Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4186

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28.Что в людях живет, то и нас не минет.

29. Всякий за себя отвечает.

30. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

31. Сам пропадай, а товарища выручай.

32. Делай людям добро, да себе без беды.

Обработка результатов

Включенные в методику пословицы диадными плеядами тяготеют друг к другу и

имеют общий метасмысл. Основываясь на диодной плеядности пословиц,

полимотивационную «Я-концепцию» личности составили 16 парных мотивационных

тенденций. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой паре, о

выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные номера

пословиц оцениваются знаком «+», а четные знаком «-». И наоборот, когда

нечетные номера пословиц оцениваются знаком «-», а четные -«+», можно говорить

о доминировании противоположной тенденции.

Ключ и интерпретация

1. Акизитивная (материальная) мотивация представлена пословицей № 1

(противого ложная - пословицей № 2), отражает отношение к материальному

благополучию в жизни, деньгам, определяет значимость для индивида материальной

стороны жизни, вытекает общей ориентации на благополучие.

2.Гедонистическая мотивация представлена пословицей № 3

(противоположная - пословицей № 4), выражает ориентацию на упрощенные способы

существования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, характеризует

потребность в телесном и душевном комфорте.

3.Оптимистическая мотивация представлена пословицей № 5

(противоположная пессимистическая - пословицей № 6), отражает веру в хорошее,

надежду на лучшее в жизни, характеризуется пассивным ожидаем

благополучия/неблагополучия в жизни, определяется как

оптимистический/пессимистический фатализм.

4.Коммуникативная мотивация представлена пословицей № 7

(противоположная - пословицей № 8), выражает потребность в общении, в дружбе,

отражает степень направленности субъекта на взаимодействие, коммуникацию.

5. Познавательная мотивация представлена пословицей № 9

(противоположная - пословицей № 10), отражает потребность в выполнении работы,

направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через

преодоление трудностей.

6.Трудовая мотивация представлена пословицей № 11 (противоположная -

пословицей № 12), отражает потребность в выполнении работы, направленность на

труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей.


7.Нормативная мотивация представлена пословицей № 13 (противоположная

- пословицей № 14), отражает ориентацию на выполнение групповых и социальных

норм, свидетельствует о социальной идентификации, характеризует степень

ориентации индивида на долженствование, ответственность, необходимость.

8.Нравственная мотивация представлена пословицей № 15 (противоположная


- пословицей № 16), отражает ориентацию индивида на соблюдение нравственных

норм, характеризует желание жить по правде, по совести, по справедливости,

относится к духовной деятельности человека.

9.Губристическэя мотивация как стремление к совершенству представлена

пословицей № 17 (противоположная - пословицей № 18), отражает ориентацию на

развитие, потребность в достижении, самоопределении.

10.Пугническая мотивация представлена пословицей № 19 (противоположная -

мотивация к индивидуальной безопасности - пословицей № 20), выражает

потребность в действенном, активном преодолении трудностей, стремление бороться

с жизненными обстоятельствами, даже если это связано с определенным риском

11.Губристическая мотивация как стремление к превосходству

представлена пословицей № 21 (противоположная - пословицей № 22), выражает

потребность в уважении, авторитете среди людей (престижная), в признании,

успехе (глорическая), в первенстве.

12. Мотивация позитивного отношения к людям представлена пословицей №

23 (противоположная - пословицей № 24), выражает ориентацию на хорошее,

положительное отношение к людям, веру в доброту людей,

13. Мотивация избегания неприятностей представлена пословицей № 26

(противоположная - пословицей № 25), отражает потребность в избегании

неприятностей с внешним окружением, угроз, опасностей.

14.Мотивация индивидуализации представлена пословицей № 27

(противоположная -пословицей № 28), выражает либо желание ориентироваться на

себя, либо делать так, как другие хотят, вместе с другими.

15.Эгоцентрическая мотивация представлена пословицей № 29

(противоположная паритетная мотивация - пословицей № 32), отражает ориентацию

человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию

на других, желание думать о других без ущерба для себя.

16.Альтруистическая мотивация представлена пословицей № 31

(противоположная эгоистическая мотивация - пословицей № 30), выражает

ориентацию на других, желание думать о других даже в ущерб себе, либо

ориентацию на себя, желание думать о себе даже в ущерб другим.















Раздел 2

ДИАГНОСТИКА

ПАРЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

ключ

Гигиенические факторы Мотивационные факторы Номер фактора Балл Номер фактора

Балл 2 1

5 3 6 4 8 7 9 10 12 11 Итого: Итого:

2.2.1. Оценка мотивации организационного поведения

Назначение. Методика основана на мотивацией ной теории Херцбергэ для

определения того, какие факторы (гигиенические или мотивационные)

актуализированы у испытуемых. Зная это, можно наиболее эффективно

воздействовать на их мотивацию,

Инструкция. Каждому участнику теста необходимо оценить по пятибалльной шкале

степень важности для него каждого из 12 указанных ниже факторов, влияющих на


его отношение к работе,

Очень важно Важно, но не очень

Неважно

5 4 3

2 1

Крайними полюсами этой шкалы являются «Очень важно» (5) и «Неважно» (1),

средней позицией - «Важно, но не очень» (4-2).

