Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4154

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4,

свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску,

выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности

результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии

готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к

соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в

поведенческих реакциях.

5.Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации

агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии

агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70

Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во

взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством

насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство

стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности

результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности

агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о

нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие

показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале

социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля

поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого

контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта

шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллоа, свидетельствуют о слабости

волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности

контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это

свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в

поведении, без задержки, о несфор-мированиости волевого контроля своих

потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности

этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных

реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из

утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными


правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и

правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность)

подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала

выявляет «делик-вентный потенциал», который лишь при определенных

обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии

де-ликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к

реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности указанных тенденций,

что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может

свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного

поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно

различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского

видов методики.


7.5. Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард)

Назначение. Методика предназначена для выявления различных уровней

акцентуированное™ личности. Акцентуации рассматриваются как крайние варианты

нормы, а не патологии. Леонгард полагал, что акцентуированные люди не являются

ненормальными. Более того,

отмечал он, человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в

отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении. По мнению

Леонгарда, акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, то есть

как социально-положительному, так и социально-отрицательному поведению.

По данным К. Леонгарда, доля акцентуированных личностей составляет примерно

50% взрослого населения. В силу этого данная методика может быть использована в

самых разных психодиагностических и психокоррекционных целях.

Инструкция. Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых

особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением,

рядом с его номером поставьте знак«+», если нет - знак«-». Над вопросами долго

не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.

Опросник

1.У вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.

2.Вы чувствительны к оскорблениям.

3.Бывает ли, что у вас навертываются на глаза слезы в кино, театре, в беседе?

4.Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь

до тех

пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

5.В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?

6.Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования

до

отвращения к жизни, к себе?


7.Являетесь ли вы центром внимания в обществе, в компании?

8.Бывает ли, что вы без причины пребываете в таком ворчливом настроении, что с

вами

лучше не разговаривать?

9.Вы серьезный человек?

10.Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11.Предприимчивы ли вы?

12.Вы быстро забываете, если вас кто-нибудь обидел?

13.Мягкосердечны ли вы?

14.Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели

ящика, что

письмо полностью упало в него?

15.Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников?

16.Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой

собакой

(а может, такое чувство бывает и теперь?)

17.Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

18.Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

19.Любят ли вас ваши знакомые?

20.Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение

возможной

беды, неприятности?

21.У вас несколько подавленное настроение?

22.Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23.Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24.Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете

свои

интересы?

25.Можете ли вы зарезать курицу, овцу?

26.Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, стремитесь

ли вы

сразу поправить их?

27.Вы в детстве боялись оставаться один в доме?

28.Часто ли у вас бывает колебание настроения без причины?

29.Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей

профессии?

30.Быстро ли вы начинаете злиться или впадаете в гнев?

31.Можете ли вы быть абсолютно беззаботно-веселым?

32.Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33.Как вы думаете, получится из вас ведущий (конферансье) в юмористическом

спектакле?

34.Вы обычно высказываете свое мнение откровенно, прямо и недвусмысленно?

35.Вам трудно переносить вид крови, не вызывает ли он у вас неприятных

ощущений?

36.Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

37.Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают

несправедливо?

38.Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?

39.Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости, тщательности, такой

работе, где надо действовать быстро, но требования к качеству невелики?

40.Общительный ли вы человек?

41.В школе вы охотно декламировали стихи?

42.Убегали ли вы из дома в детстве?

43.Кажется ли вам жизнь трудной?

44.Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что

идти на работу было просто невыносимо?

45.Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46.Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47.Вы очень любите животных?

48.Возвращаетесь ли вы, чтобы проверить, что оставили дом или рабочее место в

таком состоянии, что там ничего не может случиться?


49.Преследует ли вас иногда мысль, что с вами или с вашими близкими может

что-то случиться?

50.Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51.Трудно ли вам доказывать свою позицию (выступать на сцене) перед большим

количеством людей?

52.Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53.У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54.Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое

отчаяние?

55.Вам нравятся работы, требующие энергичной организаторской деятельности?

56.Настойчиво ли вы добиваетесь своей цели, если на пути к ней приходится

преодолевать массу препятствий?

57.Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят

слезы?

58.Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или

будущего все время крутятся у вас в голове?

59.В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60.Потребуется ли вам большое усилие, напряжение воли, чтобы ночью пройти

одному через кладбище?

61.Тщательно ли вы следите за тем, чтобы вещи в вашей квартире были точно на

своем месте?

