ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.12.2020
Просмотров: 1067
Скачиваний: 2
1. Социологическое исследование и его виды.
Как известно, типология — это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений или процессов и их группирование по общности каких-либо признаков. Необходимость определения типов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.
В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого- либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии. Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования — периодические переписи населения.
По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков- интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. Особенно важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
Описательное
исследование — более сложный
социологический анализ. С его помощью
получают эмпирическую информацию,
дающую относительно целостное
представление об изучаемом социальном
объекте, явлении или процессе. Обычно
это исследование проводится тогда,
когда объектом анализа является
сравнительно большая совокупность,
отличающаяся различными свойствами и
характеристиками (например, трудовой
коллектив крупного предприятия, где
работают люди разных профессий, пола,
возраста, имеющие различный стаж работы,
и т. д.). Выделение в структуре объекта
изучения относительно однородных групп
(например, по уровню образования,
возрасту, профессии) позволяет оценить
и сравнить интересующие социолога
характеристики, выявить наличие или
отсутствие связей между ними. В
описательном исследовании могут быть
применены один или несколько методов
сбора эмпирических данных.
Сочетание
различных методов повышает достоверность
и полноту социологической информации,
позволяет сделать более глубокие выводы
и более обоснованные рекомендации.
Аналитическое
исследование — наиболее сложный
социологический анализ, позволяющий
не только описывать элементы изучаемого
объекта, явления или процесса, но и
выявлять их причины. Поиск
причинно-следственных связей — основное
назначение данного исследования. Если
описательным исследованием устанавливается
лишь связь между характеристиками
изучаемого явления, то аналитическим
выясняется, носит ли эта связь причинный
характер, и что является основной
причиной, определяющей то или иное
социальное явление. С помощью аналитического
исследования изучается совокупность
факторов, обусловливающих данное
явление. Обычно их классифицируют как
основные и не основные, постоянные и
временные, контролируемые и неконтролируемые
и т. д.
Аналитическое исследование
невозможно без детально разработанной
программы и четко отшлифованного
инструментария. Обычно такое исследование
проводят после разведывательного и
описательного, в ходе которых собирают
сведения, дающие предварительное
представление об определенных элементах
изучаемого социального объекта, явления
или процесса. Аналитическое исследование
чаще всего носит комплексный характер.
По используемым методам оно намного
разнообразнее, чем разведывательное и
описательное.
В специальной социологической литературе описаны и другие подходы к выделению типологии социологического исследования. Особого внимания заслуживает подход российского социолога В. Ядова, который выделяет следующие виды социологических исследований: ориентированные на различные аспекты социального планирования и управления общественными процессами, теоретико-прикладные, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разработок; теоретико-методологические, оперативные на предприятиях и в учреждениях, с помощью которых анализируют местные проблемы с целью нахождения оптимальных способов их разрешения.
Некоторые
исследователи различают социологические
исследования по сферам общественной
жизни, например на социально-экономические,
социально- политические,
социально-педагогические,
социально-психологические и т.
д.
Определенный интерес представляет
подход украинского социолога Г. Щёкина,
который эмпирические и прикладные
социологические исследования
классифицирует так пилотажные,
направленные на проверку эффективности
инструментария; полевые, ориентированные
на изучение объекта в нормальных
естественных условиях, в повседневной
обстановке; с обратной связью, цель
которых — привлечь коллектив к участию
в решении стоящих перед ним практических
проблем; панельные, предполагающие
повторное изучение одного объекта через
определенные интервалы времени;
лангитюдные как разновидность повторных,
когда ведется длительное периодическое
наблюдение за одними лицами или
социальными объектами; сравнительные,
когда в качестве основного приема
используют сопоставление информации
о различных социальных подсистемах,
периодах исторического развития,
исследованиях разных авторов;
междисциплинарные, предполагающие
сотрудничество представителей различных
научных дисциплин в решении комплексной
проблемы.
Российские социологи М. Горшков и Ф. Шереги попытались выработать основной критерий для классификации социологических исследований, взяв за основу их логическую структуру и ориентацию на практику. Они выделяют такие социологические исследования: разведывательные, оперативные, описательные, аналитические, экспериментальные. Все опросы эти социологи сводят к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социологической информации они подразделяют опросы на массовые и специализированные, отдельно выделяя также социологические наблюдения, анализ документов, точечные и панельные исследования.
Отмеченные классификации, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных оснований и классификационных признаков. Но основной их недостаток состоит в том, что они опираются не на все компоненты выделенной системы познавательного процесса, а поэтому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований, не охватывая всех видов социологических исследований
Принятые в социологии классификации социальных объектов различаются, как правило, глубиной проникновения в их сущность. Условно классификации социальных объектов делятся на сущностные и несущностные. Сущностные основываются на концептуальном осмыслении природы классифицируемых объектов. Таких классификаций, как показывает анализ, сравнительно немного, но все они прочно закрепились в социологической науке. Несущностные классификации основаны на объектах, глубокое проникновение в сущность которых довольно проблематично. Следовательно, эти классификации не лишены определенной поверхностности, что объясняется недостаточным уровнем понимания классифицируемых объектов и проникновения в их сущность.
