Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4196

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из трех параметров). Для

каждого испытуемого получают оценки трех экспертов, включая его самого. По

каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое значение трех

экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития

каждой из трех описанных выше способностей субъекта невербальной коммуникации.

На основе суммарных оценок по трем анализируемым параметрам определяется общий

показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека.

Этот показатель может варьироваться от 0 до 60 баллов. Далее проводится

качественный анализ структуры невербальной коммуникации тестируемого.


5.1.7. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

Назначение. Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии,

предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта

жизнедеятельности.

Инструкция. Ниже приведены вопросы, на которые необходимо отвечать в форме

«да» (+) в случае утвердительного ответа или «нет» (-) в случае отрицательного

ответа и «не знаю» (0), если вы сомневаетесь в ответе.

Опросник

1.Случалось ли вам когда-либо совершить жизненную ошибку, результаты которой вы

чувствовали в течение нескольких месяцев или лет?

2.Можно ли было избежать этой ошибки?

3.Случается ли вам настаивать на собственном мнении, если вы не уверены на 100%

в его правильности?

4.Рассказали ли вы кому-либо из самых близких о своей самой большой жизненной

ошибке? 5.Считаете ли вы, что в определенном возрасте характер человека уже не

может измениться? 6.Если кто-то доставил вам небольшое огорчение, можете ли вы

быстро забыть об этом и перейти к обычному распорядку?

7.Считаете ли вы себя иногда неудачником?

8.Считаете ли вы себя человеком с большим чувством юмора?

9.Если бы вы могли изменить важнейшие события, имевшие место в прошлом,

построили бы вы иначе свою жизнь?

10.Что больше руководит вами при принятии ежедневных личных решений - рассудок

или эмоции?

11.С трудом ли вам дается принятие мелких решений по вопросам, которые каждый

день ставит жизнь?

12.Пользовались ли вы советом или помощью людей, не входящих в число самых

близких, при принятии жизненно важных решений?

13.Часто ли вы возвращаетесь в воспоминаниях к минутам, которые были для вас

неприятны?

14.Нравится ли вам ваша личность?

15.Случалось ли вам просить у кого-либо прощения, хотя вы не считали себя

виноватым?


Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ «да» на вопросы 1,3, 5,7, 9,11,13 и «нет» на вопросы 2,4,

6, 8,10,12, 14, 15 вы получаете по 10 баллов. За каждый ответ «не знаю» вы

получаете по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.

100-150 баллов - полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Вы обладаете


исключительной способностью усложнять себе жизнь. Вашими решениями недовольны

ни.вы, ни ваше окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать

свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным

жизненным ситуациям.

50-99 баллов - рефлексия со знаком «-», итогом прошлых ошибок становится

страх перед совершением новых. Ваша осторожность, явившаяся результатом прошлых

жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха.

Возможно то, что вы считаете ошибкой, совершенной в прошлом, - просто сигнал о

том, что вы изменились. Ваш критичный ум иногда мешает исполнению 'ваших

глубоких желаний.

0-49 баллов - рефлексия со знаком «+». Анализ совершенного и движение

вперед. В ближайшее время вам не грозит опасность совершить жизненную ошибку.

Гарантия этого -вы сами. У вас есть много черт, которыми обладают люди с

большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного

будущего. Вы ощущаете себя творцом собственной жизни.


5.1.8. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из

предложенных вариантов ответа (а, б, в).

Опросник

1.Хорошо ли вы разбираетесь в языке жестов?

а) да; б) и да, и нет; в) нет.

2.Чувствительны ли вы к чужим нуждам?

а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.

3.Сразу ли вы замечаете, что кому-то стало скучно при разговоре с вами?

а) сразу; б) верно нечто среднее; в) не замечаю вообще.

4.Вы умеете слушать других?

а) да, умею; б) и да, и нет в) нет, не умею.

5.Всегда ли вы одинаково обходительны в общении?

а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) никогда.

6.Можете ли вы тотчас определить, что кто-то из собеседников осуждает вас?

а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.

7.Всегда ли вы верно оцениваете других людей?

а) да, всегда; б) от случая к случаю; в} никогда.

8. Можете ли вы сразу почувствовать, что вызываете у собеседника

симпатию, расположение?

а) да, могу; б) и да, и нет; в)'нет, не могу.

9.Способны ли вы предсказать, между кем из ваших знакомых может завязаться

дружба?

а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.

10.Всегда ли вы чувствуете, что у собеседника есть что-то скрытое на уме?

а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.

11.Умеете ли вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком

настойчивым?

а) да, умею; б) когда как; в) нет, не умею,

12 . Часто ли люди приходят к вам со своими проблемами? а) часто; 6} от случая

к случаю; в) редко.

13.Как вы думаете, всегда ли вам удается распознать ложь?

а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.

14.Сразу ли вы чувствуете, что собеседник находится в плохом расположении духа?

а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.

15.Предчувствуете ли вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться


(или взорваться)?

а) да, предчувствую; б) когда как; в} нет, не предчувствую.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ: ответы а - 2 балла; б - 1 балл; в - 0 баллов.

Суммируйте оценки по пунктам опросника.

Преобразуйте «сырые» баллы в стены с помощью таблицы «Стеновые нормы».


Стеновые нормы

Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 0 1-4 5-8 9-12 33 14-17 18-2! 22-25 26-29 30

Предложенная шкала невербальной компетентности педагога выявляет степень

выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст общения. Каждый

исследуемый может быть отнесен к одной из трех групп:

1) с низким уровнем невербальной компетентности (1-3 стен);

2) с умеренным уровнем невербальной компетентности (4-7 стен);

3) с высоким уровнем невербальной компетентности (8-10 стен).

