Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4177

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого

человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции.

По мнению ряда авторов (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997), некоторая

деструктивность данной стратегии, включающей гиперсамоутверждение и принуждение

в форме множества агрессивных действий, не предполагает причинения ущерба

другой личности. Данная стратегия выражается в большом стремлении к

доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают

сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них

характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по

самовыражению.


8.4. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы,

соответствующие вашему мнению:

5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

Опросник

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные

результаты.

13.Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов,

значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; диапазон от 36

до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система

саморазвития; результат от15 до 35 баллов.дает основание полагать, что

исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.

8.5. Диагностика уровня парциальной готовности к

профессионально-педагогическому саморазвитию

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и

определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития.

Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и

сделайте выводы.


Карта самооценки готовности

к самообразовательной деятельности

Б /. Мотивационный компонент (9-81 балл) 1 . Осознание личной и общественной


значимости непрерывного образования в педагогической деятельности 123456789 2.

Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии

123456789 3. Чувство долга и ответственности

123456789 4. Любознательность

123456789 5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной

деятельности 123456789 6. Потребность в лсихолога-педагогическом

самообразовании (ППСО) 123456789 7. Потребность в самопознании

123456789 8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее

значимых для вас видов деятельности 123456739 9. Уверенность в своих силах

123456789 //. Когнитивный компонент

(6-54 балла) 1. Уровень общеобразовательных знаний

123456789 2. Уровень общеобразовательных умений

123456789 3. Уровень педагогических знаний и умений

123456789 4. Уровень психологических знаний и умений

123456789 5. Уровень методических знаний и умений

123456789 6. Уровень специальных знаний

123456789 ///. Нравственно-волевой компонент (3 -81 балл} 1. Положительное

отношение к процессу учения 123456789 2. Критичность

123456789 3.

Самостоятельность 123456789 4.

Целеустремленность 123456789

5. Воля

123456789 6- Трудоспособность

123456789 7. Умение доводить начатое до конца

123456789 8. Смелость

123456789 9. Самокритичность

123456789 IV. Гностический компонент (17- 153 балла) 1. Умение ставить и

разрешать познавательные задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Гибкость и оперативность

мышления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Наблюдательность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Способность

к анализу педагогической деятельности 1 2 3 4 5 5 7 8 9 5. Способность к

синтезу и обобщению 1 2 3 4 5 6 7 Б 9 6. Креативность и ее проявления в

педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7. Память и ее оперативность 1 2

3 4 5 6 7 8 9 8. Удовлетворение от познания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9. Умение слушать

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Умение владеть разными типами чтения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1

1 . Умение выделять и усваивать определенное содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12.

Умение доказывать, обосновывать суждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 13. Умение

систематизировать, классифицировать 1 2 3 4 5 S 7 8 9 14. Умение видеть

противоречия и проблемы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15. Умение переносить знания и умения

в новые ситуации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 6. Способность отказаться от устоявшихся

идей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 17. Независимость суждений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 V.

Организационный компонент (7-63 балла) 1 . Умение планировать время 1 2 3 4 5 6

7 8 9 2. Умение планировать свою работу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Умение

перестраивать систему деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Умение работать в

библиотеках 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Умение ориентироваться в классификации


источников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6. Умение пользоваться оргтехникой и бантом

компьютерной информации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7. Умение владеть различными приемами

1 2 3 4 5 6 7 3 9 W. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

(5-45 балов) 1 , Самооценка самостоятельности собственной деятельности 1 2 3 4

5 6 7 8 9 ,2. Способность к самоанализу и рефлексии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3.

Способность к самоорганизации и мобилизации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Самоконтроль 1

2 3 4 5 6 7 8 9 5. Трудолюбие и прилежание I 2 3 4 5 6 7 8 9 VII.

Коммуникативные способности (5-45 баллов) 1 .Способность аккумулировать и

использовать опыт самообразовательной деятельности коллег 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2.

Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом

самообразовании 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Способность организовать

самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых} 1 2 3 4 5 6 7

8 9 4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе

дискуссий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Способность избегать конфликтов в процессе

совместной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обработка и интерпретация результатов

По каждому из 7 факторов педагогического саморазвития подсчитать общее

количество баллов. Об уровне парциальной сформированное™ и готовности к

педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные

показатели, приведенные в таблице,

Компоненты профессионально-педагогического саморазвития (ППс) Уровни ППС (в

баллах)


Высокий Средний Низкий 1 Мотивационный 35 и менее 36-54 55 и более 2

Когнитивный 23 и менее 24-36 37 и более 3 Нравственно- волевой 35 и менее 36-54

55 и более 4 Гностический 67 и менее 68-108 69 и более 5 Организационный27 и

менее 28-42 29 и более 6 1 Способность к самоуправлению 1 9 и менее 20-30 21 и

более

Коммуникативный 19 и менее 20-30 2 1 и более

8.6. Самооценка реализации

жизненных целей личности (Н. Р. Молочников)

Назначение. Цель методики - ответить на вопросы и осмыслить свои жизненные

цели.


