Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4202

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работу. 4 Ученики редко ссорятся друг с другом. 5 Ученики веет да

помогают друг другу в учебе. б Ученики часто бывают вместе а свободное от

занятий время. 7 Ученики активно участвуют в общественной работе. В

Ученики довольны результатами своей работы. 9 Ученики всегда считаются с

мнением товарищей. 10 Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и

оживленно. 11 Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи

друг-друга в учебе. 12 Ученики нашего класса дружны и доброжелательны.

Обработка результатов

Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается

количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты,

которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты).

Ключ

Обозначение характера ответа в анкете Содержание ответа Баллы А Совершенно

согласен с этим 5 Б Согласен с этим 4 В Согласен, но не совсем 3 Г Не согласен

с этим 2 Д Совершенно не согласен с этим 1

Для подсчета результатов опроса из бланков анкеты наносятся «точки», их сумма

подсчитывается.

Суждения о классе Количество ответов по пунктам


А Б В Г Д 1 Ученики нашего класса любят и хотят учиться. 12 Ученики нашего

класса Дружны и доброжелательны. Общее количество ответов 18 Обшее

количество баллов 90

Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С). С = S / л , где

S - количество всех баллов, п - число учащихся.

Интерпретация результатов

Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений

и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при

«идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60

баллов. Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует оптимальный климат.

Но если все опрошенные на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно не

согласен с этим», тогда С = 12. В целом величина С, характеризующая

психологический климат, может принимать значение в диапазоне от 12 до 60.


4.2.5. Психологический климат

классного коллектива

(В. С. Ивашкин, В, В. Онуфриева)

Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата

по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.

Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в

учебе?

б} Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) Все ли учащиеся' вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь

пятибалльной шкалой».

Всегда волнует - 5.

Чаще волнует - 4,

Волнует в половине случаев - 3.

Чаще не волнует - 2.

Совсем не волнует - 1.

Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4; б - 4;


в-3.

Обработка и интерпретация результатов

Вычисляется средний балл группы:

(А+Б+В)

ЗхП

где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых Пусть X = 3,8

Критерии оценки Если:

A) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

Б) 3,5< Х< 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.

B) В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1

балл. В нашем случае Х= 3,8, оценка 2 балла.


4.2.6. Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В.

В. Шпалинский, Э. Г. Шелест)

Инструкция. Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу

суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата

первичного коллектива. В левой колонке - суждения, соответствующие признакам

здорового психологического климата, в правой - антипод каждого суждения. Между

антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой

паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе.

Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих

признаков.


Опросник

Признаки здорового психологического климата Шкала оценки Признаки нездорового

психологического климата 1 . Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и

постные лица своих коллег. 5-4-3-2-1 1 . Большинство членов коллектива приходят

на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. 2.

Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с

другом. 5-4-3-2-1 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к

эмоциональному общению. 3, Доброжелательность и доверительные интонации

преобладают в нашем деловом общении. 5-4-3-2-1 3. Нервозность, явная или

скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения. 4. Успехи каждого

из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти.

5-4-3-2-1 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию

окружающих. 5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит

доброжелательность и радушие. 5-4-3-2-1 5. В нашем коллективе новичок еще долго

будет чувствовать себя чужаком. Признаки здорового психологического климата

Шкала оценки Признаки нездорового психологического климата 6. В случае

неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться

в их причинах. 5-4-3-2-1 6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить

вину друг на друга или найдут виноватого. 7. Когда рядом с нами наш

руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 5-4-3-2-1 7. В

присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. В.

У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 5-4-3-2-1

8. Многие из нас предпочитают «свое" носить в "себе». 9. Неожиданный вызов к


руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций 5-4-3-2-1 9.

Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными

эмоциями. 1 0. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не

только перед руководителем ной всем коллективом. 5-4-3-2-1 10. Нарушитель

трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. 1 1 .

Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из

лучших побуждений. 5-4-3-2-1 1 1 . У нас критические замечания чаще всего носят

характер явных или скрытых выпадов. ! 2. Появление руководителя у нас вызывает

приятное оживление. 5-4-3-2-1 1 2. Появление руководителя у большинства из нас

особых восторгов не вызывает. 13. В нашем коллективе гласность - это норма

жизни. 5-4-3-2-1 13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.

Итого баллов

Обработка и интерпретация

Итоговые показатели психологического климата поданной шкале находятся в

диапазоне от 65 до 13 баллов.

Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в

диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности - 31-41 балл; незначительной

благоприятности - 20-30 баллов.

Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном

психологическом климате.


4.2.7. Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Инструкция. При работе с тестом каждый член коллектива независимо друг от друга

оценивает по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению,

коллектив.

Деловые качества

Качества Баллы Качества 1 Безответственность 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Ответственность

2 Приспособленчество 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Принципиальность 3. Отчужденность 1,2,3,

4,5,6,7,8,9 Сотрудничество 4. Индивидуализм 1,2,3.4,5,6,7,8,9 Коллективизм 5

Формализм 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Деловитость 6. Равнодушие 1,2,3,4,5,6,7,8,9

Удовлетворенность Творческие качества

Качества Баллы Качества 7. Равнодушие 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Увлеченность 8. Апатия

1,2,3,4,5,6,7,8,9 Целеустремленность 9. Консерватизм 1,2,3,4,5,6,7,8,9

Новаторство 10. Пессимизм 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Оптимизм 11. Пассивность 1,2,3,4,5,

6,7,8,9 Энтузиазм 12. Застой 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Прогресс Нравственные качества

Качества Баллы Качества 13. Агрессивность 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Доброжелательность

14. Лживость 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Честность 1 5. Враждебность 1,2,3,4,5,6,7,8,9

Дружелюбие 16. Наказание 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Поощрение 17. Социальная

незащищенность 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Социальная защищенность 18. Отсутствие условий

для профессионального и культурного роста 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Наличие условий для

профессионального и культурного роста Обработка и интерпретация результатов

Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который и может служить

оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе.

