Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4313
Скачиваний: 14
столкновения
4.3.5. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам
Инструкция. Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется
каждое из приведенных слева свойств.
1 Уклоняюсь от спора. 54321 Рвусь в спор. 2 Отношусь к конкуренту без
предвзятости. 54321 Подозрителен.3 Имею адекватную самооценку. 54321 Имею
завышенную самооценку. 4 Прислушиваюсь к мнению других. 54321 Не принимаю иных
мнений. 5 Не поедаюсь провокации, не завожусь. 54321 Легко завожусь 6 Уступаю в
споре, иду на компромисс. 54321 Не уступаю в споре: победа или поражение 7 Если
взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины. 54321 Если взрываюсь, то считаю, что
без этого нельзя. 8 Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность. 54321
Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность. 9 Считаю, что в споре не
надо демонстрировать свои эмоции. 54321 Считаю, что в споре нужно проявить
сильный характер. 10 Считаю, что спор - крайняя форма разрешения конфликта.
54321 Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму балов.
Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:
40-50 - высокий уровень конфликтоустойчивости;
30-39 - средний уровень конфлнеустойчивости; 20-29 - уровень выраженной
конфликтности; 19 и менее - высокий уровень конфликтности.
4.3.6. Самооценка рационального поведения в конфликте
Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах,
которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по
следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по
той или иной позиции, а оценка 5 - для вас не характерно такое поведение.
№ п/п Позиция Оценка 1 Критически оцениваю партнера. 12345 2 Приписываю ему
низменные или плохие намерения. 12345 3 Демонстрирую знаки превосходства. 12345
4 Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру. 12345 5 Игнорирую
интересы соперника. 12345 6 Вижу все только со своей позиции. 12345 7 Уменьшаю
заслуги партнера. 12345 8 Преувеличиваю свои заслуги. 12345 9 Задеваю «больные
точки» и уязвимые места партнера. 12345 10 Предъявляю партнеру множество
претензий. 12345 11Раздражаюсь, перехожу на крик. 12345
Оценка результатов
Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям
свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального
поведения в конфликте.
Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не
обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам
необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального
поведения в конфликте и заняться тренировками.
4.3.7. Самооценка конструктивного поведения в конфликте
Инструкция. Проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного
поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по
пятибалльной шкале по следующей матрице.
212
№
П/П Позиция Оценка Позиция 1 «Открытость» ума. Вы настроены на понимание
доводов и аргументов оппонента. 54321 Вы никогда не стремитесь понять своего
оппонента. 2 Позитивное отношение к оппоненту. 54321 Негативное отношение к
оппоненту. 3 Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции. 54321 Вы
отдаетесь стихиям и эмоциям. 4 Сотрудничество. Вы не делаете ставку на
односторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство и сотрудничество. 54321 Вы
стремитесь к одностороннему выигрышу. 5 Терпимость. Вы признаете право людей
быть такими, какие они есть, не совпадающая с вашей. 54321 Вы нетерпимы к
оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения.
Оценка результатов
Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем
позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками
«конструктивного поведения» в конфликте.
Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что
вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте. В
этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в
конфликте и заняться тренингом эмоциональной саморегуляции.
4.3.8. Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П.
А. Ковалев)
Назначение. Методика предназначена для выявления склонности субъекта к
конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с
утверждением в бланке ответов в соответствующем квадратике поставьте
знак«+»(«да»), при несогласии - знак«-»(«нет).
Бланк ответов
№ Да Нет№ Да Нет № Да Нет № Да Нет 10 30 50 71 11 31 51 71 12
32 52 72 13 33 53 73 14 34 54 74 15 35 55 75 16
36 56 76 17 37 57 77 18 38 58 78 19 39 59 79 20
40 60 81 № Да Нет № Да Нет № Да Нет № Да Нет 10 30 50 70 31
51 71 12 32 52 72 33 53 73 14 34 54 74 15 35
55 75 16 36 56 76 17 37 57 77 14 38 58 78 14 39
59 79 20 40 60 «0
Опросник
1.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2.В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
3.Мне чаще всего не воздают за мои дела.
4.Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
5.Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
6.Если по отношению го мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю
обидчику всякие несчастья.
