Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4305
Скачиваний: 14
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет
г) определенно нет
17.У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы? -
а) такие желания возникают у меня часто; 6} такие желания возникают время от
времени;
в) у меня редко возникают подобные желания;
г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.
18.Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши
собственные взгляды еще не вполне определились?
а) да, часто замечаю;
б) иногда замечаю;
в) замечаю довольно редко;
г) нет, никогда не замечаю.
19.Случается ли, что какое-то дело вам так надоедает, что, не закончив его, вы
беретесь за новое?
а) да, так часто случается;
б) иногда так бывает;
в)так бывает довольно редко;
г) так почти никогда не случается.
20.Вы несколько неуравновешенный человек?
а) определенно да;
б} пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
Обработка результатов
В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя
импульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам
всего тест-опросника.
В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов.
Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9,10,13,16 номер шкалы соответствует
количеству баллов, то есть 1, 2,3 или 4.
Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются
по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют 4 балла; шкале 2-3
балла, шкале 3 -2 балла и шкале 1 - 4 балла.
Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей
от 20 до 80 баллов.
Анализ результатов
Импульсивность - это черта, противоположная волевым качествам:
целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели
импульсивности Пи, тем выше импульсивность.
Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и
низкий.
Если величина Пи находится в пределах 66-80, та импульсивность высокого
уровня, то есть выражена сильно; если величина Пи от 35 до 65, то уровень
средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее - то импульсивность
низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с
недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто
имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов,
увлекаются то одним, то другим.
Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют
ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных
целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания,
направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует
учесть особенности локуса субъективного контроля.
3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности {В. В.
Бойко)
Назначение. Отличием данной методики является не только доступность, но и
широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить
помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень
агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения
агрессивности.
Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои
ответы -«да» или «нет».
Опросник
1.Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
2.Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут
же беру себя в руки.
3.Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал:
периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4.На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.
5.Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно
изменить свое поведение или я не хочу этого делать.
6.Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь от резкости.
7.Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8.Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9.Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую
группировку.
10.Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11.Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12.Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13.Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).
14.Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью
кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15.Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16.Я думаю, что мой характер - не подарок.
17.Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что
думаю о нем.
18.Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19.Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо
себя хорошенько разозлить.
20.Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21.Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
22.Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23.Когда я очень устаю, то легко могу разозлиться, выйти из себя.
24.Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или
признает свою неправоту.
25.Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном
отдыхе -в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
26.Бывает, что я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.
27.У меня острый язык - палец мне в рот не клади.
28.Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или
злостью окружающих.
29.Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
30.Злость чаще всего помогает мне в жизни.
31.Я часто ругаюсь в очередях.
32.Иногда мне говорят, что я злюсь, но я этого не замечаю.
33.Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
34.Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
35.Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
36.Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься
каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная
работа).
37.В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.
38.Я человек резкий или очень категоричный.
39.Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его
на место.
40.Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
41.В общении дома я часто.специально придаю своему лицу суровое выражение.
42.Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
43.Обычно моя злость дает мне импульс активности.
44.Бывает, я по нескольку дней переживаю последствия того, что не смог
сдержаться от злости.
45.Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
46.Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь,
чтобы никого не видеть и не слышать.
47.Я часто успокаиваю себя тем, что срываю зло на вещах обидчика.
48.Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что
потом переживаю неловкость за себя.
49.Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
50.Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость
51.Если Бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
52.Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но
глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
53.Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со
всеми свои насущные интересы.
54.После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое
время,
55.Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с
близкими или друзьями.
Обработка данных
Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров,
каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За
каждый ответ, соответствующий ключу, начисляется один балл; чем выше оценка,
тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности,
Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45;
Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;
Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3,
-14, -25, -36, -47;
Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;
Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;
Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;
Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;
Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;
Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;
Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;
Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55,
Интерпретация данных
Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (от 0 до 8 баллов) обычно
свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении
соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со
сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.
Невысокий уровень агрессии (9-20 баллов) отмечается у большинства
опрашиваемых. Он обычно бывает обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с
неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом,
возможно, нет необходимости).
Средний уровень агрессии (21-30 баллов) обычно выражается в спонтанности,
некоторой анонимности и слабой способности к торможению.
