Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4408

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Правореализация и юридический процесс: инновационные подходы к построению  моделей:  Сб.  ст.  Междунар.

науч.-практ. конф. Казань, 2011. С. 98 - 100.

Истинная  специфичность  ВТО,  кроме  всего  упомянутого,  состоит  еще  и  в  том,   что   она   оформляет

многостороннюю международную  торговую  систему  <1>,  в  основу  которой  положен  механизм  сдерживания

односторонних действий. Несмотря на то что, продолжая традиции ГАТТ,  ВТО  во  многом  олицетворяет  собой

форум (площадку) для обсуждения проблем мировой торговли, это не снижает, во-первых, уровня ее  влияния  и

значения  для  развития  права  международной  торговли  и,  во-вторых,  в  целом  влияния  на  институционные

параметры обеспечения международного сотрудничества в торговле.

--------------------------------

<1> См.: Whalley J., Hamilton C. The Trading System After the Urugway Round. Washington, 1996.

В соответствии  с

п. 2 ст. III

 Соглашения о  ВТО  переговоры  между  членами  ВТО  ведутся  по  вопросам

многосторонних торговых отношений не только в связи с соглашениями, уже составляющими часть ВТО, но и  по

вопросам будущих соглашений.

Организационно-правовой   механизм   многосторонней   торговли   в   рамках   ВТО    -    первый    и    пока

единственный  пример  подобного  рода  универсального  характера.   В   договоре,   лежащем   в   основе   ВТО,

указывается,  что  в  ВТО   имеются   две   категории   членов:   "члены-учредители",   в   число   которых   входят

"договаривающиеся   стороны

ГАТТ-1947

 на дату  вступления  в  силу  настоящего  Соглашения  и  Европейские

сообщества, принимающие настоящее

Соглашение

 и Многосторонние торговые соглашения, Перечни уступок  и

обязательств которых приложены  к

ГАТТ-1994

, и Перечни специфических обязательств  которых  приложены  к

ГАТС

"

(ст. XI)

, а также "присоединившиеся члены", т.е. те, кто выразил волю стать участником  соглашений  ВТО

после 1995 г. Анализ  данного  обстоятельства,  т.е.  того  факта,  что  ЕС  выведен  за  рамки  действия  "общего

правила"  о   необходимости   иметь   статус   стороны   в

ГАТТ-1947

  и  вразрез  с  этим  причислен   все-таки   к

"первоначальным"  членам-учредителям,   вызывает   некоторые   сомнения   в   отношении   справедливости   и

"юридической  чистоты"  подхода.  Это,  пожалуй,  лишний  раз  доказывает  ангажированность   организации   по

отношению   к   интересам   "больших   игроков"   международной   торговли   <1>   и   стремление   к   всемерной

консолидации их взаимных позиций. В отношении членства в качестве  учредителей  наименее  развитых  стран,

признанных таковыми ООН, к ним предъявляются  менее  жесткие  требования  -  им  надлежит  только  принять

обязательства   и   уступки,   совместимые   с   их   индивидуальным   развитием,   финансовыми   и    торговыми

потребностями или их административными и институциональными возможностями

(ст. XI)

.

--------------------------------

<1>  Известно,  что  за  проектом  создания  Международной  торговой  организации  в  40-е   гг.   прошлого

столетия  стояли   Соединенные   Штаты   Америки   -   инициатор   разработки   Гаванской   хартии.   Они   же   и

"похоронили" этот проект, не добившись согласия европейских государств на  введение  принципа  "взвешенного

голосования" в организации.

Процедура присоединения к

Соглашению

 о ВТО характеризуется достаточной сложностью. Правда, среди

специалистов  встречаются  и  противоположные  мнения.  Например,  В.Г.  Вельяминов  считает  их  достаточно

гибкими: "ВТО - "клуб" закрытый, но процедура вхождения в него достаточно гибка".  Вместе  с  тем  далее  в  его

позиции все же просматривается большая реалистичность: "Во-первых, неформально - она затруднена по чисто

политизированным основаниям. Во-вторых, формально - по основаниям  удовлетворения  вступающей  стороны

всем   отчасти   довольно   произвольным   требованиям    соответствия    законодательного    регулирования    и

применения   этого   регулирования    в    жизни,    что    касается    не    только    внешнеэкономического,    но    и

внутриэкономического  режима,  который  должен,   по   идее,   удовлетворять   условиям   свободной   рыночной

экономики  и  добросовестной  конкуренции.  Практически,  однако,  небольшие  государства,  такие  как   Грузия,

Киргизия,   Молдавия,   торговля   которых   незначительна   в    мировых    масштабах,    принимаются    в    ВТО

беспрепятственно" <1>. С последним высказыванием, безусловно, можно согласиться в полной мере.

