Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4315

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении.

17-25 баллов- мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению

партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в

зависимости от ситуации.


3.2.11. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В.

Бойко)

Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».

Опросник

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более

благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или,

напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно}.

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4.Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5.Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6.Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7.Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8.Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание,

сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

9.Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

10.В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11.Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной,

экспрессивной.

13.Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

14.Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15.Обычно я чувствую дискомфорт, когда, приходится обмениваться рукопожатиями в

деловой обстановке.

16.Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не

морщи лицо и т. п.

17.Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18.Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19.Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе

спокойно. •

20.Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21.Если я хочу, то мне всегда удается скрыть вою неприязнь к плохому человеку.

22.Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

23.Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные

выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24.Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25.Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю

эти чувства к нему.

Обработка данных

Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.


«Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы по

ключу 1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их. +1, -6, +11, +16, -21 2.

Неадекватное проявление эмоций. -2, +7, +12, +17, +22 3. Негибкость,

неразвитость, невыразительность эмоций. +3, +8, +13, +18, -23 4. Доминирование


негативных эмоций. +4, +9, +14, +19, +24 5, Нежелание сближаться с людьми на

эмоциональной основе. +5, +10, +15, +20, +25

Интерпретация

Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0

до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в

повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало

баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя

со стороны. Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции обычно не мешают вам

общаться с партнерами; 6-8 баллов - у вас есть некоторые эмоциональные проблемы

в повседневном общении; 9-12 баллов - свидетельство того, что ваши эмоции «на

каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13

балов и больше - эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно,

вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите

внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас, - это

пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.

3.2.12. Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников)

Инструкция. Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего

отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов,

правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они

должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете

себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают

разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на

другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте

слишком долго над каким-либо вопросом.


Имя Возраст Дата

Группа Символ Место работы (учебы): e w

e+w e-w 1 С А

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.

Итак, прочитав утверждение, запишите номер ответа, расположенный в скобках

слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте внимательны при выборе ответа и его

записи.

1 2 3 4 5

6 Обычно Часто Иногда По случаю Редко

Никогда 0 1. Стремлюсь быть вместе со всеми. 0 2. Предоставляю другим решать

вопрос о том, что необходимо будет сделать. 0 3. Становлюсь членом различных

групп. 0 4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы. 0 5.

Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций. 06.

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. 0 7.

Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь. 0 8. Стремлюсь иметь

близкие и сердечные отношения с другими. 0 9. Стремлюсь задействовать других в

своих планах. 0 10. Позволяю другим судить о том, что я делаю. 011. Стараюсь


быть среди людей. 0 12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные

отношения. 0 13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда

делается что-то совместно. 0 14. Легко подчиняюсь другим. 015. Стараюсь

избегать одиночества. 0 16. Стремлюсь принимать участие в совместных

мероприятиях. ОТНОСИТСЯ К: 1 2 3

4 5 6 Большинству людей

Многим Некоторым Нескольким Одному-двум Ни к кому

ЛЮДЯМ ЛЮДЯМ ЛЮДЯМ ЛЮДЯМ 0 17. Стремлюсь

относиться к другим приятельски. 018. Предоставляю другим решать вопрос о том,

что необходимо будет сделать. 0 19. Мое личное отношение к окружающим -

холодное и безразличное. 0 20. Предоставляю другим руководить ходом событий. 0

21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными. 0 22. Допускаю, чтобы

другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. 023. Стремлюсь приобрести

близкие и сердечные отношения с другими. 0 24. Позволяю другим судить о том,

что я делаю. 0 25. С другими веду себя холодно и безразлично. 026. Легко

подчиняюсь другим. 0 27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с

другими. ОТНОСИТСЯ К: 1 2 3 4

5 6 Большинству людей Многим Некоторым

Нескольким Одному-двум Ни к кому людям людям людям

людям 0 28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в

чем-нибудь. 0 29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне

непосредственно и сердечно. 0 30. Стремлюсь оказывать сильное влияние нз

деятельность других. 0 31. Мне нравится, когда другие приглашают меня

участвовать в своей деятельности. 0 32. Мне нравится, когда другие относятся ко

мне непосредственно. 0 33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

0 34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. 0 35. Я

люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. 036. Стремлюсь,

чтобы остальные поступали так, как я хочу. 0 37. Мне нравится, когда другие

приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях). 0 за. Я люблю, когда

другие относятся ко мне по-приятельски. 0 39. Мне нравится, когда другие

приглашают меня принять участие в их деятельности. 0 40. Мне нравится, когда

окружающие относятся ко мне сдержанно. 1 2 3

4 5 6 Обычно Часто Иногда

Случайно Редко Никогда 041. В обществе стараюсь играть

главенствующую роль. 0 42. Мне нравится, когда другие приглашают меня

участвовать в чем-нибудь. 0 43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне

непосредственно. 0 44, Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. 0 45. Мне

нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. 0 45.

Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно. 0 47.

Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. 0 48. Мне нравится, когда


другие подключают меня к своей деятельности. 049. Мне нравится, когда остальные

люда относятся ко мне непосредственно и сердечно. 050. В обществе стараюсь

руководить ходом событий. 051. Мне нравится, когда другие приглашают принять

участие в их деятельности. 052. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

053. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. 054. В обществе руковожу

ходом событий.

Обработка данных

Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО) Слева

приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении

ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0

баллов.

Iе Cw Ae

I.1 234 2. 12345 4. 12

3. 1 2345 6. 123 8. 12

5. 12345 10. 123 12. 1

7.123 14. 123 17. 123

9. 123 18. 1234 19. 3456

11.1 20. 1234 21. 1

13.1 22. 12 23. 1

15. 1 24. 12 25. 3456

16.1 26. 12 27. 1


Iw Ce Aw

28.12 30. 1234 29. 1

31.1 2 33. 12345 32. 12

34. 1 2 36. 123 35. 56

37.1 41. 12345 38. 123

39.1 44. 1234 40. 56

42.1 2 3 47. 12345 43. 1

45.123 50. 1234 46. 456

48. 1 2 3 4 53. 1234 49. 1

51.123 54. 123 52. 56



Интерпретация полученных результатов

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным

оценкам, тем большее применение имеет следующее описание поведения:

а) включение:

Iе - низкое; означает, что индивид не .чувствует себя хорошо среди людей и

будет склонен их избегать;

le - высокое; предполагает, что индивид чувствует себя, хорошо среди людей и

будет иметь тенденцию их искать;

Iw - низкое; предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим

количеством людей;

Iw - высокое; предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть

принятым остальными и принадлежать к ним.

б) контроль:

Се - низкое; означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на

себя ответственности;

Се - высокое; означает, что индивид старается брать на себя ответственность,

соединенную с ведущей ролью;

Cw - низкое; предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

Cw - высокое; отражает потребность в зависимости и колебания при принятии

решений;

В) аффект:

Ае - низкое; означает, что индивид очень осторожен при установлении близких

интимных отношений;

Ае - высокое; предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать

близкие чувственные отношения;

Aw - низкое; означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с

которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw - высокое; типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора

устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.


От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1

и 8-9 - экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь

ком-пульсивный характер. 2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц

будет описываться в соответствующем направлении. 4-5- пограничные баллы, и лица

могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого

«сырого» счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и

стандартных отклонений соответствующей популяции.

Характеристика шкал ОМО

ВКЛЮЧЕНИЕ (выраженное поведение)

le - стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и

принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к

различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

Требуемое поведение

Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их

деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к

этому никаких усилий.

КОНТРОЛЬ (выраженное поведение)

Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки

руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

Требуемое поведение

Cw - стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и

говорили мне, что я должен делать.

АФФЕКТ (выраженное поведение)

Ае - стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять

к ним свои дружеские и теплые чувства.

Требуемое поведение

Aw - стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более

близкими и делились со мной своими интимными чувствами.


Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно,

результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок

дают индексы объема интеракций (е + W) и противоречивости межличностного

поведения (е - W) внутри и между отдельными областями межличностных

потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей

из большого количества членов.



3.2.13. Самооценка психической устойчивости

в межличностных отношениях

(М. В. Секач, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)

Назначение. Авторская методика СПРУ адресуется людям разных возрастов,

социальных рангов, видов деятельности и не имеет никаких противопоказаний по

здоровью. В практическом плане она имеет наибольшую значимость для действий в

экстремальных условиях, когда требуется становиться над обстоятельствами и

побеждать их. Методика позволяет определить возможность руководителя проявлять

психическую устойчивость по четырем психологическим компонентам: интеллект,

воля, эмоции и личностно-профессиональные качества. Именно они, интегрируясь в

системное психическое образование, составляют основу психической устойчивости