Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4314
Скачиваний: 14
руководителя,
Данная методика (предпочтительнее ее компьютерный вариант) выявляет динамику
уровней психической устойчивости. При этом достоверность результатов повышается
в 6 раз при переходе от двукратного тестирования в течение года к пятикратному
опросу.
Инструкция, Предлагаем вам ответить на вопросы искренне и однозначно и
занести свои ответы в бланк опросника. При ответе на каждый вопрос необходимо
указывать определенное отношение к проблеме, содержащейся в вопросе, выражая
согласие или отрицание -«да» или «нет». Если определение в опроснике
соответствует вашему представлению о себе, на бланке перечеркните номер этого
определения. Показателем правильности усвоения инструкции может служить
следующая форма самопроверки.
Например:
Если вы утвердительно ответили более чем на половину вопросов (6,16, 26, 36, 46,
45), то результат тестирования по «шкале лжи» признается недействительным. В
ином случае результаты тестирования указывают на один из уровней психической
устойчивости руководителя.
1 11 21 31 41 51 2 12 22 32 42 52 3 13 23 33 43 53 4 14 24 34 44 54 5 15 25
35 45 55 6 16 26 36 46 56 7 17 27 37 47 57 8 18 2S 38 48
L=
E=
%=
1
2
3
4 919 29 39 49
10 20 30 40 50
Опросник
1.Я отдаю распоряжения всем подчиненным в одинаковой форме.
2.Я уверен, что поощрение - более сильный стимул для сотрудника, чем боязнь
наказания.
3.Моя позиция лидера соответствует реальному статусу.
4.Когда необходимо, я могу заставить людей работать столько, сколько нужно для
дела,
5. Я стараюсь, чтобы каждый сотрудник максимально проявлял свои способности.
6.Мне не нравится, когда меня хвалят.
7.Я редко ошибаюсь, давая целостную квалификационную характеристику сотрудникам.
8.То, что моим подчиненным кажется везением или удачей, на самом деле плод моих
долгих размышлений и действий.
9. Мои служебные и личные интересы в целом совпадают.
10.В периоды учебы (школа, вуз) я всегда был среди лучших.
11.Я предпочитаю такую работу, при которой можно самостоятельно определять, что
и как делать.
12.Мне удается вести за собой людей, даже если они независимы от меня.
13.Я думаю, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела.
14.По утрам я обычно чувствую себя отдохнувшим и бодрым.
15.У меня нет ощущения, что жизнь меня утомляет.
16.Я никогда не вздрагиваю перед неожиданным вызовом к руководству.
17. Меня не смущает присутствие большого количества незнакомых людей.
18.Я не отмечал, чтобы у меня пропадал или изменялся голос во время спора.
19. В прохладную погоду я никогда не потею.
20.Мне нравится постоянно находиться среди людей.
21.В экстремальных ситуациях у меня не было ощущения удушья.
22.Мое настроение не бывает связано с изменением погоды.
23.Меня не беспокоят кошмарные сновидения.
24.Я отстаиваю только то, в чем искренне убежден.
25.Моя профессия удовлетворяет меня.
26.Я думаю, что мои привычки хороши и желательны.
27. Я считаю, что любая неприятность закончится, но ждать этого не следует.
28.Принимая решение в сложных ситуациях, я рассчитываю только на свой опыт и
знания,
29.Я полностью отдаю себя своей профессии.
30.Я удовлетворен результатами самореализации в выбранном виде деятельности.
31.Я не думаю о болезнях, пусть все идет своим чередом.
32.Я всегда смотрю собеседнику прямо в глаза.
33.Я не верю в случайности, совпадения, суеверия.
34.Меня интересует все новое.
35.Я могу заставить себя работать столько, сколько необходимо для дела.
36.Я никогда не передаю слухи.
37.У меня широкий круг интересов.
38.Я лучше себя чувствую, когда работаю, чем когда бездельничаю.
39.Я всегда убежден, что делаю нужное и полезное дело.
40.Чаще всего я могу предугадать решение начальника.
41.Я могу решать деловые вопросы с людьми, которых не выношу.
42.Рутинная работа быстро вызывает у меня раздражение.
43.Я люблю работать с людьми опытными и умными.
44.Я уважаю людей, которые достигли успеха без посторонней помощи.
45.Свои решения я всегда стараюсь научно обосновывать.
46.Я всегда такой, каким кажусь.
