Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4348
Скачиваний: 14
Шкала IV - ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную
тревожность ребенка - ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности
ребенка в школе - ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на
отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную
дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших
школьников.
Шкала V- ВМ имеет два варианта: ВМС- воспитательный микросоциум семьи (15
суждений) и ВМУ - воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений). В этих
суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение
запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный
тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее
высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность
социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике
не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются
его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители и педагоги, что он
любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы
свидетельствует о незнании, отторжении, неприятии, одностороннем подходе к
ребенку со стороны педагогов или родителей.
Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения
за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений
по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, ill) либо по всем шкалам. При
легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной
степени - 26-50%, при высокой - 50% и более. При легкой степени запущенности
совпадения суждений опросника и ответов респондента группируются в первой трети
утверждений.
7.20. Диагностика уровня алекситимии
Назначение. Методика направлена на изучение алекситимии - личного свойства,
обусловливающего неадекватное отношение к партнеру. Алекситимия рассматривается
нами как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации
эмоциональных состояний.
К ее критериям относятся:
• трудность в определении (идентификации) и описании собственных
переживаний;
• сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
• снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность
фантазии, воображения;
• сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних
переживаниях.
Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам
ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления.
Инструкция. Предлагаем вам определить у себя уровень алекситимии при помощи
специального опросника - Торонтской алексити ми ческой шкалы, апробированной в
институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой
степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте
знак «X» в соответствующем месте). На каждое утверждение следует давать только
один ответ:
совершенно не согласен;
скорее не согласен;
ни то, ни другое;
скорее согласен;
совершенно согласен.
УТВЕРЖДЕНИЯ 1 . Когда я плачу, то всегда знаю почему.
2. Мечты - это потеря времени. 3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.
Совершенно не согласен Скорее не согласен Ни то, ни другое Скорее согласен
Совершенно согласен 4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.
5. Я часто мечтаю о будущем. 6. Мне кажется, я так же способен легко
заводить друзей, как и другие. 7. Знать, как решать проблемы, важнее, чем
понимать причины этих решений. 8. Мне трудно находить правильные слова дли
выражения моих чувств. 9. Мне нравится ставить людей в известность о своей
позиции по тем или иным вопросам. 1 0. У меня бывают физические ощущения,
которые непонятны даже докторам. 1 1 . Мне недостаточно знать, что привело
к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит. 12.
Я способен с легкостью описать свои чувства. 13. Я предпочитаю
анализировать проблемы, а не просто их описывать. 14. Когда я расстроен,
то не знаю, печален ли я, испуган или зол. 1 5. Я часто даю волю
воображению. 16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем
другим. 17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.
18. Я редко мечтаю. 1 9. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем
понимать, почему произошло именно так. 20. У меня бывают чувства, которым
я не могу дать вполне точное определение. 21 . Очень важно уметь
разбираться в эмоциях. 22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению
к людям. 23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.
24. Следует искать более глубокие обьяснения происходящему. 25. Я не знаю,
что происходит у меня внутри. 26. Я часто не знаю, почему я сержусь.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчет баллов осуществляется таким образом:
1)Ответ «совершенно не согласен» оценивается в 1 балл, «скорее согласен» - 2,
«ни то, ни другое» - 3 «скорее согласен» - 4, «совершенно согласен» - 5. Эта
система баллов действительна для пунктов шкалы 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17,
18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.
2) Отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9,11,12, 13,15, 21, 24. Для
получения итоговой оценки в баллах следует проставить противоположную оценку по
этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1).
3)Сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекеитимичности.
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным
авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше.
«Неалексити-мический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые
психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику,
выявили средние значения показателя алекси-тимии у нескольких групп:
контрольная группа здоровых людей - 59,3±1,3; группа больных с
психосоматическими расстройствами - 72,09±0,82; группа больных неврозами - 70,1
± 1,3.
Литература
1.Анциферова Л, И. Условия деформации личности. Новые исследования. - М., 1998.
2.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - СПб., 1996.
3.Болотова А.К., Макарова И. В. Прикладная психология - М., 2001. 4 ИльинЕ. П.
Эмоции и чувства.-СПб., 2001.
5.Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост.
Методы и техники. -М.: Изд-во Института психотерапии , 2001.
6.Козлов В. В. Дао трансформации. -М,: ПАНГЕЯ, 1998.
7.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.
8.Петровский В. А. Психология неадаптивной личности.-М., 1992.
9.Психодиагностика индекса жизненного стиля. Учебное пособие. - СПб., 1999.
10.Практическая психодиагностика. Учебное пособие / Под ред. Д. Я.
Райгородского. - Самара, 19
11.Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика
личности и группы. - М.
Кострома, 2001.
