Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4269
Скачиваний: 14
докладывали именно ему; б) пассивен, можно сказать, что «плывет по течению»; в)
четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.
2.Руководитель: а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более
жесткие методы руководства; б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно
взаимодействовать с подчиненными; в) в критических ситуациях плохо справляется
с руководством коллективом.
3.Руководитель: а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении
дел в коллективе, о возможных трудностях; б) умеет общаться, но ограничивает
общение с подчиненными, держится на расстоянии от них; в) старается общаться с
подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.
4.Руководитель: а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже; 6} если
даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности; в) такой,
что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе
могли бы сделать больше.
5.Руководитель: а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней; б)
критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает; в) не любит,
когда его критикуют, и не скрывает этого.
6.Руководитель: а) сам обращается за советом к подчиненным; б) не допускает,
чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали; в) такой, что
подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.
7.Руководитель: а) контролирует работу от случая к случаю; 6} всегда очень
строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом; в) контролируя
работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого
заслуживает.
8.Руководитель: а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему
безразлично, как при этом люди относятся друг к другу; 6) решая повседневные
задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в
коллективе; в} в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к
работе формально.
9.Руководитель: а) приказывает так, что хочется выполнить задание; 6)
приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы; в) обращается с
просьбой, а получается приказ.
10.Руководитель: а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо
знаком; б)
если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к
другим членам коллектива; в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все
пускает на самотек.
11.Руководитель: а) такой, что складывается впечатление, будто он боится
много брать на себя; 6} ответственность распределяет между собой и членами
коллектива; в) концентрирует ответственность в своих руках.
12.Руководитель: а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными
людьми; 6} добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно; в)
такой, что ему все равно, кто у него помощник.
13.Руководитель: а) такой, что все довольны, когда он отсутствует,
чувствуют некоторое облегчение; б) такой, что с ним работать интересно, все с
радостью ждут его возвращения; в) такой, что отсутствие его не замечается,
члены коллектива к нему почти безразличны.
14.Руководитель: а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится
уговаривать членов коллектива; 6) никогда не просит, всегда настаивает,
приказывает, распоряжается; в) часто обращается к подчиненным с поручением,
советом, просьбой.
15.Руководитель: а) всегда доброжелателен к подчиненным; б) по отношению к
подчиненным может быть нетактичным и грубым: в) характер обращения с
подчиненными бывает разным, часто меняется.
16.Руководитель: а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива; 6)
нередко перекладывает свои функции на других; в) создает обстановку, когда
управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.
17.Руководитель: а) не влияет на дисциплину, она определяется другими; 6}
умеет поддерживать дисциплину и порядок; в) такой, что дисциплина всегда
неплохая, так как все его боятся.
18.Руководитель: а} общается только по сугубо деловым вопросам; 6)
разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном; в) такой, что нередко
трудно понять, чего он хочет.
19.Руководитель: а) единолично принимает решения или отменяет их; 6}
старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела; в} старается решать
дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.
20.Руководитель: а) руководит так, что в его коллективе недостаточно
развиты взаимопомощь и взаимное доверие; б) старается, чтобы у подчиненных на
работе было хорошее настроение; в) способствовал текучести кадров в коллективе,
люди уходят и не жалеют об этом.
21.Руководитель: а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно
принимали решения: б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение
большинства; в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами
себе.
22.Руководитель: а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными
работниками; б) советуется только с вышестоящими руководителями: в) советуется
с коллективом изредка.
23.Руководитель: а) инициативу подчиненных не поощряет; б) инициативу
подчиненных поддерживает; в) обычно ждет подталкивания со стороны.
24.Руководитель: а) использует любимый лозунг «Давай-давай!»; б)
требователен, но справедлив; в) пожалуй, весьма не требовательный человек.
25.Руководитель: а) предпочитает следовать уже отработанным нормам,
требованиям; б) охотно поддерживает целесообразные нововведения; в)
нововведения чаще всего пропускает мимо себя.
26.Руководитель: а) в своей работе широко опирается на общественные
организации; б) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной
жизни коллектива чаще всего решаются без него; в) не очень считается с
общественными организациями.
27.Руководитель: а) таков, что ему безразлично, что о нем думают
подчиненные; б) никогда не проявляет своего превосходства над членами
коллектива; в) считает себя незаменимым в коллективе.
Обработка и интерпретация результатов Ключ
Группа утверждений Утверждении Группа
утверждений Утверждение а б в а 6 в 1 А Л Д 15 Д А Л 2 А Д Л 16 Д А Л 3 Д А Л
17 ЛД А 4 А Д Л 18 А Д Л 5 Д Л А 19 А Л Д 6 Д А Л20 А Д Л 7 ЛА Д 21 Д А Л 8А Д
Л 22 Д Л А 9 Д Л А 23 А А Л 10 А Д Л 24 А Д Л11 Д- Л А 25 А Д Л 12 Д А Л 26 Д Д
А 13 А Д Л27 Л Д А 14 Л А Д Диагностика стиля производится на основе
преобладания числа совпадений с ключом.
6.2.11. Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)
Назначение. Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:
директивного, коллегиального или либерального.
Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и
к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления.
Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и
отметьте их. Просим быть искренним.
Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте
варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.
Опросник
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно
ему;
б)руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в)четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г)ожидает указаний сверху или даже требует их;
д)централизует руководство только в трудных ситуациях.
2.Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более
жесткие методы руководства;
б} критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих
руководителей;
г)сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно
взаимодействовать с подчиненными;
д)в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими
обязанностями.
3.Контакты руководителя с подчиненными:
а)недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б} регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о
трудностях, которые предстоит преодолеть;
в)умеет общаться, но специально ограничивает общение с'подчиненными, держится
от них на расстоянии:
г)старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в
общении;
д)общается в основном с активом коллектива.
4.Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б)коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
в)исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе
могли бы сделать больше;
г)продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д)в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5.Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а)сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;
в)подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему
руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют
этого;
д)если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом
своему руководителю.
6Контроль деятельности подчиненных:
а)контролирует работу от случая к случаю;
б)всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
в)контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит
исполнителей;
г)контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д)нередко вмешивается в работу исполнителей.
7.Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в
процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между
людьми в коллективе;
в)в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не
выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8.Характер приказов руководителя:
а)приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г)приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д)его приказы вызывают у подчиненных недовольство.
9.Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а)на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается tc ней;
б)критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в)не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а)сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к
другим;
в)можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;
г)когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить
недостатки в знаниях;
д)если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то
поручает это своим подчиненным.
11.Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет
уменьшить свою ответственность;
б)ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
в)всю ответственность возлагает только на себя;
г)нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается
свою ответственность переложить на них;
д)бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается
переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12.Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:
а)старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б)добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в)руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г)осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
д)не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов
13.Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:
а)исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое
облегчение;
б)с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в)отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;
д)сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро
забывается.
14.Преобладающие методы воздействия на подчиненных:
а)для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих
подчиненных;
б)всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не
просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15.Характер обращения руководителя с подчиненными:
а всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
Д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16.Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может
меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не
руководитель, а другие члены коллектива.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;