Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4326
Скачиваний: 14
разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты,
состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить
только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в
большей или меньшей степени:
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными
для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно
объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные
меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
• какие симптомы доминируют;
• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается
истощение;
• объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами
профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или
субъективными факторами;
• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное
состояние лич-
ности;
• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку,
чтобы снизить не-
рвное напряжение;
• какие признаки и аспекты поведения' самой личности подлежат коррекции,
чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной
деятельности и партнерам.
7.18. Диагностика уровня личностной невротизации (В. В. Бойко)
Инструкция. Ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями и
выразите свои ответы в форме «да» или «нет».
Опросник
1.В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение
мурашек, онемение.
2.Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильного сердцебиения.
3.Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
4.Голова у меня болит часто.
5.Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.
6.В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда-либо.
7.Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
8.У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
9.Обычно работа стоит мне большого напряжения.
10.Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.
11.Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.
12.Меня постоянно что-нибудь тревожит.
13.Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.
14.Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
15.Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или на работе.
16.Я очень устаю за день.
17.Я верю в будущее.
18.Я часто предаюсь грустным размышлениям.
19.Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.
20.Самая трудная борьба для меня - это борьба с самим собой.
21.Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь
22.У меня мало уверенности в себе.
23.Я часто чувствую неуверенность в себе.
24.Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части
живота (под ложечкой).
25.Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько
трудностей, что одолеть их просто невозможно.
26.Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
27.Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.
28.Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
29.Мое зрение ухудшилось в последнее время.
30.В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость.
31.У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу
усидеть на месте.
32.Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.
33.По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.
34.Мой желудок сильно беспокоит меня.
35.Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
36.Часто я сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.
37.Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться
что-то страшное.
38.Мне кажется, что близкие меня плохо понимают.
39.У меня часто бывают боли в сердце или груди.
40.В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь
одним.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте число положительных ответов. Чем больше полученный результат,
тем выше уровень невротизации.
Интерпретация уровней
Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной
возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность,
напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность); о
безынициативности, которая формирует переживания, связанные с
неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что
приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных
недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости.
Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости;
о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о
чувстве собственного достоинства; независимости; социальной смелости; о
легкости в общении.
7.19. Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей
{Р. В. Овчарова)
Назначение. В основе метода лежат независимые характеристики ребенка
педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния,
выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием,
и примерный уровень этих отклонений.
Инструкция. Внимательно прочитайте утверждения по каждой шкале. Если
указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните
соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет
способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть
имеющиеся трудности.
Бланк для ответов
Имя, фамилия ребенка.
Возраст_______
Класс ______
I- CC1234567891011 12 13 14 15 16 17
II- СО 12345678 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
III - СУД: А: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Б: 1234567
В:123456
IV-OTC123456789 10
ОТУ 1234567891011 12
V-BMC123456789101112 13
ВМУ1234567891011 12
Опросник
Шкала I - СС (свойства самосознания)
1.Хочет быть слишком маленьким (большим).
2.Считает себя некрасивым.
3.Считает себя нездоровым.
4.Считает себя слабее других.
5.Не любит свое имя.
6.Не хочет быть девочкой (мальчиком).
7.Думает, что у него мало друзей.
8.Думает, что у его знакомых более дружная семья.
9.Ему кажется, что дома он всем мешает.
10.Ему кажется, что он глупее других.
11.Считает себя не очень способным.
12.Полагает, что родители им недовольны.
13.Считает, что ему часто не везет.
14.Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
15.Считает, что у него все получается плохо, что он ничего умеет.
16.Думает, что он плохой мальчик (девочка).
17.Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом,
Шкала II — СО (свойства общения)
1.Любит, когда к нему проявляют симпатию.
2.Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
3.Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
4.У него мало друзей.
5.Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
6.Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
7.Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
8.Часто жалуется на детей в группе.
9.Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
10.Иногда, когда ему делают замечание, играет героя.
11.Случается, что прикидывается шутом, паясничает.
12.Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
13.Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
14.Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
15.Надоедает детям, пристает к ним.
16.Находится в плохих отношениях со сверстниками.
17.Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
18.Подражает хулиганским проделкам.
19.Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает козлом отпущения.
20.Избегает контактов с учителем.
21.Часто ведет себя невпопад.
Шкала III — СУД (свойство учебной деятельности)
A.Мотивация учения
1.Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
2.В школу ходит потому, что там много детей.
3.Особой любознательности не проявляет.
4.К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
5.Ходит в школу без особого желания.
6.Не любит учиться.
7.Боится плохих оценок, потому fro за них дома ругают или наказывают.
8.Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
9.В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность
1.Не отличается прилежанием к учению.
2.Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
3.На уроках часто пассивен.
4.Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.
5.Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
6.Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень
качественно.
7.Мало читает.
B.Целенаправленность и осознанность учения
1.С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.
2.Быстро забывает условие и вопрос.
3.Чаще выполняет задание по стандарту.
4.Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
5.Не уверен в правильности своих действий.
6.Недоволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала IV - ОТ (общая тревожность)
ОТО (семья)
1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
2.Ведет себя дома беспомощно.
3.Ведет себя дома неуклюже.
4.Чувствует себя в семье бестолковым.
5.Чрезмерно привязан к матери.
6.Держится обособленно от всех близких.
7.Слишком боится жалоб педагогов родителя
8.Часто обманывает родителей.
9. Слишком часто вспоминает о семье.
10.Часто бывает в плохом настроении.
ОТУ (школа)
1.Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
2.Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.
4. Подлизывается, старается понравиться учителю.
5.Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
6.Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
7.Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
8.Легко устраняется в случаях неудачи.
9. Играет героя, когда ему делают замечание.
10.Рискует без надобности.
11.Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
12.Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала V - ВМ (воспитательный микросоциум)
ВМС (семья)
1.Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
2.Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
3.Работа родителей связана с командировками.
4.У родителей очень ответственные должности.
5.Ребенок часто пропускает занятия.
6.Он растет довольно неряшливым.
7.Ребенок портит нервы родителям.
8.Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
9.Родители завидуют тем, у кого способные дети.
10.Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
11.Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
12.Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о ребенке и реже с ними
встречаться.
13.Родителям редко удается посещать родительские собрания.
ВМУ (школа)
1.Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
2.По мнению педагога, ребенок во многом отстает от сверстников.
3.Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
4.Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям
обучения и воспитания.
5.Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который это заслуживает.
6.Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными,
в этом залог воспитания.
7.Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими
мыслями и переживаниями.
8.Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану,
строго его придерживаясь.
9.Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным
воспитанием.
10.Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
11.Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
12.Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
Шкала ДР (достоинства ребенка)
(в произвольном порядке ответьте на вопросы в маленьком бланке)
Что он любит?
Что он умеет?
Чего он хочет?
Какой он?
Обработка и интерпретация результатов
Шкала I - СС показывает уровень развитости свойств субъектного самосознания.
Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е
указывают на отсутствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14-е
характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о
неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений
ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования
самосознания запущенного ребенка.
Шкала II -СО определяет уровень сформированное™ свойств субъекта общения.
Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5,
6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его
неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся
указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими.
Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка,
связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы
защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала III - СУД показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. По
шкале СУД суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения, 10-16
свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22
характеризуют несфор-мированность осознанности и целенаправленности обучения,
опирающуюся на психические новообразования младшего школьного возраста
(рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).