Очень низкий - 1 балл Низкий - 2 балла Ниже среднего - 3 балла Чуть ниже


среднего - 4 балла Средний - 5 баллов Чуть выше среднего - 6 баллов Выше

среднего - 7 баллов Высокий - 8 баллов Очень высокий - 9 баллов

Шкала уровней


Раздел 3

ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

4.3.1. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина)

Назначение. Оценка уровня или шкалы ролевого конфликта (РК) предназначается для

дифференцировки руководителей, воспринимающих свою позицию в условиях

перекрестных давлений как конфликтную и как неконфликтную, то есть позволяет

диагностировать наличие психологического конфликта по степени его выраженности

при выполнении социальной роли в условиях перекрестных ожиданий по отношению к

нему как к управленцу:

полученные по шкале данные позволяют сделать вывод о том, какие

стороны в деятельности руководителя вызывают конфликтные переживания:

множественность функций, взаимоотношений и т. д., что дает возможность

определить пути и специфику индивидуальной работы с управленцем;

методика может быть использована как инструмент, позволяющий получить

целостное представление о состоянии взаимоотношений конкретного менеджера в

системе управления, о его трудностях и проблемах в этом плане;

методика позволяет диагностировать неблагополучные, слабые звенья в

системе управления путем сравнительного анализа актуальных проблем роли

руководителя у начинающих и опытных, успешных и неуспешных руководителей и т. д.

, что необходимо для подготовки, обучения и повышения квалификации

управленческого персонала;

показатели, полученные по шкале РК, могут входить как один из

составляющих компонентов в оценку деловых и личных качеств управленцев и

учитываться при определении возможностей и перспектив конкретного руководителя.

Инструкция. Вам предлагается перечень суждений, отражающих ситуации, с которыми

вы как руководитель первичного звена управления встречаетесь в своей

повседневной работе. Внимательно прочитайте суждения и ответьте, в какой мере

каждое из них вызывает у вас негативное отношение, эмоциональную напряженность

и конфликтные переживания. Возможные ответы, представленные в бланке ответов,

следующие: «в очень высокой степени», «в высокой степени», «в средней степени»

(иногда вызывают эмоционально напряженные и конфликтные переживания, иногда -

нет), «в слабой степени», «в очень слабой степени» (я совсем безразличен к этим

ситуациям).

Если вы не можете решить, как ответить, постарайтесь выбрать предпочтительный

вариант ответа, исходя из того, что все-таки чаще вы испытываете в этой

ситуации.


Бланк ответов

Тип вопроса № и/и Типы возможных вариантов ответов в баллах


В очень В высокой В средней степени В слабой В очень слабой ВЫСОКОЙ степени

степени степени степени А 1 2 3 4 5 6


7 9 10 11 В 12 13 14 15 16

17 18 19 20 25 22 Д 23 24 25

26 27 28 29 30 31 32 33 С 34

35 36 37 39 Сумма баллов Суммарная оценка Общий

балл в «сырых» единицах

Общин балл в стандартных единицах

Опросник

1. Мне случается действовать в условиях, когда люди, чьи мнения мне приходится

учитывать (чьи мнения для меня важны), имеют противоположные представления

(мнения) о том, как я должен действовать.

2.Бывает, что руководство требует от меня выполнения плана любой ценой, а

исполнители ждут от меня чуткого и внимательного отношения к себе.

3. Мне приходится решать производственные вопросы, когда у исполнителей и

руководства цеха различное понимание конкретных ситуаций, целей, задач и сроков

их выполнения.

4. Бывает, что руководство и исполнители имеют противоположное (разное) мнение

о том, какие воздействия (руководства) на группу я должен применять.

5.Руководство считает, что я должен обладать настойчивостью, умением требовать,

исполнители считают, что я должен прежде всего быть чутким, внимательным,

входить в «их положение».

6.Случается, что разные представления о моих обязанностях у руководства и

исполнителей доставляют мне много хлопот, неприятностей.

7.Бывает, что я получаю одновременно два или более срочных задания от

руководителей разного уровня управления (например, от непосредственного и

вышестоящего или от начальника и его заместителей). Оба считают свое задание

первоочередным.

8.Случается, что когда я применяю «мягкие» меры воздействия, мной недовольно

руководство, а если «жесткие», то исполнители.

9.Мне приходится работать в ситуациях, когда исполнители ждут от меня одного

решения, а руководство другого.

10.При решении производственных вопросов мне приходится совершать такие

поступки (действия), которые признаются одними людьми и отвергаются другими,

причем мнение и тех и других я должен учитывать в одинаковой степени.

11.Бывает, что я должен одновременно удовлетворять требованиям (ожиданиям) и

руководства, и исполнителя, а они не всегда совпадают.

12.Иногда знаешь, что нельзя так делать, но в интересах дела, производства

приходится поступать (выполнять).

13.Бывает, что заработная плата не компенсирует моих усилий по выполнению моих

производственных обязанностей.

14.Я чувствую, что у меня слишком много обязанностей и маловато прав.

15.Случается, что я должен и имею право наказать за проступок «по всей

строгости закона», а обстоятельства таковы, что приходится ограничиваться

только разговором или другим легким наказанием.

16.Мне приходится требовать соблюдения трудовой дисциплины в условиях

неритмичности и простоев производства.

17.Мне случается получать задания без необходимых для их выполнения людских