7.Я часто злюсь, когда мне возражают.
8.Я думаю, что за моей спиной об мне говорят плохо.
9.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
10.Мнение, что нападение - лучшая защита, правильное.
11.Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для
меня.
12.Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
13.Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы
всех.
14.Я считаю, что добро эффективнее мести.
15.Каждый человек имеет право на свое мнение.
16.Я верю в честность намерений большинства людей.
17.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
18.В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.
19.Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они
справедливы.
20.Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
21.Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
22.Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
23.Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других.
24.С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь
настороженно.
25.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимание.
26.Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
27.Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
28.Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
29.В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
30.Я уважаю людей, которые не помнят зла.
31.Утверждение «Ум хорошо, а два лучше» справедливо.
32.Утверждение «Не обманешь- не проживешь» тоже справедливо,
33.У меня никогда не бывает вспышек гнева.
34.Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящих со мной.
35.Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал,
нет меня.
36.Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не
уступаю.
37.Я стараюсь избегать обострения отношений.
38.Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих
обидчиков.
39.Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
40.Я осуждаю недоверчивых людей.
41.Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне
несправедливой.
42.Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
43.Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
44.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за
решения важного для всех вопроса.
45.Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
46.Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
47.Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
48.Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
49.В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
50.Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта
не даю открыть.
51.Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
52.Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
53.В решении любой проблемы я предпочитаю «золотую середину».
54.Я отрицательно отношусь к мстительным людям.
55.Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь
отвечать за все ему.
56.Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
57.Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
58.Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое
мнение.
59.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
60.Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
61.Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
62.Ни одно оскорбление не должно остаться безнаказанным.
63.Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
64.Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
65.Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
66.При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем
защищаться.
67.У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
68.Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется
правильной -моя или чужая.
69.Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
70.Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
71.Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
72.Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
73.Обычно меня трудно вывести из себя.
74.Если я вижу недостатки у других, то не стесняюсь их критиковать.
75.Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
76.Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
77.Пойти на компромисс - значит показать свою слабость.
78.Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо
подставить и другую?
79.Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более
правильным.
80.Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале
начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Раздел 4 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГРУПП
4.4.1. Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г.
Почебут)
Инструкция. Просим вас оценить качества организации, а которой вы работаете.
В опроснике представлены название качества и его содержательная характеристика.
В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл {от 12 до 1 ), который, по
вашему мнению, соответствует развитию данного качества в вашей организации.
Бланк ответов
Уровни Баллы Баллы 7. Подготовленность к деятельности Г 12 11 10 Все члены
группы обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом
применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый
сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких
показателей в труде. 2 9 8 7 Большинство членов группы имеют хорошую
профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются
применять свои знания на практике. 3 6 5 4 В нашей группе есть и недостаточно
квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ушерб
профессиональному авторитету фирмы. 4 3 2 1 Сотрудники группы имеют низкую
профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие
грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою
работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий. 2.
Направленность 1 12
11 10 Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и
понимается каждым, как его собственная. Группа опирается на давние традиции,
вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе
высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие. 2 9 8 7 Перед нашей
группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои
интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны
взаимоприемлемые нормы поведения. Уровни Баллы Баллы 3 6 5
4 У каждого члена нашей фуппы существуют свои индивидуальные цели и ценности,
которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении
руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с
другими членами фирмы. 4 3 2 1 Наша группа существует только как официальная
система, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями
отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические
цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность. 3.
Организованность 1 12 11 10 Наша группа способна самостоятельно управлять своей
работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной
помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам
эффективнее организовать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты,
способные взять на себя функции организаторов работы. 2 9 8 7 Наша фирма часто
пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается
эффективно. Наш организатор (менеджер, лидер, бригадир, руководитель} нечетко
представляет себе план работы и возможности каждого. 3 6
5 4 При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты,
потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя
функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему
начальнику. 4 3 2 1 Члены группы не могут договориться о том, как совместно
организовать работу, часто мешают друг другу или делают ненужную работу,
дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление
личности. У нх нет человека, который был бы способен взять на себя
организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с
группой. 4. Активность 1 12
11 10 Все члены нашей группы - люди энергичные, кровно заинтересованные в