Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4320

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19.Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю

спокойствие. 20.Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к

определенному сроку.

21.Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22.Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное

сексуальное (половое) влечение.

23.Я иногда не слушаюсь родителей.

24.Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и

безопасностью, то я выберу безопасность.

25.Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.

26.Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27.Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29.Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз

отрежь».

30.Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31.Среда моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические

вещества.

32.Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33.Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется,

то можно».

35.Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.


36.Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37.Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то я бы обязательно в

них поучаствовал.

38.Бывает, что иногда я говорю неправду.

39.Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40.Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42.Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43.Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство

по поводу того, что я немного выпил.

44.Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

46.Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это

нормально,

47.Иногда я скучаю на уроках.

48.Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него

извинений,

49.Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50.Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51.Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52.Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53.Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от

преследования.

54.Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55.Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56.Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57.Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.


58.Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60.Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61.Меня раздражает, когда девушки курят.

62.Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании

выпьешь.

63.Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не

время и не

место.

64.Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65.Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это

делаю.

66.Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к

высшей мере

наказания.

67.Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68.Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69.Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70.Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71.Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую

попавшуюся под

руку вещь и ломал ее.

72.Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73.Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74.Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

76.Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77.Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.

78.Я часто не могу сдержать свои чувства.

79.Бывало, что я опаздывал на уроки.

80.Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81.Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82.Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83.Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.

84.Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86.Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался

безнаказанным.

87.Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88.Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89.Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

90.Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне

по-настоящему

проявить себя.

91.Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал,

что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92.Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93.Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94.Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить,

95.Я считаю, что люди должны полностью отказаться от употребления спиртных

напитков.

96.Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97.Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98.Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.


Обработка результатов

Ключи для подсчета первичных «сырых» баллов

Мужской вариант

1.Шкала установки на социально-желательные ответы:

2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33

(нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2.Шкала склонности к преодолению норм и правил:

1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53

(да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93

(нет).

Шкала склонности к аддиктивному поведению:

14 (да), 18 (да). 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да),

46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81

(да), 91 (да), 95 (нет).

3.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

3(да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да),

39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91

(да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

4.Шкала склонности к агрессии и насилию:

3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет),

42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71

(да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 ' (да), 94 (да), 97 (да).

5.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да),

70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

6.Шкала склонности к деликвентному поведению:

18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да),

52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86

(нет), 91 (да), 94 (да).

Далее производится подсчет первичных («сырых») баллов и их перевод в

стандартные Т-баллы,

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по

каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при

необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной

желательности в соответствии с процедурой, описанной выше, Затем производится

перевод «сырых» баллов а стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя

имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод а

стандартные Т-баллы производится по формуле:

Т=10х(Х1-М)/ S + 50

где XI - первичный («сырой») балл по шкапе;

М - среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке

стандартизации; S - стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке

стандартизации.

Варианты коэффициентов коррекции

в зависимости от значений «сырого» баяла по шкале № I

Мужской вариант методики

1. В случае, если первичный балл по шкале N° 1 меньше или равен б баллам для

«обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,3

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,2

2.В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для

«делик-вентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 - 0,3

Для шкалы № 3 = 0,5

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № б = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5


3.В случае, если первичный балл по шкале № 1 больше 6 баллов как для

«обычных», так и для «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции

составляет:

Для шкалы № 2 = 0,7

Для шкалы № 3 = 0,6

Для шкалы № 4 = 0,4

Для шкалы № 5 = 0,5

Для шкалы № б = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

Женский вариант методики

1. В случае, если испытуемые относятся к лодвыборке «обычных» испытуемых, то

коэффициент коррекции составляет

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,3

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы №7 = 0,4

2. В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных»

испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 - 0,4

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,4

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,5


Тестовые нормы для СОЯ

Шкалы Нормальная выборка М S 1 2,27 2,06 2 7,73 2,К8 3 9,23 4.59 4 1036 3,41 5

12,47 4,23 6 8,04 3,29 7 7,17 4,05 Таблица норм при переводе «сырых» баллов в

Т-баллы

сырой

балл Т-баллы шкалы 1 2 3 4 5 6 7 0 35 26 30 1 44 27 28 24 24 26 32 2 50

31 30 26 27 30 34 3 4 55 5Х 34 37 33 35 29

32 29 31 33 37 37 39 5 62 40 37 35 34 40 41 6 65 43 39 37 36 44 43 7 67 46 42

40 39 48 46 8 22 50 44 43 41 51 48 9 74 53 46 45 43 55 50 10 85 56 48 48 46 5S

53 П 9O 54 50 51 48 62 55 32 63 53 54 51 65 57 13 66 55 56 53 69 59 14 69 57

59 55 73 62 15 72 59 62 58 77 64 16 75 62 64 60 81 66 17 78 64 67 62 85 68

Сырой балл Т-баллы Шкалы 1 2 3 45 6 7 18 81 66 70 65 71 1<3 84 68 7267 73

2(1 87 70 7571 75 21 90 72 78 72 71 22 74 8I 74 79 23 7684 77 81 24

78 8779 83 2582 90 8185 268483 87 27 86 85 28 87 _ _ 89 .

__

Описание шкал и их интерпретация

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять

себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствуют об умеренной тенденции

давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше

60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое

соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении

показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации

обследования.

Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов, говорят о высокой

настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о

сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии

ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале

1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим

шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале

социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствует о

недостоверности результатов по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен

скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении

социальной желательности.


Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное

время следовать установке на социально-желательные ответы.

Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам

{кроме шкалы 8) свидетельствуют либо о сомнительной достоверности результатов,

либо о диссоциации е сознании испытуемого известных ему и реальных норм

поведения.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к

преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм

и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о

выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках

испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности

групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно

было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о

чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и

заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.


Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных

установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам

поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким

интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и

ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное

поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале

свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности

посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к

иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти

результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о

наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах, и ценностях.


Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительности результатов

либо о наличии выраженной психологической потребности в зддиетивных состояниях,

что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.


Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности

вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих

реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные

формы аугаагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично