Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4156

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23.Я полон оптимизма по отношению к своей работе.

24.Мне нравится моя работа,

25.Я устал все время стараться.

26.Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.

27.Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.

28.Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.


29.Я чувствую физическое напряжение, усталость.

30.Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.

31.Работа эмоционально выматывает меня.

32.Я использую лекарства для улучшения самочувствия.

33.Меня интересуют результаты работы моих коллег.

34.Утром мне трудно вставать и идти на работу.

35.На работе меня преследует мысль: .поскорее бы рабочий день закончился.

36.Нагрузка на работе практически невыносима.

37.Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.

38.Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.

39.Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.

40.Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.

41.Я люблю свою работу.

42.У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.

43.Меня раздражает поведение моих учеников.

44.Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.

45.Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.

46.Я замечаю, что становлюсь более черствым по отношению к людям.

47.Я чувствую эмоциональное напряжение.

48.Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.

49.Я чувствую себя измотанным.

50.Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.

51.Временами я сомневаюсь в своих способностях.

52.Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.

53.Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия и

удовлетворения.

54.Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.

55.Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.

56.Хочется «плюнуть» на все.

57.Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов.

58.Я доволен своим положением на работе и в обществе.

59.Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил,

60.Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.

61.Я сомневаюсь в значимости своей работы.

62.Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.

63.Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные

домашние обязанности.

64.Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.

65.Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.

66.Мне буквально приходится заставлять себя работать.

67.Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.

68.Мне нравится отдавать работе все силы.

69.Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.

70.Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.

71.Верю, что способен выполнить все, что задумано.

72.У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.


Обработка и интерпретация данных

Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ),

личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения

психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются специальным

ключом;

ПИ - 1, 5,7,14,16,17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52,

54, 57, 60, 63,67, 69 (25 утверждений).

ЛО-3,4,9,10,11,13,18,21,30,33,35,38,40,43,46,48,51,56,59,61,66,70,71,72 (24

утверждения).

ПМ - 2, 6, 8,12,15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41,44, 50, 53, 55, 58,

62, 64,65, 68 (23 утверждения)

Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале

осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» - 3 балла,

«обычно» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов) и суммарного

подсчета баллов. Обработка производится по «сырому» баллу. Затем с помощью

нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» по каждой

шкале.

Таблицы норм

Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)

Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие

9 и ниже 10-20 21-39 -49 50 и выше Нормы для компонента «личностное отдаление»

(ЛО)

Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие

9 и ниже 16-10 17-31 32-40 41 и выше Нормы для компонента «профессиональная

мотивация» (ПМ)

Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие

7 и ниже 8-12 13-24 25-31 32 и выше Нормы для индекса психического «выгорания»

(ИПв)

Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие

31 и ниже 32-51 52-92 93-112 113 и выше

Содержательные характеристики шкал

Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических,

энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение

проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и

холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.


Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации

профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в

уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и

нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по

отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы

оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности,

оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной

компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.

Жизненные проявления психического «выгорания» на системно-структурных уровнях

Шкалы ПВ Межличностном Личностном МотивационномПИ Психическое истощение.


Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других.

Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. Нежелание идти на работу.

Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов. ло Нежелание

контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. Критичное

отношение к окружающим и не критичность в оценке самого себя. Значимость своей

правоты. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к

своей карьере. пм Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе.

Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство

низкой профессиональной эффективности и отдачи. Снижение потребности в

достижениях.

7.3. Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в

адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Назначение. Изучение степени профессионального «выгорания».

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства,

перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по

каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»;

«очень часто»; «каждый день».

360

Опросник

1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2.После работы я чувствую себя как выжатый лимон.

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь

учитывать это в интересах дела.

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с

предметами (без теплоты и расположения к ним).

6.После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при

общении с коллегами.

8.Я чувствую угнетенность и апатию.

9.Я уверен, что моя работа нужна людям.

10.В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12.У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13.Моя работа все больше меня разочаровывает.

14.Мне кажется, что я слишком много работаю.

15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми

моими подчиненными и коллегами.

16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в

коллективе.

18.Во время работы я чувствую приятное оживление.

19.Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20.Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей

работе.

21.На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22.В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще

перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов


Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений),

«деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8

утверждений). Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» - 0 баллов;

«очень редко» - 1 балл;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4 балла;

«очень часто» - 5 баллов;

«каждый день» - 6 баллов.

Ключ к опроснику

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1, 2,3,6, 8, 13, 14, 16,

20 (максимальная сумма баллов - 54).

«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная

сумма баллов - 30),

«Редукция личных достижений» - ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19,

21 (максимальная сумма баллов - 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у

обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания»

можно судить по сумме баллов всех шкал.


7.4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся

поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным

для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм

отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор

специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение

готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные

ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы

нап-равлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между

собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок,

стоящих за этими пове- денческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого

давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов


опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в

зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные

ответы.

Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал.


Инструкция. Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых

сторон вашей • жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и

решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на

бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под

обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте

крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь

ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше

соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты

опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот,

который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе

в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных»

или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша

первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и

серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы

приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте

эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте

никаких пометок в тексте опросника.

Опросник

1.Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2.Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3.Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.


4.Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5.Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может

добиться в жизни.

6.Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за шее хорошо платили.

7.Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на

месте.

8.Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

9.Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.


10.Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.

13.Я всегда говорю только правду.

14.Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и

влияющие на психику вещества - это вполне нормально.

15.Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

16.Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17.Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18.Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.