Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4343
Скачиваний: 14
21.Главное в том, что...
22.Иногда...
23.Лет так через двенадцать...
24.В прошлом...
25.Дело втом, что...
26.В настоящее время...
27.Самое лучшее...
28.Принимая во внимание...
29.Если бы не...
30.Всегда...
31.Возможность...
32.В случае...
33.Обычно...
34.Если бы даже...
35.До сих пор...
36.Условие для...
37.Более всего...
38.Насчет...
39.С недавнего времени...
40.Только с тех пор...
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста.
Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если
замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить
то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к
предыдущему.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине
индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с
тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были
закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений,
то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят
протестироваться еще раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений,
содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого.
Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною»,
«моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых
указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол
первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для
удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и
отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица
единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а
номер предложения обводится кружком.
Анализ результатов
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа
полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней
эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников.
Пол Курс Уровень .'эгоцентрической направленности
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Первокурсники, обучающиеся
первый семестр Юноши 0-1 2-7 8-22 23-30 31-40 Девушки 0-1 2-7 8-22 23-29 30-40
Студенты других курсов Юноши 0-1 2-7 8-20 21-26 27-40 Девушки 0-1 2-7 8-21
22-27 28-40 Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так
как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения
собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой
проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных
потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать
все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления
личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в
школе - учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть
ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
1.1.12. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е.
Ф. Колобова)
Назначение. Данная методика является одной из разновидностей вербальных
проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать
жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.
Инструкция. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке
предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и
принадлежали именно вам. Запишите любы& мысли, которые кажутся вам важными как
в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.
Лист ответов
Ф.И.О.__________________________Пол______________________Возраст___
Образование_____________________Дата________________________
.Янепременно должен_______________________
Я непременно должен______________________
Я непременно должен_______________________
Я непременно должен_______________________
Я непременно должен________________________
Я непременно должен________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если.________________________
Ужасно, если_________________________
Я не могу терпеть______________________
Я не могу терпеть______________________
Я не могу терпеть _______________________.
Я не могу терпеть ________________________.
Я не могу терпеть_________________________
Я не могу терпеть_________________________
Обработка и интерпретация результатов
Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует
стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю
предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для
каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор
долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений
испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики
-Жизненные цели» (Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н. В. Клюевой и В. И.
Чиркова),
Свобода, открытость и демократия в обществе
Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества
(«Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на
необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего
беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть...
бездуховных начальников»,
Безопастность и защищенность
Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе
и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война»,
«Ужасно, если зло восторжествует»).
Служение людям
Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь
и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна
выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все,
чтобы мои ученики были счастливы».
Власть и влияние
Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над
другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я
непременно должна быть авторитетом для своих учеников».
Известность
В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя
внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда
я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».
Автономность
Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает
важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни:
«Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне
указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».
Материальный успех
Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому,
чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно,
если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают
зарплату»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».
Богатство духовной жизни
Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания
приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна
находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».
Личностный рост
Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как
личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким
целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».
Здоровье
Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье,
как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом:
«Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о
своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».
Привязанность и любовь
Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких
людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно,
если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».
Привлекательность
Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать
моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за
собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных
мужчин».
Чувство удовольствия
Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких
сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна
попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулков».
Межличностные контакты и общение
Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы,
иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием:
«Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет
друзей».
Богатая духовно-религиозная жизнь
Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с
религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно
должна сходить в церковь».
Раздел 2
ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОЙ КОМПОЗИЦИИ
1.2.1. Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности
Назначение. Общеизвестно, что характерологические особенности непосредственно
влияют на мотивацию, отношение к делу, к другим членам группы, к руководству.
Эффективный руководитель должен знать как основополагающие черты своего
собственного характера, так и особенности характера своих сотрудников.
Предлагаемая методика нацелена на выявление психологической структуры характера
в форме профиля.
Инструкция. Перед вами оценочный лист. С его помощью по семибалльной шкапе
определите степень выраженности черт своего характера или характера другого
оцениваемого лица, поставив соответствующую точку на шкале баллов. После этого
соедините все точки сплошной линией, и вы получите профиль характера. При этом
семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты
высоконравственного поведения.
Опросник
0 1 2 3 4 5 6 7 1 Тактичность Бестактность 2 Принципиальность
Беспринципность 3 Отзывчивость Равнодушие 4 Организованность
Безалаберность 5 Трудолюбие Лень 6 Самокритичность Самомнение 7
Инициативность Безинициотивность8 Альтруизм Эгоизм 9
Уверенность в себе Неуверенность 10 Аккуратность Неряшливость
11 Бережливость Расточительность 12 Умеренность в потребностях
Стремление к наживе 0 1 2 3 4 5 6 7
Обработка и интерпретация результатов
Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 84. Благоприятным для
действий в слаженной группе считается профиль с суммой баллов свыше 54; средним
- от 30 до 54 баллов; неблагоприятным - менее 30 баллов.
Сделайте вывод о четырех видах отношений. Для этого подсчитайте полученные
баллы по секциям:
отношение к людям - 1, 2, 3;
к делу - 4, 5, 6;
к себе - 7, 8, 9;
к вещам-10,11,12,
О степени выраженности каждой из системы отношений можно судить на основании
следующих показателей: 12,6 и более - высокая; 7,5- 12,5 -средняя; 7,4 и менее
- низкая.
1.2.2. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н.
Айзенк в модификации Т. В. Матолиной)
Назначение. Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте
от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:
• при формировании коллективов школьных
классов;
при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или
группу подростками;
• в деятельности работников службы
занятности и отделов кадров при приеме работу подростков;
• в профессиональном отборе молодежи на
различные типы профессий (в частности, на профессии типа «человек - человек»);
• в профподборе производственных групп в
целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;
• в спортивной практике при подборе
команд;
в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах «ученик
-учитель» и «ученик - класс».
Опросник
1.Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4.Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5.Часто ли у тебя меняется настроение?
6.Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7.Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8.Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9.Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей
причины?
11.Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же наоборот, ты склонен
к неторопливости, ответь «нет».)
15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли,
хотя все кончилось хорошо?
16.Ты можешь доверить любую тайну?
17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию
сверстников?
18.Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно
бьется
сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20.Ты когда-нибудь говорил неправду?
21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22.Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23.Ты часто чувствуешь себя усталым?
24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25.Ты обычно весел и всем доволен?
26.Обидчив ли ты?