--------------------------------

<1> Вельяминов В.Г. Международное экономическое право и процесс (Академический курс). С. 166.

Государство, выражающее желание стать членом ВТО,  должно  известить  ее  Генерального  директора  о

своем намерении  присоединиться  к  соглашениям  ВТО  и  передать  меморандум  о  внешнеторговом  режиме,

установленном для  товаров  и  услуг.  Генеральным  советом  создается  рабочая  группа,  в  которой  возможно

участие всех государств-членов. В ее  функции  входит  анализ  внешнеторгового  режима  страны-кандидата  на

вступление, ее законодательства и практики его применения. Затем последовательно вырабатываются  условия

присоединения,  которые  закрепляются  в  отдельных  документах:  протоколе  по   тарифным   обязательствам,

протоколе по сельскому хозяйству, протоколе по доступу на рынок, протоколе о присоединении.  Затем  рабочая

группа  представляет  доклад  со  своими  выводами  Генеральному  совету  ВТО.   Решения   о   присоединении

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  15 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

принимаются   Конференцией   министров.   Конференция    министров    одобряет    соглашение    об    условиях

присоединения большинством в две трети членов ВТО  (

ст. XII

 Соглашения о ВТО). По истечении 30 дней  после

выполнения присоединяющимся  государством  внутригосударственных  процедур  -  ратификации  Протокола  о

присоединении - принятое организацией решение вступает в силу.  Например,  Федеральный

закон

 N 126-ФЗ "О

ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об  учреждении

Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." был принят 21 июля 2012 г.  (опубликован  23  июля  2012

г.).  23  июля  Правительство  РФ  официально   уведомило   Секретариат   ВТО   о   завершении   Россией   всех

внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО,  включая  ратификацию  подписанного  в

Женеве 16 декабря 2011  г.

Протокола

 о присоединении Российской Федерации  к  Марракешскому  соглашению

об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г.

Протокол

 вступил в силу 22 августа 2012 г.

Каждый  член  ВТО  вправе  не  применять

Соглашение

  о  ВТО  и  многосторонние  торговые  соглашения,

содержащиеся  в

приложениях  1

 и

2

, в отношениях с  другим  членом,  если  любой  из  них  на  момент  своего

вступления в ВТО заявил о несогласии на такое  применение

(п. 1 ст. XIII)

. В исключительных случаях член ВТО

может претендовать на освобождение от обязательств по

Соглашению

 или любому из многосторонних торговых

соглашений при наличии решения высшего органа организации - Конференции министров. Такие  освобождения

именуются в практике ВТО  "вейверами"  (от  англ.  waivers).  Например,  14  ноября  2001  г.  в  ходе  Дохийского

раунда  Конференция  министров  предоставила  освобождение   (waiver)   от   обязательств   по

п. 1 ст.  I

 ГАТТ

Европейским сообществам - странам - членам АКТ <1>, ассоциированным с ЕЭС на  основе

Соглашения

 Котону,

которые, в свою  очередь,  являются  членами  ВТО,  на  условиях,  указанных  в  решении  Конференции,  до  31

декабря   2007   г.   в   отношении   продуктов,   происходящих   с   территории   стран   АКТ,   без   требования   о

распространении преференциального режима применительно к  соответствующим  товарам  на  любого  другого

члена организации <2>.

--------------------------------

<1>  АКТ  (от  англ.  African,  Caribbean  and  Pacific  Group  of   States   (ACP   countries))   -   международная

организация, объединяющая на сегодняшний день 79 государств, 48 из них расположены в Африке.

<2> В решении ВТО по этому поводу говорится  следующее:  "В  соответствии  с  правилами  и  условиями,

установленными в настоящем, Европейским сообществам будет предоставлено освобождение  от  обязательств

по

пункту 1 статьи I

 Генерального соглашения о тарифах и торговле до 31 декабря 2007 г.  в  той  мере,  в  какой

это будет необходимо, чтобы позволить ЕС предусмотреть преференциальный режим по тарифам в  отношении

товаров, происходящих с территории государств АКТ, как этого требуют статья 36.3, приложение V  и  протоколы

к Соглашению о партнерстве и  сотрудничестве  между  ЕС  и  странами  АКТ,  без  обязанности  распространить

такой преференциальный режим, касающийся аналогичных продуктов, на любого другого члена".

Членство в ВТО предполагает и  право  выхода  государств-членов  из  организации

(ст. XV)

. Вместе с тем

процедуры исключения из организации в ее учредительных документах не предусмотрены.

3. Организационная структура, принципы деятельности

и принятие решений в ВТО

Органы  ВТО.  Высшим  органом  ВТО,

  ответственным  за  принятие  решений,  является   Конференция

министров участвующих стран, в которой  представлены  все  члены  организации.  Как  правило,  это  министры

торговли или министры иностранных дел государств. Конференции министров созываются не реже  одного  раза

в два года (

п. 1 ст. IV

 Соглашения о ВТО). Конференции  вправе  рассматривать  любые  вопросы,  касающиеся

деятельности организации: направлений международного  сотрудничества,  определения  актуальных  проблем,

которые станут предметом очередного раунда многосторонних торговых переговоров. Как  следует  из

п. 1 ст. IV

Соглашения о ВТО, Конференция министров имеет полномочия по просьбе  любого  члена  принимать  решения

по  всем  вопросам,  "относящимся  к  любому  из  многосторонних  торговых   соглашений...   в   соответствии   с

конкретными  требованиями  в  отношении  принятия  решений,   содержащимися   в   настоящем

Соглашении

 и

соответствующем многостороннем торговом соглашении".

Наряду  с  этим  Конференции  министров  обладают  исключительной  компетенцией,  в  которую   входит:

назначение Генерального директора и принятие правил,  устанавливающих  полномочия,  обязанности,  условия

работы и  срок  нахождения  в  должности  Генерального  директора

(п. 2 ст.  VI)

; принятие  правил  об  условиях

работы и обязанностях членов Секретариата  и  иных  сотрудников  ВТО

(п. 3 ст. VI)

; совместно с  Генеральным

советом принятие решений о толковании

Соглашения

 о ВТО и Многосторонних торговых соглашений (на основе

рекомендаций    Совета,    наблюдающего    за    действием    такого    Соглашения)

(п.  2  ст.  IX)

;  принятие   в

исключительных  обстоятельствах  решения  об   освобождении   члена   от   обязательства,   вытекающего   из

Соглашения

 о ВТО или любого из Многосторонних торговых соглашений, при условии, что любое такое решение

будет принято большинством в три четверти членов, если иное не предусмотрено

п. 3 ст. IX (п. 3 ст. Х)

. Решение

Конференции   министров   об   освобождении   от   обязательства    устанавливает    наличие    исключительных

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  16 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

обстоятельств, оправдывающих такое решение, сроки и условия его  применения,  а  также  дату  окончания  его

действия; ежегодный пересмотр (продление, изменение, отмена) решения  об  освобождении  от  обязательства

на период более  одного  года.  Причем  при  каждом  таком  рассмотрении  Конференция  министров  исследует

вопросы о наличии чрезвычайных обстоятельств, оправдывающих такое освобождение, а  также  о  соблюдении

всех его сроков и условий

(п. 4 ст. IX)

. Важным полномочием Конференции министров выступает представление

членам ВТО предложенной поправки  к

Соглашению

 о ВТО и любому Многостороннему  торговому  соглашению

для  принятия

(п. 1 ст. X)

. Понятия  "принятие  поправки",  "представление  членам  поправки"  и  "предложенная

поправка", используемые в соглашениях права ВТО, подразумевают некую установленную в нормах соглашений

процедуру,  которая  предусмотрена  для  соответствующих  случаев  принятия   организацией   и   ее   органами

решений. Так, любой  член  ВТО  может  внести  предложение  о  внесении  поправок  в  положения  настоящего

Соглашения

 или Многосторонних торговых  соглашений,  содержащихся  в

приложении 1

, путем  представления

такого  предложения  Конференции  министров.  Кроме  того,  правом   представлять   Конференции   министров

предложения о поправках к положениям соответствующих Многосторонних торговых соглашений, содержащихся

в

приложении  1

, за действием  которых  они  наблюдают  (

ст. X

 "Поправки"  Соглашения  о  ВТО),  наделены  и

Советы,  перечисленные  в

п. 5 ст. IV

 (Совет по торговле товарами,  Совет  по  торговле  услугами  и  Совет  по

ТРИПС

). Если Конференция министров не примет решение о более  длительном  сроке,  то  в  течение  90  дней

после  формального  представления  предложения   Конференции   министров   любое   решение   Конференции

министров  представить  предложенную  поправку  членам   для   ее   принятия   принимается   консенсусом.   За

исключением   положений

п. п. 2

,

5

 или

6 ст. X

,  такое  решение  должно  содержать  указание  на   применение

положений

п. п.  3

  или

4

   <1>.   По   достижении    консенсуса    Конференция    министров    незамедлительно

представляет  членам  предложенную  поправку  для  принятия.  Если  на  заседании   Конференции   министров

консенсус не достигнут в течение установленного периода, то Конференция министров решает большинством  в

две трети членов, представлять ли предложенную поправку членам для принятия. За  исключением  положений

п. п. 2

,

5

 и

6

, к предложенной  поправке  применяются  положения

п. 3

, если только Конференция  министров  не

решит большинством в три четверти членов о применении положений

п. 4

.

--------------------------------

<1>

Пункты 3

 и

4 ст. X

 трактуют проблему уровня и существа поправок по  отношению  к  изменению  либо

неизменности характера прав и обязанностей членов.

Пункт 3

 гласит: "За исключением поправок к положениям,

перечисленным в

пунктах 2

 и

6

, поправки к положениям настоящего Соглашения или  Многосторонних  торговых

соглашений, содержащихся  в

приложениях 1A

 и

1C

, которые в силу своего характера могут  изменить  права  и

обязательства членов, вступают в силу для принявших их членов после принятия двумя третями  членов  ВТО  и

после этого - для каждого другого члена с момента принятия им этих поправок.  Конференция  министров  может

решить большинством в три четверти членов, что любая поправка, вступающая в силу на основании  положений

настоящего

пункта

, имеет такой характер, что любой член, не принявший ее в срок, установленный  для  каждой

такой  поправки  Конференцией,  может  решить  либо  выйти  из  ВТО,  либо  остаться  ее   членом   с   согласия

Конференции министров".  В

п. 4

, напротив, содержится регулирование для случаев,  когда  поправкой  характер

прав и обязанностей членов  не  затрагивается:  "За  исключением  поправок  к  положениям,  перечисленным  в

пунктах  2

 и

6

,  поправки  к  положениям  настоящего  Соглашения  или  Многосторонних  торговых   соглашений,

содержащихся  в

приложениях  1A

 и

1C

, которые в силу  своего  характера  не  изменяют  прав  и  обязательств

членов, вступают в силу для всех членов после принятия их двумя третями членов".

Только  Конференция  обладает  правом  решения   вопроса   о   присоединении   к   соглашениям   ВТО   и

одобрения условий присоединения

(п. 2 ст. XII)

, т.е. о приеме в организацию новых членов.

В

Соглашении

  подтверждена  практика  принятия  решений  консенсусом,   которая   начиналась   еще   в

ГАТТ-1947

. В обязательном  порядке  консенсусом  утверждаются  поправки  к

ст. ст. IX

 и

X

 Соглашения о  ВТО,

отдельным статьям ГАТТ  (

ст. ст. I

 и

II

 ГАТТ-1994),

приложениям 1A

 (Многосторонние соглашения  по  торговле

товарами),

1B

 (

п. 1 ст. II

 ГАТС) и

1C

 (

ст. 71

 ТРИПС). Если решения не могут быть приняты  консенсусом,  то  они

принимаются голосованием (большинством голосов).  Согласно

ст. IX

 "на заседаниях Конференции министров и

Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос. Если Европейские сообщества используют свое право

голоса, они имеют число голосов, равное числу их государств-членов, которые являются членами ВТО. Решения

Конференции министров и Генерального совета принимаются большинством  поданных  голосов,  если  иное  не

предусмотрено  в  настоящем

Соглашении

  или  в  соответствующем  Многостороннем  торговом   соглашении",

содержащемся  в

приложении  1A

 к Соглашению о ВТО. При этом число  голосов  Европейских  сообществ  и  их

государств-членов ни в коем случае не может превышать число государств - членов Европейских сообществ.

Понятие   "большинство   голосов",   во-первых,

дифференцировано

,  а  во-вторых,

конкретизировано

 в

документах    ВТО.    Так,    существует    "квалифицированное    большинство    в    три    четверти    голосов"    и

"квалифицированное  большинство  в  две  трети  голосов".  Квалифицированное  большинство  в  три  четверти

голосов требуется в следующих случаях:  при  толковании  положений

Соглашения

 о ВТО; при освобождении  от

обязательств по

Соглашению

 о ВТО или соглашению системы ВТО; при  утверждении  определенных  поправок.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  17 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

Вместе с тем поправки к

ст. ст. IX

 и

X

 Соглашения о ВТО, а также поправки к положениям

ст. ст. I

 и

II

 ГАТТ-1994,

ст. II:1

 ГАТС,

ст. 71

 ТРИПС вступают в силу только после принятия их всеми членами.

Квалифицированное   большинство   в   две   трети   должно   быть   обеспечено   в    случаях,    во-первых,

утверждения  поправок,  не  требующих  трех  четвертей  голосов,  и,   во-вторых,   утверждения   соглашения   о

вступлении нового члена в  ВТО.  Каждое  государство  обладает  одним  голосом.  Европейский  союз  обладает

числом голосов, равным числу его членов.

Пункт 7 ст. IV

 Соглашения о ВТО формирует перечень органов ВТО, создаваемых  для  достижения  целей

организации. В  частности,  Конференция  министров  образует  Комитет  по  торговле  и  развитию,  Комитет  по

ограничениям в связи с платежным балансом и Комитет по бюджету, финансам и административным  вопросам,

которые  выполняют  функции,   предписанные   им   указанным

Соглашением

  и  Многосторонними   торговыми

соглашениями, а также любые дополнительные функции, предусматриваемые  для  них  Генеральным  советом.

Как  высший  орган  ВТО,  Конференция  министров  может  образовывать  любые  другие   комитеты   с   такими

функциями, которые она сочтет  необходимыми.  Комитет  по  торговле  и  развитию,  в  порядке  осуществления

своих функций, периодически проводит обзоры специальных положений многосторонних торговых соглашений в

пользу наименее развитых стран-членов и представляет доклады Генеральному совету в  целях  осуществления

соответствующих действий. Членство в этих комитетах открыто для представителей всех членов.

На   конференциях   вырабатываются    направления    международного    сотрудничества,    в    частности,

определяются актуальные вопросы, которые становятся затем  предметом  очередного  раунда  многосторонних

торговых переговоров. Первая после  завершения  Уругвайского  раунда  переговоров  Конференция  министров

была проведена в Сингапуре в декабре 1996 г. На ней, равно как и на последующей, были рассмотрены вопросы

проведения очередного раунда многосторонних  торговых  переговоров.  В  1998  г.  в  Женеве  состоялась  2-я  -

юбилейная, посвященная 50-летию

ГАТТ

, - Конференция министров. После конференций в Женеве и в Сиэтле в

1999 г. стало очевидным, что предстоящие многосторонние торговые  переговоры  должны  заострить  внимание

на условиях  решения  поставленных  проблем  с  учетом  интересов  развивающихся  стран.  Прежде  всего  это

означало  обеспечение  доступа  развивающимся  странам  на  рынки  сельскохозяйственной   продукции   путем

сокращения тарифов и отказа  от  экспортных  субсидий;  дополнение

ТРИПС

  положениями,  обеспечивающими

решение государственных проблем здравоохранения (борьба  с  эпидемиями  СПИДа,  туберкулеза,  малярии  и

другими  болезнями);  решение  проблемы  имплементации  соглашений  Уругвайского   раунда   переговоров   в

развивающихся странах, предусмотрев для них преференциальный, дифференцированный режим; обеспечение

имплементации

Соглашения

 по текстилю <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доронина Н.Г., Лавренов В.С.