62.Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, вы на следующий день

встаете с подавленным, недовольным настроением, длящимся несколько часов?

63.Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64.Бывает ли у вас головная боль?

65.Вы часто смеетесь?

66.Можете ли вы быть приветливым с тем, кого вы явно не уважаете, не любите, не

цените?

67.Вы подвижный человек?

68.Вы очень часто переживаете из-за несправедливости?

69.Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключен ли газ, погашен

ли свет, заперты ли двери?

71.Вы очень боязливы?

72.Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73.В молодости вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности

(театр, танцы и т. п.), а может, вы участвуете и теперь?

74.Вы расцениваете будущее несколько пессимистически, без ожиданий радости?

75.Часто ли вас тянет поехать куда-нибудь путешествовать?

76.Может ли ваше настроение меняться так резко, что вы из состояния радости

становитесь вдруг угрюмым, подавленным?

77.Легко ли вам удается поднять настроение друзей или в компании?

78.Долго ли вы переживаете обиду?

79.Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80.Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу своей тетради, если

случайно ставили на ней кляксу?

81.Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с

доверием?

82.Часто ли вы видите страшные сны?

83.Бывает ли так, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса поезда,

или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь выпасть из окна?

84.В веселой компании вы обычно веселы?

85.Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решений?

86.Вы становитесь менее сдержанными и более свободным, если принимаете


алкоголь?

87.В беседе вы щедры на слова?

88.Бели бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль,

чтобы забыть о том, что это только игра?

Обработка и интерпретация результатов

Результаты оцениваются по 10 характерологическим шкалам.

1. Подсчитайте количество ответов «да» и количество ответов «нет» по каждой

шкале с помощью приведенного ниже ключа. Каждое совпадение с ключом равно 1

баллу. Максимальная сумма баллов равна 24. Учитывая неоднозначную

количественную представленность исследуемых шкал, вводится коэффициент

выравнивания, вследствие чего сумма полученных «сырых» баллов умножается на

дифференцированный коэффициент. Так, при 8 утверждениях в шкале полученный

результат умножается на 3, при 12 - на 2, при 4 - на 6.

Ключ

Условное название шкалы Наименование шкалы Знак ключа № вопросов Коэффициент

выравнивания Г Гипертимности + 1,11,23.33,45,55,67,77 хЗ 3 Застревания

Ригидности + 2,15,24,34,37,56,68,78,81 х2


- 12,46,59

Эм Эмотивности + 3.13,35,47,57,69,79 хЗ


- 25

Условное название шкалы Наименование шкалы Знак ключа № вопросов Коэффициент

выравнивания П Педантичности + 4, 14, 17, 26. 39, 48, 58, 61. 70, 80. 83 х2


- 36

Т Тревожности + 16,27,38,49,60,71,82 хЗ


- 5

Ц Циклотимпости + 6, 18.28,40-50,62.72,84 хЗ Дм Демонстративности + 7, 19, 22.

29. 41, 44, 63, 66, 73,85,88 хЗ


- 51

В Возбудимости, неуравновешен- ности - 8,20,30,42,52,64,74,86 X 3 Дис

Дистимности + 9.21,43,75,87 хЗ


- 31,53,65

ЭК Экзальтированности + 10,32,54,76 Х6 2. Оценивание уровня акцентуированное™

личности производится по ключевой схеме, показывающей основные границы ее

проявления. Чаще всего руководствуются положением о том, что если суммарный

результат больше 12 баллов, то это дает основание говорить о наличии

акцентуации по той или иной шкале.

Схема оценки уровней акцентуаций



Ярко выраженные 24 12

Средние значения10 К Отсутствие акцентуаций Дм

3 В Г Дис Ц Эк Т | Эм И

Типы акцентуаций

Гипертимные. Группа характеризуется высокой склонностью к повышенному

настроению, с выраженной направленностью к активизации в различных сферах

деятельности, многообразием интересов к высокой психической и физической

выносливости. При этом может либо превалировать компонент собственно хорошего

настроения с относительно умеренной активностью, либо быть утрирована именно

сама активность без существенной эмоции. Пока деятельность таких личностей

остается продуктивной и направленной на общественно полезные цели, адаптация их

весьма совершенна.

Ригидные. Группа с тенденцией к повышенной устойчивости аффективно

окрашенных переживаний. В поведении это проявляется в акцентированном

стремлении к повышению значимости, честолюбии, целеустремленности,

чувствительности по отношению к несправедпивости. Там, где личность с