12.Ядов В. А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.
Глава VIII ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
8.1. О самоактуализации личности и способах ее изучения
В исследованиях, посвященных проблеме самоактуализации или самореализации,
приводится новая концепция человека, а именно человека целостного,
развивающегося и деятельного (В. В. Козлов, Л. А. Коростылева, Ю. Е. Зайцева).
Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к
наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В. В.
Козлов, Н. Н. Обозов). В этом контексте стали широко использоваться такие
близкие по смыслу понятия, как «саморазвитие» и «самоутверждение»,
рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни.
Исследование проблемы самореализации предполагает выделение различных
уровней. Так, Л. А. Коростылева вьщелила следующие четыре уровня самореализации
личности: примитивно-исполнительский уровень, индивидуально-исполнительски и
уровень, уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и
личностного роста) и наивысший уровень самореализации - уровень смысложизненной
и ценностной реализации (реализация сущностной аутентичности, достижение
ресурса «Я-потенциального» (В. В. Козлов)). Прежде чем перейти к раскрытию
содержания данных уровней, остановимся на типологиях, близких к рассматриваемой
нами проблематике (под различным углом зрения, с разных сторон), для
установления соответствий, уточнения и проведения последующего научного анализа
и синтеза с позиций проблемы самореализации личности.
Известен ряд типологий, каждая из которых име.ет определенное отношение к
отдельным аспектам описания уровней самореализации личности. Прежде всего это
типологии, которые рассматривают иерархию мотиваций (А. Маслоу), жизненных
техник (X. Томе), смысла жизни {В. Э. Чудновский), жизненных миров (Ф. Е.
Василюк), принципов психологических основании типологии индивидуальной жизни (А.
А. Кроник), стратегий жизни (К. А. Абульханова-Славская). Сюда же можно
отнести последние исследования продолжателей учения Я. Л. Пономарева о
психологии творчества, касающиеся классификации и творческой направленности (Е.
П. Варламова, С. Ю. Степанов, Ю. Н. Михайлова). Наибе лее полная самореализация
состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентации, то есть имеет
место сущностная, аутентичная самореализация - осуществление потребности в
самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую
самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением. Нередки случаи, когда
самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое
синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня.
Однако Маслоу ни теоретически, ни тем более экспериментально не рассматривал
механизмы и барьеры на каждом из уровней, их феноменологию и особенности
функционирования.
Основываясь на этом, диагностический инструментарий в данной работе был
подобран с учетом следующих критериев личностной самореализации:
• реализация жизненных целей; личностные стратегии самоутверждения;
• готовность к профессионально-деятельностному саморазвитию;
• наличие потребности в саморазвитии;
• уровень парциальной самореализации.
8.2. Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической
деятельности (Л. Н. Бережнова)
Назначение. Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением
развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и
возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.
Тест «Рефлексия на саморазвитие» включает 18 вопросов и по три
предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют
определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств,
способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в
профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической
поддержки как возможности профессиональной самореализации).
Инструкция. Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из
предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести
букву а, б или в.
Опросник
1.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более
всего подходит.
а} целеустремленный;
б)трудолюбивый;
в) дисциплинированный.
2.За что вас ценят коллеги?
а) за то, что я ответственный;
б) зато, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;
в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.
3.Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?
а) думаю, что это пустая трата времени;
б) глубоко не вникал в проблему;
в) положительно, активно включаюсь в проект.
4.Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?
а) недостаточно времени;
б) нет подходящей литературы и условий;
в) не хватает силы воли и упорства.
5.Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической
поддержки?
а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;
б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;
в) точно не знаю.
6.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более
всего подходит,
а)требовательный;
б) настойчивый;
в) снисходительный.
7.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более
всего подходит.
а) решительный;
б)сообразительный;
в) любознательный,
8.Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?
а) генератор идей;
б)критик;
в организатор.
9.На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в
большей степени.
а)сила воли;
б)упорство;
в)обязательность.
10.Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом;
б)читаю;
в)провожу время с друзьями.
11.Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет
познавательный интерес?
а) методические знания;
б) теоретические знания;
а) инновационная педагогическая деятельность.
12.В чем вы могли бы себя максимально реализовать?
а) если бы работал так, как и прежде;
б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;
в) не знаю.
13.Каким вас чаще всего считают ваши друзья?
а) справедливым;
б)доброжелательным;
в) отзывчивым.
14.Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще
всего?
а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;
б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;
в) наслаждение жизнью в творчестве.
15.Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек сильный духом и крепкой воли;
6} человек творческий, много знающий и умеющий;
в) человек независимый и уверенный в себе.
16.Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а) думаю, что да;
б) скорее всего да;
в) как повезет.
17.Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?
а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;
б) не знаю еще;
в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива