Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4209

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

72. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или

участвовать в организации юбилейного торжества:

а) я согласился бы;

б) не знаю, что сделал бы;

в) сказал бы, что, к сожалению, очень занят.

73.Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем

оживленная вечеринка:

а) согласен;

б) не уверен;

в) не согласен.

74.Меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:

а) да;

б) не уверен;

в) нет,

75.У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

76.Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:

а) в коллективе;

б) не знаю, что выбрать;

в) самостоятельно.

77. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду

полностью уверен в своей правоте:

а) всегда;

б) обычно;

в) только если это практически возможно.

78. «Лучший» так относится к «наихудший», как «медленный» к:

а) скорый;

б) наилучший;

в) быстрейший.

79.Я совершаю много поступков, о которых потом жалею:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

80.Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди

вокруг меня шумят:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

81.Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

82.У меня было:

а) очень мало выборных должностей;

б) несколько;

в) много выборных должностей.

83.Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных

событиях, которые мы вместе переживали когда-то:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

84.На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на

уличную ссору или дорожное происшествие:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

85. Иногда мне очень хотелось уйти из дома:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

86.Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения

благодаря своим друзьям:

а} да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

87. Разговаривая, я склонен:

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;

б) верно нечто среднее;

в) прежде хорошенько собраться с мыслями.

88. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд

ХООООХХОООХХХ:

а)ОХХХ;

б) ООХХ;

в) ХООО

89. Мне безразлично, что обо мне думают другие:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

90.У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:

а) часто;

б) изредка;

в) практически никогда.

91.Я каждый день прочитываю всю газету:

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

92. К дню рождения, к праздникам:

а) я люблю делать подарки;

б) затрудняюсь ответить;

в) считаю, что покупка подарков - несколько неприятная обязанность.

93. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

94.В школе я предпочитал:

а) русский язык;

б) трудно сказать;

в) математику.

95. Кое-кто затаил злобу против меня:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

96. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т. д.:


а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

97. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет

возможность настоять на своем:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

98. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным;

а) какой-либо;

б) несколько;

в) большая часть.

99.В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими:

а) да;

б) по-разному;

в) нет.

100. Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о

нем:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы опрашиваемого надо сравнить с ключом. В случае совпадения буквы,

указанной в ключе, и буквы ответа, который выбрал опрашиваемый, заданный ответ

начисляется 2 балла. За промежуточный ответ «б» всегда начисляется 1 балл. В

случае несовпадения буквы ответа и буквы ключа начисляется 0 баллов.




Ключ к тесту

I1в 11а 21в 31в 41а 51в 61в 71в 81а 91а Л II 2а 12в 22в 32в 42а 52а б2в 72а

82в 92а А III За 13а 23а ЗЗв 43в 53а 63в 73 в 83а 93в Д IV 4а 14а 24в 34в 44а

54в 64а 74а 84а 94а К V 5а 15a 25в 35а 45в 55а 65в 75в 85а 95а лVI 6в 16а 26а

З6я 46а 56а 66в 7бв 8ба 96в м VII 7в17а 27а 37а 47в 57в 67в 77а 87в 97а н VI II

8б 186 286 38в 486 58в 686 78в 88б 98а в IX X 9в 19в 29а 39в 49а 59а 69в 79а

89а 99в п

10в 20а ЗОа 40в 50а 60а 70в 80а 90в 100а с

Обработка по фактору В (логическое мышление) несколько другая. Здесь в случае

совпадения буквы ответа с буквой ключа присваивается 2 балла, а в случае

несовпадения - 0 баллов.

Полученные таким образом баллы суммируются по каждому фактору.

По факторам А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20.

По фактору П - 40 баллов (сложить 5 и 9 строки).

Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является

высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности

явно выражено (например, общительность по фактору А).

Количество баллов 13, 14,15 говорит об определенном преобладании качества,

соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью}.

Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества,

соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью).

Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя

противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру

замкнут).

Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса

необходимо признать недостоверными.

Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к

асоциальному поведению), то это свидетельствует об определенных личностных

проблемах в какой-либо сфере жизни: в семье, в отношениях с друзьями, на работе,

в отношениях с окружающими). В этом случае необходимо провести дополнительное

собеседование, чтобы выявить, насколько серьезны возникшие проблемы.

Фактор А

Высокая оценка +А - открытый, легкий, общительный.

Низкая оценка -А - необщительный, замкнутый.

Фактор В

Высокая оценка +В - с развитым логическим мышлением, сообразительный.


Низкая оценка -В- невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

Высокая оценка +С - эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.

Низкая оценка -С - эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.


Фактор Д

Высокая оценка +Д - жизнерадостный, беспечный, веселый.