Повышенный уровень агрессии (от 31 до 40 баллов}. К атрибутам,
характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты,
провокации.
Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением
удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у
окружающих.
3.1.7. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А.
Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)
Инструкция. Перед вами опросник, содержащий 42 вопроса, и лист бумаги, на
котором указаны 4 варианта ответов на указанные вопросы.
Ваша задача - ответить на каждый вопрос. Это делается так: вы читаете
вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да»,
«пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий ваше мнение.
Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на
каждый вопрос, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в
листке для ответов.
Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же
вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в
настоящее время.
Дальше таким же образом вы поступаете со всеми остальными вопросами, всякий
раз тщательно обдумывая, какой из четырех вариантов ответа на каждый вопрос вам
больше всего подходит,
Основное условие опроса - ваша добросовестность и искренность.
Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.
Итак, начинайте работу!
Бланк для ответов
Ф.И.О_____________________________.
Возраст__________________________
№
п/п Безусловно, да Пожалуй, да Пожалуй, нет Безусловно, пет №
п/п Безусловно, да Пожалуй, Да Пожалуй, нет Безусловно,
нет 1 22 2 23 3 24 4 25 5 26 6 27
7 28К 8 29 9 30 10 31 11 32 12 33
13 34 11 35 15 36 16 37 17 38 18 39
19 40 20 41 21 42
Опросник
1.Легко ли вам признаться перед родителями учеников в допущенной вами ошибке?
2.Часто ли у вас портится настроение из-за плохой подготовки учащихся к уроку?
3. Можно ли сказать, что перед уроком вы почти всегда чувствуете себя бодрым и
веселым?
4. Пугает ли вас иногда ответственность за детей, которая на вас лежит?
5.Испытываете ли вы чувство неудовлетворенности от своей работы с детьми?
6. Если бы ученики над вами нехорошо подшутили, привело бы это вас в схтояние
гнева?
7. Овладевает ли вами негодование, если родители учеников не выполняют ваши
требования?
8. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением своих учеников?
9. Можно ли сказать, что вы не верите в свои педагогические способности?
10. Вызывает ли у вас возмущение и негодование поведение современной молодежи?
11.Появляется ли у вас чувство неуверенности в присутствии на уроке проверочной
комиссии или администрации?
12.Часто ли вы не в состоянии сдержать свои эмоции при негативном поведении
учащихся?
13.Приносит ли вам ваша работа много радости?
14. Испытываете ли вы чувство тревоги во время проведения урока?
15.Может ли недостаток содействия вам со стороны администрации вызвать у вас
раздражение?
16. Испытываете ли вы робость перед начальством, администрацией школы?
17. Вы охотно организуете в классе веселые, развлекательные мероприятия?
18. Легко ли вас может рассердить непонимание ученика?
19.Производите ли вы на своих коллег впечатление грустного человека?
20. Вам становится грустно после неудачно проведенных уроков?
21. Вам свойственно чувство удовлетворенности своей профессией?
22. Испытываете ли вы чувство тревоги за свой авторитет перед детьми?
23.Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям, встречая непонимание со
стороны администрации?
24.Ощущаете ли вы некоторую робость перед проведением родительских собраний?
25. Часто ли неудачи в работе приводят вас в отчаяние?
26.Можете ли вы сказать о себе, что вы педагог-оптимист?
27.Вызывает ли у вас чувство тоски собственное бессилие в некоторых вопросах
воспитания?
28. Боитесь ли вы выступать перед большой малознакомой аудиторией?
29. Вызывает ли у вас раздражение неподготовленность учащихся к уроку?
30.Если коллега вам нагрубил, хочется ли вам ответить тем же?
31.Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед детьми?
'32. Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевает ли вами
раздражение и злость?
33.Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?
34.Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости,
чем печали и невзгод?
35.Кажется ли вам, что в будущем работа с детьми будет приносить все больше
трудностей и разочарований?
36.Любите ли вы веселую суету и оживление детей вокруг себя?
37.Часто ли вы испытываете чувство подавленности при подведении итогов вашей
педагогической деятельности?
38.Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, родители ваших
учеников вас не понимают?
39.Испытываете ли вы радость, когда находите общий язык с родителями ваших
учеников?
40.Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?