Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4340

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бланк для ответов

Я бываю:

Спокойным внешне 012345678910

Спокойным внутренне 012345678910

Активным 012345678910

В хорошем настроении 012345678910

Доброжелательным 012345678910

Оптимистичным 012345678910

Миролюбивым 012345678910

Обработка данных

На каждой оценочной шкале следует проследить за сочетанием сразу трех

показателей -«обычно», «неблагоприятно», «благоприятно». Комбинации баллов на

шкале дают представление о характере изменений, происходящих с

психогигиеническим «Я-образом» по тому или иному параметру.

Выявлено несколько устойчивых вариантов сочетаний оценок и соответствующих им

типов изменений «Я-образа». С помощью приводимой ниже таблицы вы можете

расшифровать полученные на шкалах данные:


Тип изменений «Я-образа» Обычно (баллы) Неблагоприятно (баллы) Благоприятно 1.

Нормальная изменчивость 4-6 3-4 8-10 2. Приемлемая ригидность 4-6 3-4 6-7 3.

Гипертимическая ригидность 7-8 4-7 8-10 4. Эйфорическая ригидность 9-10 7-10

9-10 5. Дистимическая ригидность 2-4 0-4 4-fi 6. Дисфорическая ригидность 0-5

0-2 3-5 7. Экзальтированная изменчивость 3-7 0-2 8-10 8. Неадекватная

изменчивость 4-5 6-Я 6-10 В случае, если комбинация полученных вами трех оценок

на шкале не отражена в таблице, отождествляйте ее с наиболее близким типом.

Интерпретация результатов

Нормальная изменчивость «Я-образа» означает, что ответные эмоциональные

реакции на жизненные ситуации адекватны и, по всей вероятности, сохраняют

коммуникабельную форму. Такой вариант изменений предпочтителен и

свидетельствует в пользу имиджа. Оценка «обычно» находится в границах 4-6

баллов, то есть в центре шкалы; при неблагоприятной ситуации оценка несколько

снижается в пределах 3-4 баллов; в благоприятной ситуации -повышается до 8-10

баллов. Эмоции «дышат», выполняют свою энергетическую и сигнальную функцию.

Партнеры, вероятно, видят естественные реакции наблюдаемого человека.

Следовательно, он открыт и откликается эмоциями на воздействие. Есть основания

доверять ему.

Приемлемая ригидность «Я-образа» выражается в том, что эмоциональные

состояния мало меняются в соответствии со смысловым воздействием. Эмоции слабо

«дышат» и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий.

Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило,

импонирует участникам совместной деятельности. Баллы «обычно» - 4-6;

«неблагоприятно» - 3-4; «благоприятно» - 6-7.

Гипертимическая ригидность «Я-образа». В этом случае эмоциональный

стереотип поведения во всех ситуациях отличается мажорными окрасками: «обычно»

- 7-8 баллов; «неблагоприятно» - 4-7 баллов; «благоприятно» - 8-10 баллов.

Постоянно высокий энергетический тонус - естественное для респондента состояние,

но в конце концов его ресурсы «изнашиваются». При этом диапазон проявления


эмоций очень узок, их значения завышены даже в ситуации «обычно». Когда

наступает благоприятная ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное

обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих:

личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным

переменам. Однако в целом ее психогигиенический «Я-об-раз» находится в

коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый

дискомфорт.

Эйфорическая ригидность «Я-образа» отмечается в том случае, когда ситуации

«обычно», «неблагоприятно» и «благоприятно» оцениваются очень высокими баллами

(7-10 баллов) и их значения сливаются. Индивид безжалостно растрачивает свою

эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно,

что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для партнеров,

имидж становится некоммуникабельным. Самый тяжелый для взаимодействия вариант,

когда три фигуры на шкале - «кружок», «треугольник» и «квадрат» - сливаются в

районе 9-10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной

отзывчивости. Человек с такими психогигиеническим статусом не может вызывать

доверия.

Дистимическая ригидность «Я-образа» проявляется в том, что эмоции индивида

функционируют в узком диапазоне сниженных значений шкалы: «обычно» - 2-4 балла;

«неблагоприятно» - 0-4; «благоприятно» - 4-6. Эмоции «дышат» плохо, преобладают

минорные окраски состояний, определяющих имидж, что приводит к снижению

коммуникабельности личности и доверия к ней. В своем психогигиеническом

«Я-образе» личность с готовностью демонстрирует негативно окрашенные состояния

и не может откликаться на положительные ситуации.

Дисфорическая ригидность «Я-образа» характеризуется тем, что диапазон

эмоционального реагирования по шкале не бывает выше 5 баллов. Но самое

показательное то, что оценки «обычно» и «неблагоприятно» сливаются в границах

0-3 баллов. Личность страдает серьезными нарушениями в сфере эмоциональной

отзывчивхти, а ее имидж утрачивает коммуникабельность.

Экзальтированная изменчивость «Я-образа». Основным показателем в этом случае

является очень большой диапазон эмоционального реагирования: в

«неблагоприятных» обстоятельствах - минимум (0-2 балов), в «благоприятных» -

максимум (8-10). В обеих крайностях эмоции выдают большую энергию и перегружены

информацией. В результате они утрачивают коммуникабельность и вредят имиджу

личности.

Неадекватная изменчивость «Я-образа» проявляется а том, что на

неблагоприятные воздействия человек почему-то реагирует в диапазоне

гипертимических или эйфорических значений шкал. При этом нормативные его

реакции происходят в средних шкальных интервалах.