Как показывает проведенный анализ, в основу классификации социологических исследований можно положить концепцию структуры социологического исследования. При таком подходе основаниями для классификации социологических исследований являются структурные элементы социального познания: предмет исследования, его метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследования, получаемое знание. Каждое из этих оснований, в свою очередь, подразделяется на ряд подоснований и т. д. Предлагаемая сущностная классификация видов социологических исследований приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Сущностная классификация социологических исследований
|Основание
классификации|Виды социологических
исследований |
|1 |2 |
|По предмету |
|
|исследования: |Социально-экономические,
собственно |
|сфере приложения
|социологические, |
| |социально-политические,
социально-педагогические |
|степени
|и т. д. |
|представленности | |
|сторон
объекта |Комплексные, не комплексные
|
|степени выраженности | |
|динамики
объекта |Точечные, повторные, панельные,
мониторинговые |
|По методу исследования:|
|
| |Разведывательные (пилотажные или
зондажные), |
|глубине и сложности
|описательные, аналитические |
|анализа
|Наблюдение, анализ документов, опрос
(анкетный, |
|доминированию |интервью,
тестирование, экспертиза), |
|применяемого
метода |экспериментальные |
|
|исследования |
|типу и уровню
|Теоретические, эмпирические, |
|исследова-
|эмпирико-теоретические, |
|тельской
деятельности |фундаментальные, прикладные
|
|По типу субъекта: | |
|структуре
|Коллективные, персональные (авторские)
|
|субъекта количеству |Многоцелевые,
|
|целей, |одноцелевые |
|выдвигаемых
субъектом | |
|По условиям и |
|
|предпосылкам | |
|исследования:
|Полевые, лабораторные |
|типу условий
положения | |
| |Информационно
обеспеченные и необеспеченные |
|объекта
| |
|обеспеченности | |
|априорной |
|
|информацией | |
|По получаемому
знанию: | |
|новизне получаемого
|Новаторские, компиляторские |
|знания
| |
|типу получаемого знания|Эмпирические,
эмпирико-теоретические, |
| |теоретические
|
| |Фиксирующие факты, проверяющие
гипотезы, |
|роли в науке сфере
|обобщающие, |
| |аналитические,
синтезирующие, прогностические,
|
|приложения знания |ретроспективные
и т. д. Теоретические, |
| |прикладные,
|
| |теоретико-прикладные |
|По
масштабу объекта | Сплошные, выборочные,
локальные, |
|исследования |региональные,
отраслевые, общегосударственные, |
|
|международные. |
Представленную сущностную классификацию, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом нужно иметь в виду, что ее отдельные основания практически не зависят друг от друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, социологическое исследование можно охарактеризовать как социально- экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.
2. Общая характеристика программы социологического исследования
Как
уже отмечалось, социологическое
исследование — это сложный процесс
познавательной деятельности, в ходе
которого социолог (субъект познания)
последовательно осуществляет переход
от одних качественных этапов познания
к другим, от непонимания сущности
исследуемого социального объекта к
получению необходимых и достоверных
знаний о нем. Какой бы ни была специфика
конкретного социологического исследования,
оно всегда проходит определенные этапы.
В социологии выделяют, как правило,
четыре основных этапа социологического
исследования, характеристика которых
представлена в таблице 2. Анализ
показывает, что любое социологическое
исследование начинается с разработки
его программы, которую можно рассматривать
в двух аспектах. С одной стороны, она
представляет собой основной документ
научного поиска, по которому можно
судить о степени научной обоснованности
того или иного социологического
исследования. А с другой стороны,
программа является определенной
методологической моделью исследования,
в которой фиксируются методологические
принципы, цель и задачи исследования,
а также способы их достижения. Кроме
того, поскольку с разработки программы,
собственно, и начинается социологическое
исследование, то она представляет собой
результат его первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.
Таблица
2
Характеристика основных этапов
социологического исследования
|Этап
|Содержание |Результат |
|исследования
| | |
| |Разработка вопросов методологии,
|Программа |
|Программирующий|методики
и техники |социологического |
|
|социологического исследования
|исследования |
| |Применение методов
и техники для |Эмпирическая |
|Информационный
|получения массива достоверной и
|социологическая |
| |репрезентативной
социологической |информация |
|
|информации | |
| |Анализ социологической
информации,|Описание и объяснение
|
|Аналитический |ее обобщение,
теоретизация, |изучаемого социального|
|
|описание и объяснение фактов, |объекта
(явления или |
| |обоснование тенденций
и |процесса) |
| |закономерностей,
выделение | |
| |корреляционных и | |
|
|причинно-следственных связей | |
|
|Разработка практических |Модель
практического |
|Практический
|рекомендаций и социальных |преобразования
|
| |технологий |изученного социального|
|
| |объекта(явления или |
| | |процесса)
|