47.Я работаю в основном из-за желания победить, выиграть.
48.Не обязательно, чтобы мои решения одобрялись подчиненными.
49.Я считаю, что знающий проблему руководитель всегда легко доведет ее до
любого исполнителя.
50.Я постоянно чувствую свою ответственность на работе.
51.Я не волнуюсь из-за пустяков.
52.Я не обращаю внимания на то, о чем говорят у меня за спиной.
53.В различных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно
по-разному,
54.Возраст собеседника не мешает мне установить деловой контакт.
55.Мне не трудно освоиться в новом качестве и в новом коллективе.
Обработка и интерпретация результатов
Проверить результаты исследования по «шкале лжи». Если количество
утвердительных ответов на вопросы 6, 16, 26, 36,46, 45 больше половины, то
данные признаются недействительными.
Подсчитать общее количество положительных ответов, кроме ответов на
вопросы «шкалы лжи».
Определить процентный уровень положительных ответов. Для этого их
количество делится на константное число 49 и умножается на 100.
Характеристика уровней СПУР
Высокий уровень психической устойчивости руководителя характеризует его
способность выполнять управленческие функции в любых реальных условиях без
существенного психического и физического напряжения (70% и более положительных
ответов).
Стабильный уровень психической устойчивости позволяет руководителю
осуществлять управленческие функции успешно, без негативных последствий для
психического здоровья (50% положительных ответов).
Удовлетворительный уровень обеспечивается, если руководитель добивается
положительных результатов в управленческой деятельности, мобилизуя весь свой
творческий потенциал (30% положительных ответов).
Если руководитель не соответствует одному или нескольким критериям
психической устойчивости в такой степени, что не способен успешно выполнять
управленческие функции, то его психическую устойчивость можно считать
недостаточной (25% положительных ответов).
Недостаточный уровень психической устойчивости не тождественен «неустойчивой
психике». Это лишь уровень измерения психической и профессиональной
состоятельности руководителей с соответствующим стажем работы на руководящей
должности и определенного возраста.
Литература
1.Бойко В. В-Коммуникативная толерантность.-СПб., 1998.
2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.
3. ЛабунсшВ. А., МенджерицкаяЮ.А., Бреус БД. Психология затрудненного общения.
- М., 2001.
4. Лучшие психологические тесты. Сб. избранных тестов /Под ред. А. Ф. Кудряшова.
-СПб., 1992.
5. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях:
Психология и педагогика в общественной практике. - СПб., 2000.
6. Снетков В. М. Психология коммуникаций в организациях. - СПб., 2000.
Глава IV
ПСИХОДИАГНОСТИКА ГРУППОВЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Раздел 1
ДИАГНОСТИКА
ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАЛОЙ ГРУППЫ
4.1.1. Социально-психологические характеристики групповых особенностей и
явлений
В научных и прикладных исследованиях изучению групповых особенностей и явлений
отводится одно из центральных мест. В данной работе исследуемый аспект
рассматривается в контексте подструктуры (блока) общих качеств малой группы (Л.
И. Уманский, А. Н. Лутош-кин, А. С. Чернышев), включающей следующие
характеристики.
1.Интегрированность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с
другом (отсутствие интегрированное™ - разобщенность, дезинтеграция - А. Н.
Лутошкин, А. И. Пап-кин, А. В. Петровский, В. А. Петровский, А. А. Русалинова,
А. С. Чернышев, В. В. Шпалинс-кий).
2. Микроклимат- определяет самочувствие каждой личности в группе, ее
удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинова
и др.),
3.Референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их
идентификация с эталоном групповых ценностей (Е. В. Щедрина).
4.Лидерство - степень ведущего активного влияния личностей - членов группы
на группу в целом в плане осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева).
5.Интрагрупповзя активность - мера активизации группой составляющих ее
личностей.
6.Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие
группы (А. И. Кузнецов, В. С. Агеев) в более широкой общности (например, класса
на класс в школе, бригады на бригаду в цехе).
Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как
коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через
подструктуры направленности и психологического единства малой группы.
В настоящей главе представлены методики фактически по всем качествам
группы, за исключением лидерства, которое будет рассмотрено в одной из
последних глав.
