодательство о налогах и сборах
связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога, то есть эти объекты
должны относиться к деятельности самого налогоплательщика. Поэтому при квалификации условий
осуществления предпринимателем розничной торговли на основании понятий, используемых в гл. 26.3 НК
РФ, подлежит оценке место организации торговли самого предпринимателя. То обстоятельство, что
предпринимателю для организации торговли была предоставлена в пользование часть торгового зала
магазина, само по себе не свидетельствует о том, что розничная торговля осуществлялась им через
объект, имеющий торговый зал, и, как следствие, для определения базовой доходности в спорный период
должен был использоваться физический показатель "площадь торгового зала", а не показатель "торговое
место". Кроме того, исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2012 г. N 1098/12, продажа
товара в розницу комиссионером на основании договора комиссии не порождает обязанности по уплате
ЕНВД у комитента. По мнению Суда, комитент при передаче комиссионеру товаров в целях их
дальнейшей реализации в розничной торговой сети сам не вступает в правоотношения с покупателями
посредством заключения договоров розничной купли-продажи и, следовательно, не вправе претендовать
на применение специального налогового режима в виде ЕНВД по этим операциям.
При одновременном осуществлении на одной территории розничной и оптовой торговли актуальны
Постановления Президиума ВАС РФ от 20 октября 2009 г. N 9757/09 и от 2 ноября 2010 г. N 8617/10: для
целей розничной торговли следует учитывать всю площадь торгового зала, а не определять ее
пропорционально выручке от каждого вида деятельности. Однако, как это следует из п. 16
информационного письма Президиума от 5 марта 2013 г. N 157, в тех случаях, когда конкретные
работники наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, заняты также и
в предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачиваются налоги в соответствии с иными
режимами налогообложения, плательщик ЕНВД обязан вести раздельный учет сумм уплаченных
страховых взносов и сумм пособий по временной нетрудоспособности: в описанных условиях
надлежащим способом ведения раздельного учета операций по уплате сумм страховых взносов и сумм
пособий по временной нетрудоспособности является их разделение пропорционально рабочему времени
работника, приходящемуся на соответствующие виды деятельности.
С учетом Постановления Президиума ВАС РФ от 16 июля 2013 г. N 1964/13 деятельность