Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4182

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

никогда не принимают участия в анализе ситуации, не говоря уже о ее решении. Он

всегда находится в стороне, деловой на вид, указывающий всем сверху и не

выносящий никаких отступлений от собственных планов. Для этого стиля характерна

видимость делегирования полномочий, но это только видимость, поручения даются в

категоричной форме и всегда ориентированы на достижение цели, которую имеет

руководитель. Зачастую власть используется прямо, для того чтобы достичь целей,

воплотить решения и получить их признание персоналом. Например, автократ будет

вести хронологические записи негативного поведения персонала, чтобы

спланировать увольнения или помешать повышению по службе, если учитель не будет

послушен ему, «играть на его стороне». Его девиз: «Быть в форме или уйти». Он

мало значения придает индивидуальным мотивациям. Он знает «что лучше» для

учащихся, их родителей, персонала и будущего своего учреждения.


6.2.8. Экспертная оценка стиля организаторской деятельности

(модифицированный вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или

почерка организаторской деятельности в версии Н. П. Фетискина)

Назначение. Определение стиля работы организаторов не с помощью стилевых

геш-тапьтных символов, как это было у А. Н. Лутошкина (1981), а на основе

шкалированных критериев, значительно облегчающих выявление того или иного стиля.

Данная методика может быть эффективно использована в различных молодежных

объединениях.

Инструкция. В бланке ответов представлен целый ряд приемов и способов

воздействия организаторов на возглавляемую группу. После ознакомления с ними

оцените по 5-балльной системе выраженность каждого из признаков, включенных в

бланк ответов, свойственных данному организатору в большинстве случаев

управления членами своей группы.

Значения шкалы:

5 - этот способ применяется очень часто;

4- способ применяется в большинстве случаев;

3 - трудно определить его проявление;

2- применяется редко;

1 - не используется в организаторской практике.


Бланк ответов

Используемые приемы и способы организатора Оценка приемов и способов (баллы) 5

4 3 2 1 1-РС

1. Стремится единолично принимать решения.

2. Игнорирует мнение группы в ходе любой работы.

3. Оказывает сильное давление при выполнении заданий, поручений, не доверяя

членам своей группы. 4. Главными формами воздействия на членов группы являются

указания, требования, угрозы.

5. Не дает группе толком сосредоточиться на выполнении главной цели.

Корректирующие указания сыплются как из рога изобилия. ИТОГО: II -ВБ

1 . Запускает свое предложение по кругу.

2. Советуется с помощниками и авторитетными участниками организуемого дела.

3. Принимаемые решения основаны на коллективном мнении.

4. Коллективно обсуждает итоги и оценивает вклад каждого участника в общее депо.


ИТОГО: III-сч

1 . Организатор при решении делового вопроса мечется от одного члена группы к

другому, от одной группировки к другой.

2. Пытается примирить партнеров, не вступая с ними в контакт.

3. В затруднительных ситуациях прибегает к уговорам, увещеваниям,

приспособлениям или просто выкручивается из положения.

4. Любой ценой стремится приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

5. Только в его присутствии группа принимает рабочий вид, вынуждая сновать от

одной группы к другой. ИТОГО: IV- ПП

1 . Живет по принципу «Все само собой уладится и придет в норму». 2. В

сложных ситуациях отказывается от вмешательства. 3. Проявляет

соглашательство с лидерами соперничающих группировок. 4. Не проявляет

своего мнения или отношения к происходящему. ИТОГО:

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитываются средние значения каждого из четырех стилей ОД: РЗ - «разящие

стрелы», ВБ - «возвращающийся бумеранг», СЧ - «снующий челнок», ПП - «плывущий

плот».

По показателям средних оценок можно судить по доминированию одного из

стилей ОД или профильном их сочетании.

О степени выраженности того или иного стиля ОД можно судить по следующим

усредненным значениям (в баллах):

1-5 баллов - очень низкий уровень;

6-8 баллов - низкий уровень;

9-15 - средний уровень;

16-19 - высокий уровень;

20 и более - очень высокий.