5.2.4. Определение стиля информационного усвоения


Назначение. Данная методика ориентирована на выявление ведущих способов или

предпочитаемых типов, моделей по сбору разнообразной информации

(профессиональной, средовой, познавательной).

Инструкция. Ниже приведены десять рядов по четыре слова в каждом. Около каждого

слова поставьте одну из четырех цифр:

4 - если оно лучше всего описывает вас;

3 - если оно хорошо описывает вас;

2 - если оно более или менее описывает вас;

1 - если оно совсем не подходит вам.

Не забудьте перед каждым словом поставить соответствующую цифру!

Бланк ответов

Увлеченный Экстремальный Разграничивающий Практичный Восприимчивый

Бесстрастный Аналитичный Соответствующий Чувствующий Наблюдающий Думающий

Делающий

Принимающий Осведомленный Оценивающий

Авантюрный

Интуитивный Расспрашивающий Логичный

Продуктивный Конкретный Внимательный Абстрактный Активный Ориентированный на

настоящее Задумчивый Ориентированный

на будущее Прагматичный Открытый для нового Проницательный Интеллигентный

Компетентный Опытный Наблюдательный Рациональный Ответственный Интенсивный

Сдержанный Рациональный Ответсвенный Сумма: Сумма: Сумма: Сумма:

Обработка и интерпретация результатов

Для подсчета сложите цифры в каждой колонке. Самый высокий балл указывает на

предпочитаемый учебный стиль:

Колонка 1 - конкретно-последовательный;

Колонка 2 - абстрактно-произвольный;

Колонка 3- абстрактно-последовательны и;

Колонка 4 - конкретно-произвольный.


5.2.5. Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению,

обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для

этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.

1.Дисциплинированный.

2.Умный, сообразительный.

3.Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.

4.Хорошая память.

5.Трудолюбивый, усидчивый.

6.Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).

7.Владеет самоконтролем.

8.Умеет планировать работу и выполнять свой план.

9.Любознательный, любит учиться.

10.Всегда нацелен на успех.

11.Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.

12.Работает на оценку.

13.Хорошее внимание.

14.Ответственный.

15.Умеет работать с книгой.

16.Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.

17.Аккуратный.

18.Независимый в суждениях.

19.Уверенный в себе.

20.Всегда ищет оригинальное решение.

21.Жизнерадостный.

22.Способен отстаивать свои убеждения.

23.Твердая воля.

24.Не конфликтует с учителем, покладистый.

25. Еще какое?

Обработка и интерпретация результатов

Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания

соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного


ученика: субъективно-творческий (11, 18, 20, 22), общетрудовой (1, 5, 14, 17),

владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15), обладающий хорошими познавательными

способностями (2, 4, 13, 9), мотивацион-но-волевой (10, 19, 21, 23),

приспособительный (6, 12, 16, 24), комбинированный, вбирающий в себя

разнотипные качества.

Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление

школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное

отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых

учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного

поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств

ума, либо волевой напористости.


5.2.6. Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров)

Назначение. Для изучения эмоционального состояния можно использовать

цветорисус ночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В

рисунках и цвете-] учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в

силу недостаточного развития, самосознания, рефлексии и способности к

идентификации. Кроме того, вследствие привлека-1 тельности и естественности

задания эта методика способствует установлению хорошего эмо-,. ционального

контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и

цвет-;! ные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый,

голубой, розо-, вый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован

квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка),

Инструкция 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные

карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в

этом квадрате; цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы

в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом,

то разделите квадрат на не-. сколько частей и закрасьте его карандашами разных

цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить

квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя

перпендикулярами на четыре части, горизонтально и лерпен-^ дикулярно к ней на

три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает

Инструкцию 2. \

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь

подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его

представить и нарисовать., Это могут быть и окружающие вас предметы (парта,

доска, наш класс), а могут быть и предме-j ты, которых здесь нет, но на которые

похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы

затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или обра-! зом, то


нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов

Цвет Рисунок Состояние (в квадрате) Красный Тетрадь Активность (активация)

Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты Красный, сочетание Радуга

Радость красного и желтого Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты

Подарок Горка «5- Солнце Воздушные шары Цвет Рисунок Состояние (в

квадрате) Зеленый Светофор Внимание, сосредоточение* Машина Телевизор

Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Розовый Робот Мечтание,

фантазирование Компьютер Машина Принцесса Кукла Черный Дождь Утомление,

усталость Клякса Ребенок спит за партой Оранжевый Цветы Дружелюбие,

доброжелательность Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Желтый

Разбитая ваза Искренность Ребенок с учительницей, мамой Голубой Душ Бодрость

Бассейн Море Синий Скакалка Азарт Волейбол Футбол Поднятая рука Дети

с учительницей, со старшими Уважение Коричневый Поле Сочувствие, сострадание

«Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния

школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке

результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной

штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном

физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как

большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая

структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как

динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько

компонентов психики.

Литература

1.Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. - СПб., 2002.

2.Гибсон Г. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988.

3.Гительмахер Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. - Иваново,

1992.

4.Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. -

Ярославль, 1999.

5.Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М., 1985.

6.ЛогвиненкоА. Д. Психология восприятия. - М., 1987.

7.Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое

содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8.Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. - Л., 1984.

9.Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.

































Глава VI

ПСИХОДИАГНОСТИКА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ

И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Раздел 1

ДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ РУКОВОДИТЕЛЯ

6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей

руководства