Низкая оценка--трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

Высокая оценка +К - чувствительный, тянущийся к другим, с художественным

мышлением.

Низкая оценка -К - полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

Высокая оценка +М - предпочитающий собственные решения, независимый,

ориентированный на себя.

Низкая оценка- - зависимый от группы, компанейский, следует за общественным

мнением.

фактор Н

Высокая оценка +Н - контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.

Низкая оценка -Н - импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному

поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым

общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам

поведения и обычаям.

Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о

достоверности полученных результатов.

Уровневая оценка факторов ( в баллах):

16-20 - максимальный уровень;

13-15 - преобладающая выраженность факторов;

8-12 - средний уровень;

5-7 - низкий уровень.


3.2.2. Диагностика

коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

Инструкция. Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие

человеческих отношений. С этой целью вам предлагается оценить себя в девяти

предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе

важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать

надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Свои ответы следует

проставлять («V» или «+») в одной из четырех колонок.

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать

индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения;

воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по

отношению лично к вам:

0 баллов - совсем неверно,

1 - верно в некоторой степени (несильно),

2 - верно в значительной степени (значительно),

3 - верно в высшей степени (очень сильно).

Баллы 1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. 2 Меня раздражают

суетливые, непоседливые люди. 3 Шумные детские игры переношу с трудом. 4

Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня

отрицательно. 5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

ВСЕГО: Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из

собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае,

выражайте в баллах от 0 до 3.

Баллы 1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. 2


Меня раздражают любители поговорить. 3 Я тяготился бы разговором с

безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил

инициативу. 4 Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который

уступает мне по уровню знаний и культуры. 5 Мне трудно найти общий язык с

партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня. ВСЕГО; Проверьте

себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружа-

ющих.

Баллы 1 Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом

(прическа, косметика, наряды). 2 Так называемые «новые русские» обычно

производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством. 3

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно

несимпатичны мне. 4 Есть тип мужчин ( женщин), который я не выношу. 5 Терпеть

не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем. ВСЕГО:

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные

впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень

согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

Баллы 1 Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. 2 Мне трудно скрыть,

если человек чем-либо неприятен. 3 Меня раздражают люди, стремящиеся в споре

настоять на своем. 4 Мне неприятны самоуверенные люди. 5 Обычно мне трудно

удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который

толкается в транспорте. ВСЕГО; Проверьте себя: есть ли у вас склонность

переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы 1 Я имею привычку поучать окружающих. 2 Невоспитанные люди возмущают

меня. 3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо. 4 Я по

привычке постоянно делаю кому-либо замечания. 5 Я люблю командовать близкими.

ВСЕГО: Проверьте себя, в какой степени вы склонны подгонять партнеров под

себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы 1 Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском

транспорте или в магазинах. 2 Жить в номере гостиницы с посторонним человеком

для меня просто пытка. 3 Когда партнер не соглашается в чем-то с моей

правильной позицией, то обычно это раздражает меня. 4 Я проявляю нетерпение,

когда мне возражают. 5 Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему,

не так, как мне того хочется. ВСЕГО: Проверьте себя, свойственна ли вам

такая тенденция поведения (оценка суждений от О до 3 баллов).

Баллы 1 Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам. 2 Меня

часто упрекают в ворчливости. 3 Я долго помню обиды, причиненные мне теми,

кого я ценю или уважаю. 4 Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. 5 Если

деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не


менее обижусь. ВСЕГО: Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к

дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы 1 Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 2 Внутренне я не

одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих

болезнях. 3 Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает

жаловаться на свою семейную жизнь. 4 Обычно я без особого внимания выслушиваю

исповеди друзей (подруг}. 5 Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных

и друзей. ВСЕГО: Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во

взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы 1 Обычно мне трудно идти на уступки партнерам. 2 Мне трудно ладить с

людьми, у которых плохой характер. 3 Обычно я с трудом приспосабливаюсь к

новым партнерам по совместной работе. 4 Я избегаю поддерживать отношения с

несколько странными людьми. 5 Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже

если понимаю, что партнер прав. ВСЕГО:

Обработка и интерпретация данных

Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками,

свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности.

Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод:

чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное

число баллов, которые можно заработать -135, свидетельствует об абсолютной

нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно

так же невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам

партнеров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:

руководители медицинских учреждений и подразделений - 40 баллов,

медсестры - 43 балла,

воспитатели - 31 балл.

Сравните свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной

толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих

признаков у вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15

баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к

людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по

тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной

толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные

данные позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим

взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность

проявляется ярче и многообразнее.


3.2.3. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии

Назначение. Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих

отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных

произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по