Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4275
Скачиваний: 14
в собственных ошибках. При неудаче в межгрупповом соревновании группа ищет ее
причины в действиях соперников.
Обработка и интерпретация результатов
В ходе анализа полученных результатов необходимо сложить все положительные
баллы, затем отрицательные, а потом из большей суммы вычесть меньшую.
Высокая степень благоприятности выражается в 29 и более баллов; средняя
степень - в диапазоне 15-28 балла; незначительный уровень межгруппового
взаимодействия может оцениваться от 0 до 14 балов. Неблагоприятность
межгруппового взаимодействия характеризуют баллы с «минусовой» оценкой
(начальная, средняя, сильная неблагоприятность).
Кроме того, данная методика позволяет определить и такие
социально-психологические особенности межгруппового взаимодействия, как,
например:
1. Межгрупповая эмпатия: 1, 5,7, 12, 13,
2. Ориентация на межгрупповое сотрудничество-соперничество: 2, 3, 4, 6, 8, 11.
3. Направленность межгрупповых установок: 9, 10, 14.
Проявления и уровни ориентации в межгрупповом взаимодействии
Социально-психологические проявления межгруппового взаимо действия Уровни
межгруппового взаимодействия
высокий средний низкий Ориентация на сотрудничество 14-18 5-13 0-14
Межгрупповия эмпатия 12-15 4-1J 0-3 Позитивные межгрупповые установки 7-9 3-6
0-2
4.1.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Назначение и инструкция. Групповую сплоченность - чрезвычайно важный
параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое
целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих
социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики,
состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы
кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная
сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I.Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5) Живу и существую отдельно от нее (1}.
6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II.Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без
изменения прочих условий)?
1) Да, очень хотел бы перейти (1).
2) Скорее перешел бы, чем остался (2).
3) Не вижу никакой разницы (3).
4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6) Не знаю, трудно сказать (1).
III.Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3} Хуже, чем в большинстве классов (1).
4) Не знаю, трудно сказать (1).
IV.Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4) Не знаю. (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4} Не знаю (1).
Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше - высокая;
11,6 - 15 балла - выше средней;
7- 11,5 - средняя;
4 - 6,9 - ниже средней;
4 и ниже - низкая.
4.1.4. Изучение сплоченности группы
Назначение - определить степень и характер ценностно-ориентационного
единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.
Инструкция. Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее
важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного
выполнения совместной учебной деятельности.
Опросник
1.Дисциплинированность 19. Требовательность к
себе
2. Эрудированность 20. Критичность
3. Сознание общественного долга 21. Духовное богатство
4. Сообразительность 22. Умение объяснять
задачу
5. Начитанность 23. Честность
6. Трудолюбие 24.
Инициативность
7. Идейная убежденность 25. Внимательность
8. Умение контролировать работу 26. Чувство ответственности
9. Моральная воспитанность 27. Принципиальность
10.Самокритичность 28. Самостоятельность
11.Отзывчивость 29. Общительность
12.Общественная активность 30. Рассудительность
13. Умение работать с книгой 31. Скромность
14. Любознательность 32. Осведомленность
15. Умение планировать работу 33. Справедливость
16. Целеустремленность 34. Оригинальность
17. Коллективизм 35. Уверенность в
себе
18.Прилежание
Обработка данных
Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов
эксперимента.
Таблица результатов эксперимента
№ Ф.И.О. Качества личности
14 6 1112 13 18 20 24 25 26 29 30 1. Иванов + + + + + 2. Сидоров + + +
+ 3. Скачков + + + + + 4. Скляров + + + + + 5. Уланов +
+ + + + 6. Трощенко + ++ + + * +7. Трошин + + + + + 8.
Стулов + + + + 9. Cтapчук + + + + + 10 Уманский + + + + +
Сумма выборов 9 19 7 2 1 4 2 6 1 5 1 2
Вычисляется коэффициент С, характеризующий степень ценностно-ориентационного
единства учащихся.
С = 1,4 п - N / 6 N, где N - число участников эксперимента; п - сумма выборов,
приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.
Если С > 0,5 (т. е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла
уровня коллективизма.
Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа расцениваются
как промежуточные по уровню развития.
Если С < 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.
Для нашего примера:
С = 1,4-36-10/6хЮ = 0,67
Вывод: Эта группа учащихся достигла уровня коллектива. И так как в ней
наиболее ценными качествами личности служат: дисциплинированность (1),
трудолюбие {6}, отзывчивость (11), инициативность (24), чувство ответственности
(26), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной
учебной деятельности связывают именно с ними, т. е. с положительным отношением
к учебе и характером товарищеских отношений.
Ключ по 35 качествам личности
и их распределение по сферам деятельности:
1.Отношение к учебе: Дисциплинированность (1} Целеустремленность (16)
Внимательность (-25) -Прилежание (18) Трудолюбие (6)
2.Общий стиль поведения и деятельности: Общественная активность (12) Сознание
общественного долга (3) Принципиальность (27)
Идейная убежденность (7) Моральная воспитанность (9}
3.Качества, характеризующие знания: Начитанность (5) Осведомленность {32}
Любознательность (14) Эрудированность (2)
Духовное богатство (21)
4.Качества ума: Оригинальность (34} Сообразительность (4} Инициативность (24)
Рассудительность (30) Практичность (20)
5.Качества, характеризующие учебно-организационные умения: Умение
контролировать работу (8)
Умение работать с книгой (15) Умение объяснить задачу (22} Умение планировать
работу (13) Чувство ответственности (26)
6. Отношение к товарищам: Общительность (29) Честность {23} Справедливость (33)
Самостоятельность (28) Уверенность в себе (35) Требовательность к себе (19)
7.Отношение к себе: Самокритичность (10) Скромность (31) Самостоятельность (28)
Уверенность в себе (35) Требовательность к себе (19)
4.1.5. Экспертная оценка сплоченности учебной группы
Назначение. Методика предназначена для определения групповой сплоченности
ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной
сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Инструкция. В методике дается семь психологических характеристик класса.
Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б, в),
которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние
изучаемого класса.
Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для
получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса)
должно быть занято 2-3 педагога.
Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:
1. а) Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу
друзей.
б) Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.
в) Есть в классе одинокие ребята.
2. а) В основном ребята дорожат классом.
б) Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей
школьной жизни.
в) Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.
3. а} Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.
б} Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе,
проявляет заботу в
больших масштабах
в} Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели
внутренние защита каждого ученика.
4. а) Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.
б) Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена
некоторыми важными моментами.
в} Полагаю, что она требует коренного изменения.
5.а) Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие
дела.
б} Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.
в)Новые коллективные творческие дела классу не нужны.
6. а) Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы,
б) В основном дружат группами, общего не получается.
в) Дружба всех в классе невозможна.
7.а) Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в
классе.
б) В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.
в) Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.
Обработка и интерпретация данных
1. Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы
Таблица оценки результатов
№ вопросов Ответы в баллах
А Б В i 10 2 -10 2 10 2 -10 3 10 20 -10 4 10 5 -10 5 20 10 -10 6 10 6 _5 7 30
20 -10 2. Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей
суммой баллов может быть 100, наименьшей - 65.
Высокий уровень групповой сплоченности ~ 76-100 баллов (имеется сплоченный
коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика,
учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса,
но и оказывают положительное воздействие на окружающих).
Средний уровень групповой сплоченности — 46 - 75 баллов (в классе
отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по
симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена
только рамками своего класса).
Низкий уровень групповой сплоченности - 30-45 баллов (учащиеся разобщены,
имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллешвные дела
проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на
учащихся данного класса, так и на окружающих).
Критический уровень групповой сплоченности - ниже 30 баллов (учащиеся
неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют
и авторитеты среди взрослых - учителей).
4.1.6. Определение опосредованной
групповой сплоченности
(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)
Назначение. Данная методика предназначена для изучения групповой
сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В
качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные
качества (3 х 7), отражающие ценностные ориентации молодежных групп.
Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы
считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.
Пусть, например, испытуемый выбрал следующие качества: трудолюбие,
принципиальность, активность, честность, справедливость, и записал их в
опросном листе.
Стимульный материал с дифференциацией качеств
Трудолюбие Д Дружелюбие
М
Принципиальность М Сдержанность Э
Веселость Э Справедливость
М
Аккуратность Д Общительность
Э
Честность М Активность
Д
Исполнительность Д Искренность
Э
Порядочность М Настойчивость
Д
Организованность Д Обаяние
Э
Отзывчивость Э Правдивость
М
Приветливость Э Деловитость
Д
Скромность
М