6.2.9. Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между

утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше

поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В

редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или

отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в

прилагаемую таблицу.

1.Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

A. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я хорошо могу работать со множеством людей.

B. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим

результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного

действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не

проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.


В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не

появляются

новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм


коллег.

Д. Если нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить

атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего группе.

3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и

переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так-что ошибок из-за небрежности быть не может.

В.Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не

упустить из

виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

3. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.

Б.Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.


В.У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные

предложения.

Г.Я думаю, что у меня есть дар выполнять работу, как только ее план нужно

приводить

в действие.

Д.У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е.Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж.Я готов устанавливать контакты и вне группы.

З.Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь могу принять

собственное

решение, если это необходимо,.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б.Мне нравится находить практические решения проблемы.

В.Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г.Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д.У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то

новое.

Е.Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж.Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных

задач.

З.Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и

творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в

ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А.Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не

выработаю свою линию поведения.

Б.Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не

симпатичен.

В.Я попытаюсь найти людей, между которыми смогу разделить на части это задание

и таким образом уменьшить объем работы.

Г.Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.


Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если вижу, что группа не

справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и

искать возможности для продвижения к цели.

7.Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда высказываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не

хватает

интуиции.

В.Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне,

вызывает

недовольство.

Г.Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь только на одного-двух человек,

которые

могут воодушевить меня.

Д.Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е.Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые

приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить

мою точку зрения.

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А

Б

В

Г

ДЕЖЗ1

2 .3

4 5 6 7

Обработка и интерпретация результатов

Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом-ключом, вписывая

по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое

вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из I- V11I столбцов. Выделите те столбцы-роли,

где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще играете в группе (см. рисунок).

Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль

-председатель, II роль - формирователь, III роль - генератор идей, IV роль -

оценщик идей, V роль - организатор работы, VI роль- организатор группы, VII

роль - «следователь ресурсов, Vttt роль - завершитель.

Образец — ключ для обработки и интерпретации ответов испытуемого

Роли 1 II III IV V VI VU VI П Вопросы 1 Г Е В 3 Ж Б А Д 2 Б Д Ж ГА Е В

3 3 А В Г Ж 3 Д Е К 4 3 Б Л В Г А Ж Е 5 Е Г 3 А Б В Д Ж 6 В Ж А Д Е Б 3 Г 7 Ж А

Е Б Д _З_ ГВ

Характеристика ролей в управленческой команде

II - формирователь

I - председатель

IV- оценщик идей Управленческая команда

III-генератор идей

VI- организатор группы

V-организатор работ

VIII- завершитель

VII-исследователь ресурсов


/ - председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает

решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип:

спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

// - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое


целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий

экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

/// - генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое

воображение, креативность. Тип; нестандартная личность, нуждается в

мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи,

IV-оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль.

Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы»,

возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается

в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные

задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой,

решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы,

улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства:

чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный

и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми

членами группы.

VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней

средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип:

«напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до

конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность,

ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой

ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все эти роли были

представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга. (Иногда

один член группы может играть две и больше ролей.)


6. 2.10. Экспертная диагностика стилей руководства

Назначение. Методика направлена на изучение трех классических стилей

руководства: демократического (Д), авторитарного (А) и

либерально-попустительского (Л). Их проявление определяется с помощью

экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального

руководителя в 27 заданных ситуациях.

Инструкция. Просим вас оценить типичное поведение данного субъекта в 27

заданных ситуациях, В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов

поведения, свойственного данному лицу, и зафиксировать его в бланке ответов.

Для этого рядом с номером вопроса проставьте ответ в буквенной форме. При

наличии бланка с возможными вариантами ответов обведите кружочком

соответствующий ответ.

Опросник

1.Руководитель: а) централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу