Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4190

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свой ответ необходимо подчеркнуть либо обвести кружком.

Утверждения ПС НС 1 . Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить

показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше. 5 4 3 2 1

2. Я получаю удовольствие оттого, что мне приходится соревноваться с кем-либо,

особенно если я при этом выигрываю. 5 4 3 2 1 3. Я часто замечаю, что

разговариваю со своими коллегами по работе на «нерабочие» темы. 5 4 32 1 4.

Мне нравится выполнять непростую работу. 5 4 3 2 1 5, Мне нравится брать на

себя ответственность. 5 4 3 2 1 6. Мне нравится, когда окружающие хорошо ко

мне относятся. 5 4 3 2 1 7. Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или

иное задание в действительности. 5 4 3 21 8. Я конфликтую с людьми, которые

совершают неприятные для меня поступки. 5 4 3 21 9. У меня хорошие отношения

с коллегами по работе. 5 4 3 21 10. Мне нравится ставить перед собой реальные

задачи и выполнять их. 5 4 3 2 1 11 . Мне нравится иметь влияние на других

людей и использовать это преимущество в своих целях. 5 4 3 2 1 12


Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или

иных энизаций. 5 4 3 2 1 13

Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий. 5 4 3 2 1 14 Я часто

работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня. 5 4 3 2 1 15Мне

больше нравится работать в группе, чем в одиночку. 5 4 3 2 1

Обработка и интерпретация результатов

Для того чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу. Вам

необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу

на каждый вопрос.

Достижение успеха в целомСтремление к властиТенденция к аффилиашш (групповому

признанию и уважению)НомерБалиНомерБаллНомерБаллутвержденияутверждения

утверждения123456189101112131415Итого:Итого;Итого: В сумме в каждой колонке

должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет

наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность - мотивационную

доминанту личностной активности,

Об уровне выраженности каждой из трех шкал свидетельствуют следующие

показатели:

19 и более - высокий;

8-18- средний;

7 и менее- низкий.


2.2.5. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан)

Назначение. Аффилиация, по мнению Г. Меррея, - это потребность тесно

контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен

для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими

людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО), Таким образом, тест

состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон

характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.

Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений,

используйте следующую шкалу:

+ 3 - полностью согласен;


+2 - согласен;

+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;

О - нейтрален;

-1 - скорее не согласен, чей согласен;

-2 - не согласен;

-3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень согласия или несогласия. При этом

на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру,

соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте время на обдумывание ответов,

Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее

утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем

случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет

определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В

тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне

выражайте свое мнение.

Шкала СП

1.Я легко схожусь с людьми.

2.Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.

3.Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали способным

и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4.Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5.Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто, чем редко и по особым

случаям.

6.От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.

7.Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8.Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном

курорте.

9.Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10.Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11.Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Встречая на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы

парой ел чем просто пройти поздороваться.

13.Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю дружеским узам.

14.Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.


15.Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями,

чем стану обдумывать его один.

16.Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17.У меня очень много близких друзей.

18.Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или

нет.

19.Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20.Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем сердитые и

сосредоточенные.

21.Я скорее предпочту почитать интересную книгу или пойти в кино, чем провести

время на вечеринке.

22.Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться

видами или одному посещать достопримечательности.

23.Мне легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем когда

обсуждаю ее с друзьями.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать

только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25.Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.


26.Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых..

27.Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем

оживленная

вечеринка.

28.Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную

свободу.

29.Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств,

чем

попытаюсь с кем-то поделиться.

30.Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.


Шкала СО

1.Я стесняюсь идти в незнакомое общество.

2.Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3.Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при

посторонних людях.

4.Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.

5.Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6.Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не

любят.

7.Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже

если с кем-то из них не согласен.

8.Если я попрошу кого-нибудь пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь

попросить

его снова.

9.Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем

прерву говорящего и попрошу повторить.

11.Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12Мне трудно говорить людям «нет».

13.Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет

не по случаю.

14.Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15.Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16.Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17.Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18.Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19.Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой

друга.

20.Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21.Я легко осваиваюсь в новом коллективе,

22.Временами я уверен, что никому не нужен.

23.Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес.

24.Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25.Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.

26.После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я

себя вел.

27.Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда

жду, что мне откажут.

28.Когда мне нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я

чувствую

себя неуверенно.

29.Если я недоволен тем,'как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю

ему на это.

30.Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

31.Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем

держусь

в стороне.

32.Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то другую вещь,

занятую у

меня на время.



Обработка и интерпретация результатов

По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемого на прямые

пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы,

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком

«-^также приписываются баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1

Ключ к шкалеСП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14,

+15, -16, -17 -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале СО:+1,+2, +3, +4,-5, -6,+7,+8, +9,+10,-11,+12, -13,+14,+15,-16 +17,

+18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого

суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО.

Далее выделяются четыре группы испытуемых:

а) высокий - низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

6} низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

в) высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

г) низкий - высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию

группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» - мотив «страх отвержения».

У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно

одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта,

напряженности.

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует

удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

2.2.6. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

Назначение. Мотивация достижения, по мнению Г. Меррея, выражается в

потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде,

самосовершенствоваться,: соперничать с другими и опережать их, реализовывать

свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для

диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи.

Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет, две формы

- мужскую (а) и женскую (б).

Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон

характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.

Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений,

используйте следующую шкалу:

+ 3 - полностью согласен;

+2 - согласен;

+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;

О - нейтрален;

-1 - скорее не согласен, чем согласен;

2 - не согласен;

3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия.

При том на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру,

которая соответ-3 ет степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым

придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.

Тест — форма А


1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел

бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить,

чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе

которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5.Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с

этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6.Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата

выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить

свою роль.

7.Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8.Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна

50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие

игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10.Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за

этого у меня возникают трения с товарищами.

11.Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную

игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12.Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники

примерно равны по силам.

13.В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для

развития умений, чем для отдыха и развлечений.

14.Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже

с 50%-ным риском ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.

15.Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой

начальная зарплата будет 500 рублей и может остаться на таком уровне

неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 300 рублей

и есть гарантия, что не позднее, чем через полгода я буду получать 2000 рублей.

16.Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в

руках.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь

полученным

результатом, чем закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

1 8. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу

вопросам,

требующим высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи,

но есть и

возможность достичь большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится,

но и

существенно не улучшится.

20.После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло»,

чем

порадуюсь хорошей оценке.

21.Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся