ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.12.2020
Просмотров: 1068
Скачиваний: 2
Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.
1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.
2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.
5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога- исследователя.
6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.
7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.
Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов
3. Проблемы исследования
Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в целом, и данного индивида в частности. Неоправданно большими оказываются также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям. Издержки общества от нерациональных профессиональных перемещений работников огромны, но еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруднения в самореализации личности резко снижают качество жизни.
Такова
типичная проблемная ситуация, с которой
сталкивается социолог.
После ее
анализа и аргументации общественной
значимости исследователь переводит
практический аспект проблемной ситуации
в ранг познавательной проблемы, доказывает
ее недостаточную исследованность и
обоснованность, а также необходимость
изучения, т. е. удовлетворения потребности
в знании путем разрешения данного
противоречия социальной действительности.
Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика социологических исследований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.
Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации, определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции, стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных проблем (табл. 3).
Таблица 3
Классификация
социальных проблем
|Социальные
проблемы |
|по масштабу |по остроте
|по типу тенденций |по скорости |
| |
|социальных |развития |
| | |изменений
| |
|Локальные |Неназревшие
|Деструктивно-дегра|Пассивные |
| |
|дационные | |
|Региональные |Актуальные
Острые |Трансформационные |Активные
|
|Национальные | |Инновационные
|Суперактивные |
Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно- деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.
Таким
образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие
существующих социальных проблем. По
сути каждую конкретную проблему можно
дифференцировать по каждому из четырех
показателей, т. е. по социальному масштабу,
остроте, типу тенденции и скорости ее
развития. При этом получим
27
разновидностей проблем по каждому из
представленных в табл. 3 показателей.
Например, по показателю "неназревшая"
проблему можно описать так: локальная,
неназревшая, деструктивно-деградационная,
пассивная; локальная, неназревшая,
деструктивно-деградационная, активная
и т. д. Если же представить все возможные
варианты, то их количество составит
27*3=81.
Классификация социальных проблем существенно влияет на определение методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т. е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой; между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения целей и задач исследования.
В социологическом исследовании категория "проблема" выполняет несколько важных функций: актуализации, что придает исследованию общественную значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции, поскольку как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы; прагматизации, состоящей в том, что корректная формулировка проблемы обеспечивает практический эффект всего исследования, а также определяет зону внедрения выводов и практических рекомендаций.
4. Метод социологического наблюдения
Наблюдение
в социологическом исследовании
представляет собой метод сбора и
простейшего обобщения первичной
информации об изучаемом социальном
объекте путем непосредственного
восприятия и прямой регистрации фактов,
касающихся изучаемого объекта и значимых
с точки зрения целей исследования.
Единицами информации данного метода
являются зафиксированные акты вербального
или невербального (реального) поведения
людей. В отличие от естественных наук,
где наблюдение считается основным и
сравнительно простым методом сбора
данных, в социологии это один из наиболее
сложных и трудоемких методов
исследования.
Кроме того, социологическое
наблюдение интегрировано практически
во все методы социологической науки.
Например, социологический опрос можно
представить как специфическое наблюдение
за опрашиваемыми посредством анкеты,
а социальный эксперимент органично
включает в себя два акта наблюдения: в
самом начале исследования и в завершение
действия экспериментальных переменных.
Социологическое
наблюдение характеризуется целым рядом
существенных признаков. Во-первых, оно
должно быть направлено на социально
важные области, т. е. на те обстоятельства,
события и факты, которые являются
существенными для развития личности,
коллектива, и в этом оно должно
соответствовать социальному заказу со
стороны общества. Во-вторых, наблюдение
следует проводить целенаправленно,
организованно и систематизировано.
Необходимость этого определяется тем,
что, с одной стороны, наблюдение является
совокупностью сравнительно простых
процедур, а с другой стороны, объект
социологического наблюдения отличается
большим разнообразием свойств и
существует опасность "потерять"
наиболее существенные из них. В-третьих,
наблюдение в отличие от других
социологических методов характеризуется
определенной широтой и глубиной.
Широта
наблюдения предполагает фиксацию как
можно большего количества свойств
объекта, а глубина — выделение наиболее
значимых свойств и наиболее глубинных
и сущностных процессов. В-четвертых,
результаты наблюдения должны четко
фиксироваться и без особого труда
поддаваться воспроизведению.