Опросник

Как вы оцениваете влияние каждого из следующих факторов на ваше отношение к

работе'

1.Интересное содержание работы.

2.Хороший начальник.

3.Признание проделанной вами работы, уважение к вам.

4.Возможность продвижения по службе.

5.Удовлетворенность личной жизнью.

6.Престижная работа.

7.Ответственная работа.

8.Хорошие условия для работы.

9.Разумные правила и процедуры, существующие в данной компании.

10.Возможность самосовершенствования.

11.Работа, которую вы можете хорошо делать и преуспевать в этом.

12.Чувство безопасности, связанное с работой.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения ведущего мотивационного фактора используется следующий ключ:

Оценка доминирующего мотива производится на основе количественного

доминирования одного из исследуемых мотивов.

Уровень того или иного личностно значимого мотива определяется по следующим

количественным значениям:

20-30 баллов - высокий,

10-19 балов -средний,

1-9-~ низкий.

В случае незначительных межфакторных различий можно судить либо о

несущественной значимости обоих факторов, либо об их сбалансированности.


2.2.2. Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ааданов)

Назначение. Настоящий тест составлен по типу семантического дифференциала.

Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для

коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой

мотивации. Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до

7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие

групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно

характеризующие групповую мотивацию.

Инструкция. Перед вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и

отрицательных), позволяющих оценить степень сформированности групповой

мотивации. Просим вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий

балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям}, который

характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь. Затем

суммируйте все отмеченные баллы.

Желательно, чтобы это задание выполнили все члены вашей группы и был получен

средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание к группе.


Бланк ответов

Преобладающие факторы Опенка в баллах № Преобладающие факторы 1. Высокий


уровень сплоченности группы 7654321 1. Низкий уровень сплоченности группы 2.

Высокая активность членов группы 7654321 2. Низкая активность членов группы 3.

Нормальные межличностных отношения в группе 7654321 3. Плохие межличностные

отношении в группе 4. Отсутствие конфликтов в группе 7654321 4. Наличие

конфликтов в группе 5. Высокий уровень [ Репниной совместимости 765432 1 5.

Низкий уровень групповой совместимости 6. Личное гное осмысление

организационных целей и их принятие 765432! 6. Непринятие работниками

организационных. целей 7 Признание авторитета руководителя 7654321 7. Члены

группы не принимают авторитета руководителя 8. Уважение к компетентности

руководителя 7654321 Я. Члены группы не отдают должного компетентности

руководителя 9 Прилитие лидерских качеств руководителя 76543217 9. Члены труппы

не считают своего руководителя лидером 10. Наличие доверительных отношений

членов группы с руководителем 7654321 10. Отсутствие доверительных отношений

членов группы с руководителем 11. Участие членов группы в процессе принятия

решений 7654321 И. Непринятие членами группы участия в обсуждении и принятии

решении 12. Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы

7654321 12. Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы

Процедура опроса выглядит следующим образом: рядом с номером вопроса проставьте

свой ответ в буквенной форме.

Обработка и интерпретация

Суть обработки результатов сводится к суммарному подсчету баллов по всем 25

утверждениям.

Уровням групповой мотивации соответствуют следующие показатели:

25-48 баллов - группа отрицательно мотивирована,

49-74 балла - группа слабо мотивирована,

75-125 баллов - группа недостаточно мотивирована на получение положительных

результатов,

126-151 баллов - группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха

в деятельности,

152- 175 баллов - группа положительно мотивирована на успех в деятельности.


2.2.3. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д.

Ладанов, В. А. Уразаева)

Назначение. Методика нацелена на определение основных коммуникативных

ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.

Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в

опроснике утверждения:

а) именно так;

б) почти так;

в) кажется, так;

г) может быть, так.

В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с

партнерами по деловому общению.


Опросник

1.Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку

зрения.

2.Мой партнер считает меня достойным уважения.

3.Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по

существу. Мелочи нас не волнуют.

4.Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших

взаимоотношений с ним.


5.Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6.Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.

7.Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.

8.Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.

9.Мне нравится проводить время в беседах с партнером.

10.Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из

нас

делать.

11.Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение

проблемы

до ее выяснения.

12.Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.

13.Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.

14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.

15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет

мне на

пользу.

16.Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.

17.Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.

18, Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.

19.Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.

20.После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу

внимательнее.

Обработка и интерпретация результатов

Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа.

Ключ

Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;

Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1,4, 6, 8, 11, 15,

19;

Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.

Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.

Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:

а) Именно так - 4 балла;

б) Почти так - 3 балла;

в) Кажется, так - 2 балла;

г) Может быть, так - 1 балл.

О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих

показа-; телей:

21 и более - высокая;

8-20 - средняя;

7 и менее - низкая.

Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность

коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.

Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в

следующем виде:

64 и более - высокий уровень;

30-63 - средний уровень;

29 и менее - низкий уровень.

2.2.4. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности

Назначение. Методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы

личности. Методологической основой служит теория мотивации Д. Макклелланда, а

также ряд ее более современных интерпретаций. Знание основных потребностей -

исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная

ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы,

руководитель может повысить субъектно-деятельностную мотивацию.

Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие («полностью

согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) по пятибалльной системе.