Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4272

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

истории.

17.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения,

18.Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать

что-нибудь по

моей дисциплине.

19.Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

20.Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

21.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22.Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

23.Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их

личностных особенностей.

24.Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25.Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26.Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве.

27.Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28.В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29.Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30.У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32.Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33.Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34.Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35.Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36.Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37.Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем

рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.

38.Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету.

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41.Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня

видеть. 1

42.Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной

административно-хозяйственной деятельностью.

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на

курсах повышения квалификации.

44. Моя любезность часто не нравится другим людям.

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую

очередь; набрал бы книг по моему предмету.

49.Я проявляю активное участие в судьбе других.

50.Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который

сравнивается с ответами испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной

шкале:

ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе


вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы

находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в

том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует

признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат

дальнейшей интерпретации.

Ключ

Общительность 1б, 6б, 11б, 16б. 21а, 26а, 31а, З6а, 41а, 45а, 2а, 7а, 12а, 17а,

22б,27б Организованность 32б, 37а, 42а, 47а , За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, ЗЗа,

38а Направленность на предмет 43а, 48а, 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б

Интеллигентность 34а, 39а, 44а, 49а Мотивация одобрения 5а,10а, 15а, 20б, 25а,

ЗОа, 35а, 40б, 45б, 50а Каждая из форм профессиональной направленности

считается недостаточно развитой, если по данной шкале получено менее 3 баллов,

и ярко выраженной, если количество баллов более 7. Для большей наглядности

полученные результаты целесообразно выразить в виде диаграммы. Выраженность

одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а

выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат

полинаправленности.


Литература

1 БатаршевА. В. Психология индивидуальных различий. -М.,2001.

2 Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю. М. Жукова,

Л. А. Петровского, 0. В. Соловей.--

М-, 1996.

3 Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с

внешним статусом. Учебное посо-

бие /Под ред. С. А. Багрецова.- СПб., 1999.

4 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

5. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое

пособие. - Ярославль, 1999.

6. Максимов С. В., Лебедев Ю. А. Диагностика и развитие творческой

личности педагога в общении. -

Ставрополь, 1994.

7. Новиков В. В., Забродин Ю. М. Психология управления организацией. - М.,

1992.

8. РатановаТ. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения

личности. - М., 2000.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М.,

1995.

Ю. Социально-психологический диэгностико-юррекционный инструментарий. Практикум

/ Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999.

11. фетискин Н. П. Практическая психодиагностика личности. - Кострома,

1995.

12. ШевандринН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.,

1998.



























































Глава III

ПСИХОДИАГНОСТИКА

КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ


Раздел 1

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ


3.1.1. Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики

ее диагностики

Коммуникативная компетентность (КК), по мнению Н. Н. Обозова, в своей основе

может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в

различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как

способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя


и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных

отношений и условий социальной среды. КК нельзя считать константной личностной

характеристикой и представлять ее как замкнутый индивидуальный опыт. КК

возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных

эталонов и закономерностей социальной жизни s ее развитии и поливариативном

изменении.

В этой связи исследование КК может осуществляться по следующим направлениям.

Определение коммуникативных потенциалов личности и обобщенных показателей малой

группы. Диагностика потенциалов КК в этом аспекте может осуществляться с

помощью следующих методик: определение коммуникативно-характерологических

особенностей личности, коммуникативной социальной компетентности,

коммуникативной толерантности, психической устойчивости в межличностных

отношениях, низкой импульсивности, агрессивности, конфликтности и др.

Диагностика степени развития социально ценных коммуникативных качеств и опыта.

Эмпатия, принятие других, доброжелательность и др.

Оценка сформированности коммуникативного контроля на различных стадиях общения:

установлении контакта, личностной ориентации, решении проблемы и выходе из

контакта.

Определение стратегий конструктивности- деструктивности поведения в

конфликтно-стрессовых ситуациях.

Диагностика коммуникативной эффективности в различных видах деятельности

личности и группы.

3.1.2. Диагностика коммуникативного контроля {М. Шнайдер)

Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного

контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем

пхтоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют

своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные

трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

Люди с низким коммуникативным контро-

лем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне

прямолинейные и навязчивые.

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на

некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное

(Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.


Опросник

1 Мне кажется трудным подражать другим людям.

2 Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3 Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4 Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть

на самом деле.

5 В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6 В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя

по-разному.

7 Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8 Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким,


каким меня ожидают видеть.

9 Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10 Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5,7 и за ответ «В» на все

остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в

общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в

зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других

людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен,

искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит

свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов- высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой,

управляет выражением своих эмоций.

3.1.3. Диагностика

коммуникативно-характерологических

особенностей личности (Л. И. Уманский,

И. А. Френкель, А, Н. Лутошкин, А. С. Чернышев и др.)

Назначение и содержание. Данная методика предназначена для определения

базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их

диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в

их сочетаниях.

Инструкция. Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной

схеме оценки обозначаются 5, 4, 3, 2, 1.

В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или

эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления

данной черты:

5 - черта проявляется постоянно, зримо, характерно, ярко выражено, типично для

личности;

4 - чаще проявляется, чем не проявляется;

3 - не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется;

2 - противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта

противоположная черта выражена заметнее;

1 - ярко выражена противоположная черта, она ПРОЯВЛЯЕТСЯ активно, зримо,

типично.


Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество с точки зрения не

только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и

старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится

плюс (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на

других, знак минус (-) оставится тогда, когда это качество не переносится на

других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=}

обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое. В графе «б»

отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время:

усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление - знаком минус

{-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в

сторону«+», так и«-». В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого

качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а


знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в

сторону«+», так и в сторону«-».

А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 5 4 3 2 1 а б в 1.

Принципиальность или беспринципность 2. Коллективизм или индивидуализм

3. Правдивость или лживость 4. Общественная или эгоистическая

направленность 5. Трудолюбие или леность 6. Бескорыстие или

корыстолюбие 7. Скромность или нескромность 8, Справедливость

или несправедливость в отношении: а) к сверстникам б) к младшим в) к старшим

9, Отзывчивость или черствость 10. Прямота или лицемерие

Общий балл (?) Средний балл (М) М = ?/п (п - количество качеств)

Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1. Наблюдательность или

ненаблюдательность 2. Практическая направленность ума, умение применять

знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний

3. Любознательный или нелюбознательный В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1.

Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях 2.

Дисциплинированность или недисциплинированность 3. Осознанная

дисциплинированность или простое послушание 4. Инициативность

(предприимчивость) или только исполнительность 5. Личная

организованность или неорганизованность 6. Самостоятельность или

внушаемость 7. Собранность или несобранность (разболтанность) 8.

Самообладание, выдержка или невыдержанность 9. Смелость или трусость

10. Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность

доводить начатое дело до конца 11. Настойчивость или упрямство

12. Личная активность или пассивность Общий балл (?) Средний

балл (М) М - ?/п (л - количество качеств) Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

ХАРАКТЕРА 1. Веселость или угрюмость 2. Смешливость или плаксивость

3. Бодрость или вялость 4. Раздражительность или невозмутимость

Общий балл {?) Средний балл (М) М = ?/п (п - количество качеств)

Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРШЮЩИЕОТНОШЕНИЕКДЕЯГЕЛЬНОСТИ 1. Добросовестность

или недобросовестность в отношении:

а) к трудовой деятельности

б) к учебной деятельности

в) к игровой деятельности

г) к общественной деятельности

д) к спортивной деятельности 2. Работоспособность или

неработоспособность Общий балл (?) Средний балл (М) М = ?/п

(п - количество качеств) Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ

КДРУГИМ ЛЮДЯМ 1. Коллективизм или индивидуализм 2. Замкнутость или

общительность 3. Тактичность или бестактность 4. Чуткость или

черствость Общий балл ? Средний балл (М) М = ?/п (п -

количество качеств) Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ

СЕБЕ 1.Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность

2. Уверенность или неуверенность 3. Требовательность или