Хорошей
памяти здесь мало, нужно применять
процедуры протоколирования, унификации
данных, кодирования языка и др. В-пятых,
наблюдение и обработка его результатов
требуют особой объективности. Именно
специфика проблемы объективности в
социологическом наблюдении и отличает
его от наблюдения в естественных науках.
В
отличие от других социологических
методов социологическое наблюдение
имеет две важные особенности. Первая
определяется объектом наблюдения, часто
обладающим социальной активностью
различной направленности. У всех
наблюдаемых есть сознание, психика,
цели, ценностные ориентации, характер,
эмоции, т. е. качества, могущие вызвать
неестественность их поведения, нежелание
быть наблюдаемыми, стремление выглядеть
в лучшем свете и т. д. В совокупности это
значительно снижает объективность
информации, получаемой от объекта, —
реальных личностей и коллективов. Эта
необъективность особенно заметно
проявляется, когда цели социолога и
наблюдаемых различны.
Процесс
наблюдения в этом случае начинает
превращаться либо в борьбу, либо в
манипуляции "социолога-детектива",
всячески маскирующего свою деятельность.
Подобные ситуации неоднократно возникали
в практике социологических исследований.
Так, в западных странах достаточно
специальных работ, посвященных
рекомендациям относительно
поведения
"социолога-шпиона".
Эта проблема теряет актуальность, если
социолог стоит на позициях гуманизма
или выражает интересы самих обследуемых.
Вторая
особенность метода социологического
наблюдения заключается в том, что
наблюдатель не может быть лишен чисто
человеческих черт, в том числе
эмоциональности восприятия. Если явления
несоциальной природы могут не волновать
наблюдателя, то явления социума всегда
вызывают переживания и сопереживания,
чувства, эмоции и желание помочь
обследуемым, а иногда и
"подправить"
результаты наблюдения. Дело в том, что
сам наблюдатель является частью
социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми
существует не только гносеологическое,
но и социально-психическое взаимодействие,
которое иногда довольно сложно преодолеть.
Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования. Пафос личностного отношения социолога к обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и логического подхода.
Следует
отметить, что преимущества метода
социологического наблюдения достаточно
отчетливы и сводятся к следующему.
Во-первых, это непосредственность
восприятия, позволяющая фиксировать
конкретные, естественные ситуации,
факты, живые фрагменты жизни, богатые
деталями, красками, полутонами и т.д.
Во-вторых, это возможность учитывать
конкретное поведение групп реальных
людей. В настоящее время эта задача
практически неразрешима другими
социологическими методами. В-третьих,
наблюдение не зависит от готовности
наблюдаемых лиц высказываться о самих
себе, что свойственно, например,
социологическому интервью. Здесь
необходимо учитывать вероятность
"притворства" наблюдаемых, ведь
им известно, что за ними наблюдают.
В-четвертых, это многомерность данного
метода, дающая возможность фиксировать
события и процессы наиболее полно и
всесторонне.
Большая многомерность
характерна для наиболее опытных
наблюдателей.
Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием активности социальных объекта и субъекта, что может привести к необъективности результата. К наиболее серьезным ограничениям этого метода, которые необходимо учитывать социологу, относятся следующие:
1. Настроение наблюдателя во время опыта может отрицательно влиять на характер восприятия событий и оценку фактов. Это влияние особенно велико, когда у наблюдателя слишком слабо выражен побудительный мотив к наблюдению.
2. На отношение к наблюдаемому достаточно сильное влияние оказывает социальное положение наблюдателя. Его собственные интересы и позиция могут способствовать тому, что одни акты поведения наблюдаемых окажутся отраженными фрагментарно, а другие — возможно менее важные — могут быть оценены как более значимые. Например, критическое отношение юноши к своему педагогу с точки зрения одного наблюдателя может оцениваться как признак его самостоятельности, а с точки зрения другого — как строптивость и крайняя невоспитанность.
3. Тенденция ожидания у наблюдателя заключается в том, что он оказывается слишком привержен определенной гипотезе и фиксирует лишь то, что соответствует ей. Это может привести к тому, что наблюдатель просто не увидит существенных и важных свойств наблюдаемых, не укладывающихся в его первоначальную гипотезу. Более того, наблюдаемые могут уловить эту предрасположенность и изменить свое поведение, как в лучшую, так и в худшую сторону.
4. Комплексность наблюдения может быть не только его достоинством, но и недостатком, приводящим к потере существенного среди огромного набора фиксируемых качеств.