Указ. соч.

Очередной раунд переговоров открылся в Дохе (Катар) в ноябре 2001 г.  на  4-й  Конференции  министров.

Были начаты переговоры  в  области  сельского  хозяйства,  услуг,  доступа  на  рынки  промышленных  товаров,

торговых  аспектов  прав  интеллектуальной  собственности,  правил  ВТО  в  части  применения   антидемпинга,

субсидий,  региональных  торговых  соглашений,  действия   механизма   разрешения   споров,   взаимодействия

торговли и экологии <1>. На Конференции в Женеве, состоявшейся 1 августа 2004 г., государства  -  члены  ВТО

согласовали документ о проведении нового раунда многосторонних торговых переговоров - Раунда развития.

--------------------------------

<1> См. документ ВТО: WT/MIN (01)/DEC/W/1 of 14 Nov/2001.

Исполнительным органом,

 созываемым по мере необходимости, является Генеральный совет.

Статья IV

"Структура   ВТО"   Соглашения   о   ВТО   устанавливает:   "Учреждается   Генеральный   совет,   состоящий   из

представителей всех членов, который собирается  по  мере  необходимости.  В  перерывах  между  заседаниями

Конференции  министров  ее  функции  осуществляются   Генеральным   советом".   Генеральный   совет   также

выполняет  другие  функции,  предписанные  ему

Соглашением (п. 2 ст. IV)

.  Генеральный  совет  устанавливает

свои правила процедуры и утверждает  правила  процедуры  комитетов,  предусмотренных

Соглашением

 о ВТО

(см.

п. 7 ст. IV

). В исключительную компетенцию Генерального  совета  входит  утверждение  бюджета  ВТО.  Он

вправе также наряду с Конференцией давать обязательное толкование положений

Соглашения

 о ВТО.

Когда в нормах Соглашения о ВТО говорится о  том,  что  ВТО  выполняет  "административные  функции  в

отношении

ДРС

, или в  отношении

Механизма

 обзора торговой  политики  (

п. п. 3

 и

4 ст. III

), это означает,  что

должны быть установлены и выявлены соответствующие обязанности  исполнительных  органов,  прежде  всего

Генерального  совета.  В  первой  ситуации,  т.е.  если  Генеральный  совет  выполняет  функции  ОРС  в  ВТО  в

соответствии  с

ДРС

, он может иметь своего  председателя  и  устанавливать  такие  правила  процедуры,  какие

будут сочтены необходимыми для выполнения своих функций. То же  самое  предусматривается  и  тогда,  когда

Генеральный  совет  выполняет  функции  административного  органа  в  связи  с

Механизмом

 обзора  торговой

политики (Органа по проведению обзора торговой политики), которому  посвящено

приложение 3

 к Соглашению

о ВТО <1>.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  18 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

--------------------------------

<1>  В  специальном

разделе

  приложения  "Процедуры   обзора"   прямо   устанавливается:   "Настоящим

учреждается  Орган  по  проведению  обзора   торговой   политики   (упоминаемый   здесь   как   "ООТП"),   чтобы

выполнять обзор торговой политики" (C (i)).

Механизм

 обзора торговой политики не является абсолютной новеллой для ВТО, поскольку  этот  институт

появился еще  в  практике  ГАТТ  в  1989  г.  Как  отмечает  В.М.  Шумилов,  этот

Механизм

  представляет   собой

формализованный эквивалент периодического рассмотрения

макроэкономической политики государств

 <1>.

В основу функционирования

Механизма

 заложено представление государствами-членами докладов с  обзорами

их торговой политики, которые подлежат обсуждению  на  заседаниях  Органа  по  проведению  обзора  торговой

политики, а затем публикуются. С формальной стороны обзоры не обладают  юридической  силой.  Это  один  из

элементов текущего контроля организации по отношению к ее членам. Как  указывается  в  документе,  "влияние

отдельных  членов  на  функционирование  многосторонней  торговой  системы,  определяемое  по   их   доле   в

мировой торговле в последнем представительном периоде, будет решающим фактором при  принятии  решений

о  частоте  проведения  обзоров.  Определенные  таким  образом  первые  четыре  участника  торговли   (причем

Европейские  сообщества  считаются  единым  участником)  являются   предметом   обзора   каждые   два   года.

Следующие 16 являются предметом обзора каждые  четыре  года.  Другие  члены  являются  предметом  обзора

каждые шесть лет, за  исключением  того,  что  для  наименее  развитых  стран-членов  может  быть  установлен

более  длительный  период.  При  этом  понимается,  что  обзор  в  отношении  образований,   имеющих   общую

внешнюю  политику,  распространяющуюся   на   нескольких   членов,   охватывает   все   компоненты   политики,

влияющие  на  торговлю,   включая   соответствующую   политику   и   практику   отдельных   членов"

(п.  (ii))

. Из

приведенных правил  допускаются  исключения.  Так,  в  случае  изменений  в  торговой  политике  или  практике

какого-либо члена,  которые  могут  иметь  значительные  последствия  для  его  торговых  партнеров,  Орган  по

проведению обзора торговой политики проводит консультации с  соответствующим  членом  и  может  попросить

его о том, чтобы  следующий  обзор  был  проведен  раньше.  В  результате  действия  общих  положений  обзор

торговой  политики   самых   крупных   участников   международной   торговли   (ЕС,   США,   Япония   и   Канада)

производится один раз в два года, а группы  следующих  по  роли  в  торговле  и  значению  государств,  в  числе

которых и Россия, - один раз в четыре года.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО): Учебник. 2-е изд. М., 2013. С. 59.

Практика  осуществления  обзоров  торговой  политики  известна  и  другим   объединениям   (Организации

экономического сотрудничества и развития, МВФ, иным образованиям). Знакомо это направление  деятельности

и   СНГ.   Целью   обзоров   торговой   политики   являются   достижение   государствами    -    участниками    СНГ

транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и  обязательств,  зафиксированных

в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны

свободной  торговли,  а  также  регулярное  проведение  объективной  оценки  основных   показателей   торговой

политики  и  практики  государств  -  участников  СНГ,  их  влияния  на  развитие  взаимной  торговли.  Решением

Экономического  совета  СНГ  от  15  марта  2002  г.  принят

порядок

  проведения  обзоров   торговой   политики

государств - участников СНГ <1>.

--------------------------------

<1> Обзор отражает важнейшие аспекты  торговли,  в  частности  режим  торговой  политики:  рамки;  цели

торговой    политики;    нормативно-правовая    база    (таможенное     законодательство,     законы     о     защите

государственных интересов в торговле, защите прав потребителей, защитных мерах, технических и  санитарных

барьерах, государственных закупках, охране и защите авторских прав, транзите, реэкспорте, законодательстве в

сфере денежно-кредитной политики и т.д.); соглашения  (многосторонние,  региональные,  двусторонние  и  др.).

См.:

решение

 Экономического совета  СНГ  "О  Порядке  проведения  обзоров  торговой  политики  государств  -

участников СНГ" (Вместе со Структурой национального доклада...), принято в г. Москве 15 марта 2002  г.  //  СПС

"КонсультантПлюс".

Принятие решений Генеральным советом подчиняется общим правилам принятия решений в  организации

-  по  принципам  консенсуса  или  голосования.  Считается,  что  соответствующий  орган   принимает   решение

консенсусом по вопросу,  представленному  на  его  рассмотрение,  если  никто  из  членов,  присутствующих  на

заседании, в момент принятия  решения  формально  не  возражает  против  предлагаемого  решения.  Это  есть

принцип  "отрицательного  консенсуса",  который  пришел  на   смену   принципу   "положительного   консенсуса",

свойственному практике ГАТТ. Для целей голосования каждый член Генерального совета имеет один голос.

Чрезвычайно  важными   являются   положения

Соглашения

 о  ВТО,  которые  касаются  правил  принятия

решений Генеральным советом в ситуации выполнения им функций  ОРС:  в  этом  случае  ему  предписывается

принимать решения только в соответствии с  условиями

п. 4 ст. 2

 ДРС. В силу последних решение ОРС  должно

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  19 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)