Исходя из концептуальных подходов, изложенных выше, мы сочли необходимым
включить в эту часть работы диагностический инструментарий, направленный на
изучение интег-ративных особенностей малых групп:
• референтометрическое определение межличностных отношений;
• определение групповой сплоченности;
• изучение нормативных предпочтений в группе;
• выявление ценностно-ориентационного единства;
• диагностику интерактивной согласованности в малых группах;
• изучение психологического климата в малых группах (учебных, трудовых,
спортивных);
• исследование межличностных конфликтов:
• ролевой конфликт;
• рациональность и конструктивность поведения в конфликте;
• глубина конфликта;
• уровень личностной агрессивности, конфликтности;
• исследование групповой динамики;
• диагностика уровня развития малой группы;
• интегральная самооценка уровня развития группы
4.1.2. Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом
взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)
Назначение, Определение ориентации и форм межгруппового взаимодействия,
включая стратегии «сотрудничества - корпоративности» (соперничества),
осуществляемых в полярных условиях групповой эмпатии и рефлексии.
Инструкция. Поведение групп людей в немалой степени схоже с поведением
отдельного человека. Группы могут быть ориентированы либо на сотрудничество,
либо на соперничество и корпоративные интересы, либо на сопереживание и помощь,
либо на групповой эгоизм. Для оценки отношений своей группы к другим группам
вашего учреждения необходимо определить ее типичное поведение по 14 полярным
утверждениям, каждое из которых в левой части бланка ответов отражает формы
группового поведения, ориентированного на сотрудничество, понимание интересов и
состояния других групп (обозначено знаком«+»). в правой части бланка ответов
расположены утверждения противоположного типа (обозначены знаком «-»}.
Степень выраженности того или иного утверждения, свойственного вашей группе,
определяется по 4-балльной системе:
3 - это свойство в нашей группе проявляется всегда;
2 - это свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - это свойство проявляется иногда;
О-в группе не проявляется четко ни сотрудничество, ни соперничество.
Бланк ответов
Утверждения Знак и балл вашего ответа Утверждения 1 Группа демонстрирует
доброжелательность по отношению к другой группе (группам). Группа
демонстрирует недоброжелательность по отношению к другой группе (группам). 2
Даже в пылу межгрупповой дискуссии группа, отстаивая свою позицию, не
превращает «борьбу идей в борьбу людей». " В разгар межгрупповой дискуссии
члены группы психологически «давят» на оппонентов, оскорбляют их. 3 В общении с
другими группами группа старается создать атмосферу товарищества, ведет себя
как равный партнер. В общении с другими группами стремится утвердить свое
превосходство и не дорожит товариществом. 4 Группа действует в ущерб некоторым
своим интересам, чтобы предотвратить (урегулировать) конфликты с другими
группами. Группа не поступается своими интересами даже в условиях назревающего
или уже существующего конфликта. Утверждения Знак и балл вашего ответа
Утверждения 5 Группа помогает другим группам, если они просят об этом. Группа
отказывается помогать другим группам, даже если они просят об этом. 6 Группа
охотно делится с другими группами своими идеями, опытом и т. д. Группа не
делится с другими группами своими идеями, опытом и т. д. 7 Группа сочувствует
неудаче другой группы. Группа с насмешкой относится к неудаче другой группы. 8
Группа осуждает и пресекает действия своих членов, которые ущемляют достоинство
представителей других групп или нечестно поступают по отношению к ним. Группа
не осуждает и не пресекает действия своих членов, которые ущемляют достоинство
представителей других групп или нечестно поступают по отношению к ним. 9 Группа
высказывает удовлетворение от соревнования с другими группами, даже если успех
не сопутствовал ей. Группа высказывает недовольство, если соревнование с
другими группами не принесло ей успеха. 10 Критические замечания извне в адрес
группы воспринимаются ею доброжелательно, группа стремится осмыслить и
исправить свои недостатки. Критические замечания извне воспринимаются группой
враждебно и вызывают стремление к отпору, групповое упрямство. 11 Группа
отказывается от достижения намеченной цели, если это может привести к
обострению отношений с другой группой. Группа не отказывается от достижения
намеченной цели, даже если это может привести к обострению отношений с другой
группой (группами). 12 Группа высказывает благодарность другим группам публично.
Группа высказывает публичные претензии другим группам. 13 В напряженных
ситуациях межгруппового взаимодействия члены группы ведут себя корректно,
сдержанно по отношению к другой группе. В напряженных ситуациях межгрулпового
взаимодействия члены группы проявляют несдержанность, грубость по отношению к
другой группе. 14 При неудаче в межгрупповом соревновании группаищет ее причины