Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4189

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не

допустить] какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.

23.Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью,

чем стану!

сам продолжать искать выход.

24.После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем

теряю]

всякое желание продолжать дело.

25.Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану

рисковать, чая

все-таки приму в нем активное участие.

26.Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним,

чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою

работу личную ответственность.

28.Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое

задание, в*

успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять,

чем когда]

передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30.Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся

бы еще]

раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31.Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем

тревога и беспокойство.

32.Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально

осуществить.


Тест — форма Б

1 .Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить,

чем зад легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе

которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с

этим] справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата

выше! средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять

свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда

на : успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.


8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна

50%т делу ', достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие

игры, ; которые требуют мастерства и известны немногим.

1 0. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за

этого у меня 1

возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну

«пронесло», чем •

порадуюсь хорошей оценке.

1 2. Если бы я собиралась играть в карты, то скорее сыграла бы в


развлекательную игру, чем j

в трудную, требующую размышлений.

13.Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники

примерно

равны по сипам.

14.После неудачи я скорее становлюсь более собранной и энергичной, чем теряю

всякое

желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16.В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и

беспокойство, чем интерес и любопытство.

17 Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо

получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18.Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять

что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19 Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь

выполнить за это же время два-три дела.

20.Если я заболела и вынуждена остаться дома', то я использую время скорее для

того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21.Если бы я жила с несколькими девушками s одной комнате и мы бы решили

устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем предоставить

сделать это кому-то другому.

22.Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью,

чем стану сама продолжать искать выход.

23.Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем

тревога и беспокойство.

24.Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним,

чем надеюсь, что оно получится.

25.Я эффективнее работаю под чьим-то руководством, чем когда несу за свою

работу личную ответственность.

26.Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое

задание, в успехе которого я уверена.

27.Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась

бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.

28.Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу в общих

чертах, чем когда мне конкретно указывают на то, что и как выполнять.

29.Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю

в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30.Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально

осуществить.

Обработка и интерпретация данных

Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты

(отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком

«-»)так-Же приписываются баллы:

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1


Ключ к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11. -12, +13, +14,

-15, -16, +Ш -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30,


+31, -32.

Ключ к форме Б:+1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15,

-16, +1Л -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция

доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют

две кон-] кретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом

стремления к успеху, а ниж-| ние 27% - мотивом избегания неудачи.

Бланк ответов

Профессия___________________

Пол______________ Возраст____________________


NПолностью

согласен Согласен

Скорее согласен

чем не согласен Нейтрален

Скорее не

согласен чем согласенНе

согласен Полностью

не согласен 1 3 2


2.2.7. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

Инструкция, На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет».

Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное

«да», то есть] «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать

на вопросы следует достаток-J но быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым

пришедший в голову, как правило, и явля-1 ется наиболее точным.

Опросник

1.Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины

отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально

трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их

преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а

не от! внешнего контроля.

9.При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени

ре-| зультативность моей деятельности ухудшается,

10.Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11.Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12.Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний

контроль.

14.Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные,

но

достижимые цели.

15.В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня

снижается

16.При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.


17.Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18.При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у

меня

улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19.В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20.Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность

только возрастает.

Ключ к опроснику:

1 балл получают ответы «да» на вопросы 1-3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы

«нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.


Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на

неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то

диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество

набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный

полюс не выражен. При этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов

ближе к мотивации успеха.


Раздел 3

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3.1. Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)

Назначение. Мотивация трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю

мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицатель-1

ную мотивацию (ВОМ). Соответственно в опроснике имеются 7 позиций, относящихся

к этим] компонентам.

Инструкция, Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих

случаях:

Как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?

Как оценивает их ваш руководитель?

Как оцениваете их вы сами в своей работе?

Как оценивают их ваши коллеги?

Для ответа пользуйтесь следующей шкалой:

Какое имеют значение В какой мере

В очень небольшой В достаточно небольшой В средней В достаточно большой В очень

БольшойДенежный заработок:

я как руководитель,

мой руководитель,

я сам, рабочий,

мок товарищи. Стремление к продвижению п о службе:

я как руководитель,

мой руководитель,

я сам, рабочий,

* мои товарищи. Стремление избежать критики со стороны руководителя и

коллег:

я как руководитель,

мой руководитель,

я сам, рабочий,

мои товарищи. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей:

» я как руководитель,

мой руководитель, .

я сам. рабочий, .

мои .товарищи.

Ориентация на престиж и уважение окружающих

* я как руководитель

* мой руководитель я сам, рабочий.


Удовлетворение от хорошо выполненной работы:

я как руководитель,

мой руководитель.

я сам, рабочий. Общественная полезность труда:

* я как руководител,

* мой руководитель

* я сам, рабочий.

Обработка и интерпретация данных

Рассчитайте ВМ, ВПМ, ВОМ следующим образом

Баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7

МВ = 2

Сумма баллов за ответы 1,2 и 5

ВПМ= 3

Сумма баллов за ответы 3 и 4

ВОМ = 2


Впишите полученные показатели в следующую таблицу:

Мотивация

Внутренняя Внешняя


Положительная Отрицательная Я как руководитель Мой руководитель

Я сам, рабочий

Мои товарищи СУММА:

Сравните выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является отношений

когда ВМ > ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже ваше отношение

к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила вашего

мотивационного комплекса.



2.3.2. Диагностика структуры учебной мотивации школьника


Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься

в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

0 баллов - почти не имеет значения;

1 балл - частично значимо;

2 балла - заметно значимо;

3 балла - очень значимо.

1 Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. 0123 2 Мне очень

нравится учиться, расширять свои знания о мире. 0123 3 Общаться с друзьями, с

компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. 0123 4 Для

меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 0123 5 Все, что я делаю, я

делаю хорошо - это моя позиция. 0123 6 Знания помогают развить ум,

сообразительность, смекалку. 0123 7 Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

0123 8 Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости,

у меня пропадает всякое желание учиться. 0123 9 Я испытываю интерес только к

отдельным предметам. 0123 10 Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа

для уважения и признания среди одноклассников. 0123 11 Приходится учиться,

чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

0123 12 Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную

задачу, хорошо выучу правило и т. д, 0123 13 Хочу знать как можно больше, чтобы

стать интересным, культурным человеком. 0123 14 Хорошо учиться, не пропускать

уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 0123 15 На

уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять

объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 0123 16 Мне очень

нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре,

бригаде, команде). 0123 17


18

19


20


21 Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0123

Учусь хороню, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 0123

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.). 0123


Учеба в моем возрасте - самое главное дело. 0123

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 0123

Клюя

Мотивы Номера ответов Познавательные 2 9 15 Коммуникативные 3 10 16

Эмоциональные 1 8 21 Саморазвития 6 13 19 Позиция школьника 7 14 20

Достижения 5 12 18 Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17

2.3.3. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И.

К. Маркова )

Инструкция. Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь».

Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе).

Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что

для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из

оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, - это вторая

ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.