Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4294
Скачиваний: 14
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о
семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает
сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ними.
19. Характер принятия решений по руководству коллективно:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, скорее уходит от этого;
в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые
срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее
предусмотреть их решения;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20.Взаимоотношения между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное
доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко
уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в
напряжении.
21.Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б)иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение
большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели
самостоятельно;
г) исполнители предоставлены самим себе;
д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22.Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с
рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23.Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24.Характер требовательности руководителя:
а его любимый лозунг: «Давай- давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек; д} руководитель требователен к
себе и к другим.
25.Отношение руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
Б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет
характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту,
на отдыхе, в межличностных отношениях};
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26.Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании; ,
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его
функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в
коллективе.
27.Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе,
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства {Д - директивный,
К -коллегиальный, П - попустительский} в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква - стиль руководства.
Вариант а б в г Л 1. Д-3 П-2 К-З П-З К-2 2. Д-3 К-2 П-1 К-З П-З 3. П-1 К-2 Д-2
К-1; П-2 К-2 4. Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2 5. К-3 Д-2 П-2 П-2; К-1 К-2 6. П-3Д-3 К-З
Д-3 Д-2 7. Д-1 К-1 П-2 П-1; К-1 К-1 8- К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-З 9. К-2 П-2 Д-2 Д-2;
П-2 П-2 10. Д-2 К-2 П-1 Д-2; К-2 К-1; К-2 11. П-2 К-2 Д-2 Д-1,П-2Д-2; П-1 12.
К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-З 13. Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1; П-2 14. П-З Д-З К-З Д-2 К-З 15.
К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2 16. К-2 Д-1; П-1 Д-1; П-2 П-З ---17. Д-2 П-2 К-2 Д-2
П-3 18. Д-З К-З П-2; К-1 П-2; Д-1 П-1 19. Д-З П-2 К-З П-З П-З 20. Д-1 K-1П-1
К-2 Д-2 2L К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2 22. К-2 Д-1; К-2 Д-2; К-1 К-2 Д-2 23. Д-2 П-2
К-2 П-2 П-3 24. Д-З К-З Д-2 П-З К-2 25. П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2 26. К-2 К-З П-З Д-З
К-З 27. П-1К-2 Д1 К-2 Д-3 Д=К=П
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для
дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых варьируется до 10
баллов.
Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный
показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов.
Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
2) 1-К-1 коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
3} 1-1-Л либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).
Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим,
то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т. д.);
5) 1-К-Л: коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д,);
6) Д-1-Л: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);
7) Д-К-Л: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).
При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам
руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для
неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6,6-6-4 и т. д.) характеризует
оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует
противоречивый, непредсказуемый тип.
Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7
баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).
Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств и
стиля руководства:
Cтиль 11 Професснональные Професс иональная Организаторские Воспитание
Морально-психологические качества коллектива (общение)
руководства хaрактеристикикомпетенция качества
Директивный (Д-1-1) Низкая Среда не Низкое Низкое Коллегиальный (1-К-1)
Высокая Высокие Высокое Высокое Либеральный (1-1-Л) Низкая Низкие Низкое
Среднее Директивно- (Д-К-1) Низкая Средине Среднее Среднее коллегиальный
Директивно- (Д-1-Л) Низкая Высокие Среднее Среднее либералыльный
Коллегиаяьно- (1-К-Л) Низкая Низкие Высокое Высокое либеральный Смешанный
(Д-К-Л) Средняя Высокие Высокое Высокое I
6.2.12. Диагностика склонности
к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин)
Назначение. Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно
узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при
этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать
другой стиль.
Инструкция, Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам
предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях,
изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а,
б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в
качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Опросник
1.При принятии важных решений вы:
а) посоветуетесь с коллективом;
б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
в) примете решение единолично.
2.При организации выполнения задания:
а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива,
оставив за собой лишь общий контроль;
б} не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам
сделает все как надо;
в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя,
как надо делать.
3.При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
а) будете жестко контролировать каждого из них;
б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;
в) посчитаете, что контроль не обязателен.
4.В экстремальной для коллектива ситуации:
а) будете советоваться с коллективом;
б) возьмете все руководство на себя;
в) полностью положитесь на лидеров коллектива.
5.Строя взаимоотношения с членами коллектива:
а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
б) будете общаться, в основном если к вам обратятся;
в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
6.При управлении коллективом:
а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;
в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
7.В отношениях с членами коллектива:
а} будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
б) будете поддерживать только деловые отношения;
в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой
степени.
8.По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
а) не допустите замечаний в свой адрес;
б) выслушаете и учтете замечания;
в) отнесетесь к замечаниям безразлично.
9.При поддержании дисциплины:
а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
в) учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать
давление на подчиненных.
10.В отношении того, что о вас подумает коллектив:
а) вам будет безразлично;
б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
11.Распределив полномочия между собой и подчиненными:
а) будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;
в) будете осуществлять только общий контроль.
12.При возникновении затруднений при принятии решения:
а) обратитесь за советом к подчиненным;
б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все
придется вам;
в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.
13.Контролируя работу подчиненных:
а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
б) будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;
в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
14. Руководя подчиненными:
а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
в) вообще не умеете приказывать.
15.При недостатке знаний для принятия решения:
а) будете решать сами - ведь вы же руководитель;
б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
16.Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
а) будете строгим, даже придирчивым;
б) будете требовательным, но справедливым;
в) к сожалению, будете не очень требовательным.
17.В отношении нововведений:
а) будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;
в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
18.Вы считаете, что в нормальном коллективе:
а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без
постоянного и жесткого контроля руководителя;
б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть
подчиненных рассчитывать не приходится;
в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.
Ключ
№ Ответы № Ответы
А Б В
А Б В
1 Д Л А 10 Л Л Д 2 ДЛ А 11 А Л Д 3 А Д Л 12 Д А Л 4 Д Л Л 13 Д А Л5 Д А Л 14 А
Д Л 6 Д А Л 15 А Д Л 7 Д А Л 16 А Д Л8 Л Д Л 17 Л Д А 9 А Д Л 18 Д А Л А -
автократический стиль руководства;
Д - демократический стиль руководства;
Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.
Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически
не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией
склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы,
характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12,
можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом
выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к
авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла
выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.
Раздел 3 ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСТВА В МАЛЫХ ГРУППАХ
6.3.1. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е.
Крушельницкий)
Инструкция. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать
ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не
задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку
на «+» или «-»(«а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы
больше всего склоняетесь.
Тест-опросник
1.Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да;
Б} нет.
2.Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое
положение по службе, чем вы?
а) да;
б) нет.
3.Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете
ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да;
Б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?