Инструкция. Вам предлагается комбинированный опросник по оценке жизненных

целей личности и условий их реализации. Поэтому на отдельные вопросы можно

отвечать в форме «да» или «нет», а на другие - в открытой, развернутой форме.

Как правило, это последние вопросы в каждой из шести жизненных сфер личности.

Опросник

1.Оценка жизненной ситуации

1.1.Работа. Маркетинг.

1.1.а. Имею ли я четкое представление о своей работе, ее целях?

1.1.Ь. Помогает (поможет) ли моя работа в достижении других жизненных целей?

1.1.с. Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?

1.1.d. Какую работу и хочу выполнить через 10 лет?

1.1.е. Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

1.1 .f. Что для меня является мотиватором сейчас, а через 5 лет?

1.1.g. Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

1,1.h. К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа


в

ближайшие годы будет отвечать моим потребностям?

1.2.Быт

1.2.а. Каково мое экономическое положение?

1.2.Ь. Есть ли у меня личный бюджет, каков он и придерживаюсь ли я его рамок?

1.2.С. Сколько у меня долгов?

1.2.d. Получу ли я в случае необходимости кредит?

1.2.e. Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в

ближайшие годы?

1.2.f. Какие меры в случае необходимости я могу применять для улучшения

экономического положения?

1.3.Физическое состояние

1.3.а. Общая форма. На чем основана моя оценка (собственное представление)?

1.3.b. Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных)?

1.З.с. Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?

1.3.d. Достаточно ли я сплю?

1.3-е. Правильно ли я питаюсь?

1.3.f. Каков мой вес?

1.3.g. В каких количествах я употребляю алкоголь (л/мес.)?

1.3.h. Забочусь ли я о «строительстве» своего тела?

1.3.J. Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического

состояния?

1.4.Социальное состояние. Человеческие отношения.

1.4.a. Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других и как я их

учитываю?

1.4.Ь. Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

1.4.с. Интересует ли других мое мнение?

1.4.d. Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

1.4.е. Умею ли я слушать?

1.4.f. Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

1.4.g. Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

1.4.h. Как я забочусь о дружеских отношениях?

1.4.i. Как я могу развивать свои отношения с помощью обратной связи?

1.5.Душевная готовность. Психологическое состояние.

1.5.а. Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

1.5.Ь. Читаю ли я регулярно газеты, ежедневные издания, специальные газеты,

литературные произведения?

1.5.С. Слежу ли я за новостями дня по газетам, радио, телевидению?

1,5.d. Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, спецкурсы,

занимаюсь ли я самообразованием?

1.5.е. Участвую ли я в совместной деятельности по развитию, в кружках,

объединениях?

1.5.f. Есть ли у меня личный план развития?

1.5.g. Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?

1.6. Семейная жизнь.

1.6.а. Понимаю ли R значение семьи?

1.6.b. Какова моя семейная ситуация на сегодня?

1.6.с. Изменится ли она в ближайшие годы и как?

1.6.d. Уделяю ли я достаточно времени моей семье?

1.6.е. ЕСТЬ ли в моей семье общие увлечения?

1.6.f. Знаю ли я членов своей семьи, их потребности и мнения?

1.6.g. Могу ли я создать в своей семье открытую, душевную атмосферу?

1.6.h. Создаю ли я в своей семье надежные условия?

1.6.i. Как я могу развивать свою семейную жизнь?

2. Постановка личных конечных целей

2.1.Целями моей жизни являются: 1, 2, 3... Насколько они важны для меня и

почему?

2.2.Моя жизненная цель должна осуществиться до ... года, самое позднее ... года.


2.3.Какие факторы способствуют достижению моих личных жизненных целей?

2.4.Каковы наиболее критические пункты в достижении целей, что я могу сделать?


2.5.Что мне нужно задействовать для достижения моих целей (время, деньги,

здоровье)?

2.5.а. Готов(а) ли я задействовать эти факторы или нужно изменить цели?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ и интерпретация результатов самооценки проводятся отдельно по каждой

из шести базовых жизненных сфер личности. Затем необходимо провести

ранжирование по эффективности и возможностям их реализации. Такое сопоставление

способствует интегративному проектированию личностного саморазвитию в ресурсном

и временном отношении.

8.7. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф.

Калина)

Инструкция. Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше

нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши

мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов,

самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

Опросник

1.а) Придет время, когда я заживу no-настоящему, не так, как сейчас,

б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2.а) Я очень увлечен своим профессиональным делом.

б) Не могу сказать, что мне нравится моя работз и то, чем я занимаюсь.

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным,


б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.

4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.

б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5.а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной

ситуации,

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.

6.а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

7.а) Способность к творчеству - природное свойство человека,

б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

8.а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями

литературы и искусства.

б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9.а) Я часто принимаю рисковэнные решения.

б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10.а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и

неинтересным,

б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и

неинтересным.

11.а) Я люблю оставлять приятное «на потом»,

б) Я не хтавляю приятное «на потом».

12.а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему

собеседнику,

б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только

одной стороне.

13.а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.

б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

14.а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь,

б) Я себе нравлюсь.

15.а} Я думэю, что большинству людей можно доверять.