Лица, отнесенные к первой группе, поглощены своими собственными проблемами

и недостаточно внимательны к проблемам других. Они обнаруживают неспособность к

налаживанию отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в

которое вовлечены.

Личности, отнесенные к третьей группе, напротив, характеризуются поглощенностью

проблемами других людей и невниманием к своим собственным.


Раздел 2

ДИАГНОСТИКА

ПЕРЦЕПТИВНО-СТИЛЕВЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

И МАЛОЙ ГРУППЫ

5.2.1. Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей

тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов)

Содержание методики. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение

спортсмена к тренеру по трем параметрам ( по 8 вопросов): гностическому,

эмоциональному и поведенческому.

Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с

точки зрения спортсмена. Эмоциональный определяет, насколько тренер симпатичен

спортсмену как личность, поведенческий - показывает, как складывается реальное

взаимодействие тренера и спортсмена.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы

считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то

напишите «да»; если же оно неверно, то «нет».

Опросник

1.Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников.

2.Мне трудно ладить с тренером.

3.Тренер - справедливый человек.

4.Тренер умело подводит меня к соревнованиям.

5.Тренеру явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6.Слово тренера для меня - закон.

7.Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.

8.Я вполне доволен тренером,

9.Тренер недостаточно требователен ко мне.

10.Тренер всегда может дать разумный совет.

11.Я полностью доверяю тренеру.

12.Оценка тренера очень важна для меня.

13.Тренер в основном работает по шаблону.

14.Работать с тренером одно удовольствие.

15.Тренер уделяет мне мало внимания.

16.Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.


17.Тренер плохо чувствует мое настроение.

18.У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств,

которые применяет тренер.

19.Я не стану делиться с тренером своими мыслями,

20.Тренер наказывает меня за малейший проступок.

21.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны. Я хотел бы стать похожим

на тренера.

22.Я хотел быть похожим на тренера.

23. У нас с тренером чисто деловые отношения.

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический

компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, -13, -16, 19, 22 (номера со знаком «-»

означают ответ «нет», остальные - «до»). Эмоциональный - вопросы -2, -5, 8, 11,

14, -17, -20. Поведенческий -вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.

Результат опроса представляют графически или с помощью таблицы. В таблице

дан один из вариантов обработки данных по шкапе «тренер-спортсмен».


Ф.И.О. (код) Показатели итоговый 1 А 3 5 5 132Б 3 4 310 3

В 2 1 2 5 4 Г

6

5

5 16 5Д 2 1 3 66Е 3 2 4 97

Ж 3 1 2 6 8 3 6 6 4 16 0 И 8 8 7 23 10 К 1 1

6 8 11Средняя арифметическая

Х+- m3,7 ± 0,6 3,4 1: 0,6 4,1 ± 0,5 I2,2+-l,7 Средняя арифметическая

оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера,

нарисованный его командой, по каждому из исследуемых компонентов межличностного

взаимодействия и по итоговому показателю.

5.2.2. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

Инструкция. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да»,

«нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его столько

в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или

«нет».

Опросник

1.Очень ли трудна и напряженна ваша работа?

2.Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

3.Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами,

связанными с работой?

4.Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

5.Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

6.Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу

медленнее, чем вы сами могли бы сделать?

7.Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?

8.Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

9.Если вы испытываете напряжение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?

10.Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?

11.Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

12.Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важным

делами?

13.Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

14.Стараетесь ли вы быть во всем первым и лучшим?

15.Считаете ли вы себя человеком очень энергичным, напористым?

16.Считают ли вас энергичным и напористым ваша жена или близкие?

17.Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей


работе слишком серьезно?

18.Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о

своих делах?

19.Часто ли ваша жена или близкие просят вас меньше заниматься делами и больше

времени уделять семье?

20.Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?

Обработка и интерпретация результатов

На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» - 0 баллов;

ответу «не знаю» - 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами

в тесте.

Если вы набрали от 0до 10 баллов, то вы принадлежите к типу Б, Люди такого

типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их

достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их

возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время

работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять

время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б

стрессоустойчивые.

Если вы набрали от 10до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б,

но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.

Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди

такого типа характеризуются стремлением к конкуренции,'достижению цели, обычно

бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой

цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них

быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Если вы набрали от 20до 50 баллов, то у вас проявляется склонность к типу

А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.


5.2.3. Перцептивно-образная самооценка (В. В. Бойко)

Назначение. Данная методика нацелена на изучение динамичности

психоэмоционального «Я-образа» в зависимости от ситуаций (обычных,

благоприятных и неблагоприятных). Главный акцент сделан на исследовании

устойчивости нейтральных и позитивных эмоциональных состояний в трех

вышеуказанных ситуациях.


Инструкция. В левой части бланка для ответов представлены шесть

эмоциональных состояний, а в правой - степень их выраженности от 0 до 10 баллов.

При этом 0 означает полное отсутствие того или иного состояния, а 10 -

максимум его проявления. Задача испытуемого заключается в количественной оценке

каждого эмоционального состояния в трех заданных ситуациях: обычных,

неблагоприятных и благоприятных. Для этого в бланке для ответов сначала знаком

«О» обводится балл каждого из шести состояний в обычных, нормальных условиях,

затем знаком «?» обводятся баллы всех состояний в неблагоприятных условиях и

знаком «?» - в максимально благоприятных условиях:

О - обычно в норме;

? - возможный минимум в неблагоприятной ситуации;

? - возможный максимум в благоприятной ситуации.