Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4269

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

докладывали именно ему; б) пассивен, можно сказать, что «плывет по течению»; в)

четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.

2.Руководитель: а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более

жесткие методы руководства; б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно

взаимодействовать с подчиненными; в) в критических ситуациях плохо справляется

с руководством коллективом.

3.Руководитель: а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении

дел в коллективе, о возможных трудностях; б) умеет общаться, но ограничивает

общение с подчиненными, держится на расстоянии от них; в) старается общаться с

подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.

4.Руководитель: а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже; 6} если

даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности; в) такой,

что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе

могли бы сделать больше.

5.Руководитель: а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней; б)

критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает; в) не любит,

когда его критикуют, и не скрывает этого.

6.Руководитель: а) сам обращается за советом к подчиненным; б) не допускает,

чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали; в) такой, что

подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.

7.Руководитель: а) контролирует работу от случая к случаю; 6} всегда очень

строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом; в) контролируя

работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого

заслуживает.

8.Руководитель: а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему

безразлично, как при этом люди относятся друг к другу; 6) решая повседневные

задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в

коллективе; в} в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к

работе формально.

9.Руководитель: а) приказывает так, что хочется выполнить задание; 6)

приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы; в) обращается с

просьбой, а получается приказ.

10.Руководитель: а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо

знаком; б)

если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к

другим членам коллектива; в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все

пускает на самотек.

11.Руководитель: а) такой, что складывается впечатление, будто он боится

много брать на себя; 6} ответственность распределяет между собой и членами

коллектива; в) концентрирует ответственность в своих руках.

12.Руководитель: а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными

людьми; 6} добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно; в)


такой, что ему все равно, кто у него помощник.

13.Руководитель: а) такой, что все довольны, когда он отсутствует,

чувствуют некоторое облегчение; б) такой, что с ним работать интересно, все с

радостью ждут его возвращения; в) такой, что отсутствие его не замечается,

члены коллектива к нему почти безразличны.

14.Руководитель: а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится

уговаривать членов коллектива; 6) никогда не просит, всегда настаивает,

приказывает, распоряжается; в) часто обращается к подчиненным с поручением,

советом, просьбой.

15.Руководитель: а) всегда доброжелателен к подчиненным; б) по отношению к

подчиненным может быть нетактичным и грубым: в) характер обращения с

подчиненными бывает разным, часто меняется.

16.Руководитель: а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива; 6)

нередко перекладывает свои функции на других; в) создает обстановку, когда

управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.

17.Руководитель: а) не влияет на дисциплину, она определяется другими; 6}

умеет поддерживать дисциплину и порядок; в) такой, что дисциплина всегда

неплохая, так как все его боятся.

18.Руководитель: а} общается только по сугубо деловым вопросам; 6)

разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном; в) такой, что нередко

трудно понять, чего он хочет.

19.Руководитель: а) единолично принимает решения или отменяет их; 6}

старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела; в} старается решать

дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.

20.Руководитель: а) руководит так, что в его коллективе недостаточно

развиты взаимопомощь и взаимное доверие; б) старается, чтобы у подчиненных на

работе было хорошее настроение; в) способствовал текучести кадров в коллективе,

люди уходят и не жалеют об этом.

21.Руководитель: а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно

принимали решения: б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение

большинства; в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами

себе.

22.Руководитель: а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными

работниками; б) советуется только с вышестоящими руководителями: в) советуется

с коллективом изредка.

23.Руководитель: а) инициативу подчиненных не поощряет; б) инициативу

подчиненных поддерживает; в) обычно ждет подталкивания со стороны.

24.Руководитель: а) использует любимый лозунг «Давай-давай!»; б)

требователен, но справедлив; в) пожалуй, весьма не требовательный человек.

25.Руководитель: а) предпочитает следовать уже отработанным нормам,

требованиям; б) охотно поддерживает целесообразные нововведения; в)

нововведения чаще всего пропускает мимо себя.

26.Руководитель: а) в своей работе широко опирается на общественные


организации; б) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной

жизни коллектива чаще всего решаются без него; в) не очень считается с

общественными организациями.

27.Руководитель: а) таков, что ему безразлично, что о нем думают

подчиненные; б) никогда не проявляет своего превосходства над членами

коллектива; в) считает себя незаменимым в коллективе.

Обработка и интерпретация результатов Ключ

Группа утверждений Утверждении Группа

утверждений Утверждение а б в а 6 в 1 А Л Д 15 Д А Л 2 А Д Л 16 Д А Л 3 Д А Л

17 ЛД А 4 А Д Л 18 А Д Л 5 Д Л А 19 А Л Д 6 Д А Л20 А Д Л 7 ЛА Д 21 Д А Л 8А Д

Л 22 Д Л А 9 Д Л А 23 А А Л 10 А Д Л 24 А Д Л11 Д- Л А 25 А Д Л 12 Д А Л 26 Д Д

А 13 А Д Л27 Л Д А 14 Л А Д Диагностика стиля производится на основе

преобладания числа совпадений с ключом.


6.2.11. Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

Назначение. Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:

директивного, коллегиального или либерального.

Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и

к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и

отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте

варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

Опросник

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно

ему;

б)руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в)четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г)ожидает указаний сверху или даже требует их;

д)централизует руководство только в трудных ситуациях.

2.Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более

жесткие методы руководства;

б} критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих

руководителей;

г)сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно

взаимодействовать с подчиненными;

д)в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими

обязанностями.

3.Контакты руководителя с подчиненными:

а)недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б} регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о

трудностях, которые предстоит преодолеть;

в)умеет общаться, но специально ограничивает общение с'подчиненными, держится

от них на расстоянии:

г)старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в

общении;

д)общается в основном с активом коллектива.

4.Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:


а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б)коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в)исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе

могли бы сделать больше;

г)продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д)в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5.Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а)сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;

в)подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему

руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют

этого;

д)если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом

своему руководителю.

6Контроль деятельности подчиненных:

а)контролирует работу от случая к случаю;

б)всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в)контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит

исполнителей;

г)контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д)нередко вмешивается в работу исполнителей.

7.Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в

процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между

людьми в коллективе;

в)в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не

выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8.Характер приказов руководителя:

а)приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г)приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д)его приказы вызывают у подчиненных недовольство.

9.Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а)на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается tc ней;

б)критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в)не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а)сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к

другим;

в)можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;

г)когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить

недостатки в знаниях;

д)если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то


поручает это своим подчиненным.

11.Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет

уменьшить свою ответственность;

б)ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в)всю ответственность возлагает только на себя;

г)нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается

свою ответственность переложить на них;

д)бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается

переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12.Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:

а)старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б)добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в)руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г)осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д)не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов

13.Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а)исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое

облегчение;

б)с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в)отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

д)сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро

забывается.

14.Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а)для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих

подчиненных;

б)всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не

просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы.

15.Характер обращения руководителя с подчиненными:

а всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

Д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.

16.Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может

меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не

руководитель, а другие члены коллектива.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;