Файл: 1. Теоретические аспекты управления собственным капиталом предприятия 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современных условиях собственный капитал также должен соответствовать принципам права собственности и безвозвратности на него, поскольку его формирова­ние гибридными инструментами отрицательно отражается на доходности собственного капитала, при этом отсутствие постоянства источника, обу­словленное неопределенностью возобновления после наступления срока погашения, не позволяет компенсировать риски, потери. Соблюдение этого принципа позволит повысить устойчивость источников формирования капи­тала. Таким образом, предопределен инновационный теоретико-методологи­ческий подход к формированию собственного капитала АО, направленный обеспечение результативности хозяйственной деятельности организации.

1.3. Системный подход к управлению собственным капиталом

предприятия
Вопросы управления капиталом нельзя рассматривать в отрыве от главной цели финансового менеджмента — повышение благосостояния собст­венников коммерческой организации. Следует отметить, что данная цель совпадает и с целью управления капиталом. Однако следует учитывать, что конкретная цель управления капиталом организации определяется осуществ­ляемой ею стратегией. Основные задачи управления капиталом и пути их решения представлены в Приложении 2.

С задачами управления капиталом тесным обра­зом связаны базовые функции управления. И. А. Бланк определил 6 базовых функций управления формированием капитала: 1. управление формированием капитала в процессе создания ком­мерческой организации; 2. управление формированием собственного капита­ла в процессе ее развития; 3. управление привлечением заемного капитала; 4. управление средневзвешенной стоимостью капитала; 5. Управление структу­рой капитала; 6. управление финансовыми рисками, связанными с формированием капитала.

По нашему мнению, при управлении капиталом коммерческой органи­зации необходимо выделять 3 укрупненных процесса: процесс управления начальным формированием капитала; процесс управления использованием капитала; процесс управления воспроизводством капитала.

Традиционный подход предусматривает выделение лишь двух процес­сов: процесса управления формированием капитала и процесс управления его использованием. Данный подход, по нашему мнению, не в полной мере увя­зан с основными стадиями кругооборота и функционирования капитала, и в связи с этим требует уточнении. Кроме того, выделение процесса управления воспроизводством капитала позволяет использовать такую перспективную концепцию как концепция добавленной стоимости. По нашему мнению, про­цесс начального формирования капитала относится к собственному капиталу и осуществляется на этапе создания коммерческой организации. На данной стадии формируется уставный капитал, отражаемый в пассиве бухгалтерско­го баланса по строке «Уставный капитал» и в активе балансе, указывающем источники размещения данного капитала (например, денежные средства, ос­новные средства и т.д.).

Менеджеры могут использовать три метода оптимизации общей по­требности в капитале создаваемой коммерческой организации: балансовый метод, метод аналогий , метод удельной капиталоемкости.



Обзор основополагающих концепций финансового менеджмента показал, что данные теории могут быть положены в основу методик управления капиталом и направлены на совершенствования отдельных функций управления. При этом система аналитических показателей, используемых при управлении капиталом должна базироваться на учетно-аналитическом подходе к его пониманию и строиться в разрезе 3 процессов: процесс начального формирования капитала; процесс использования капитала; процесс воспроизводства капитала.

Управление капиталом предполагает использование методов управле­ния собственным и заемным капиталом, что диктует целый ряд требований к структурированию информации в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации, а также к определению состава показателей, используемых в аналитических целях. Как уже отмечалось, процесс формиро­вания капитала будет анализироваться на этапе создания коммерческой орга­низации. Процессы использования капитала необходимо анализировать с точки зрения использования внеоборотных и оборотных активов, а также собственного и заемного капитала. Процесс воспроизводства капитала пре­дусматривает анализ стратегических показателей, предполагающих расчет показателей добавленной рыночной стоимости, добавленной экономической стоимости и т.д. Вопросы совершенствования управления капиталом, по на­шему мнению, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с концепцией создания (сохранения) стоимости коммерческой организации, что выдвигает также определенные требования к формированию информации и ее анализу в коммерческой организации. Следует признать, что помимо информации, традиционно, формируемой в учетно-аналитической системе коммерческой организации необходимо использовать и внешнюю информацию. Следова­тельно, должна формироваться информационная система финансового ме­неджмента.

Анализ собственного и заемного капитала позволяет менеджеру опре­делить:

1. Степень обеспеченности коммерческой организации собственным и заем­ным капиталом;

2. Причины улучшения или ухудшения финансово-экономической деятель­ности;

3. Привлекательность коммерческой организации для потенциальных инве­сторов;

4. Уровень финансовой активности и финансовой устойчивости коммерче­ской организации;

5. Уровень платежеспособности коммерческой организации;

6. уровень «защитного буфера» средств кредиторов и покрытия обязательств перед ними;


7. Степень финансовой зависимости коммерческой организации от привле­ченных источников;

8. Степень риска возможного банкротства в случае предъявления требова­ний удовлетворения претензий кредиторов;

9. Достаточность собственного капитала для распределения суммы получен­ного дохода среди участников;

10. Динамику состава и структуры собственного и заемного капитала;

11. Направления движения собственного и заемного капитала в процессе хо­зяйственной деятельности коммерческой организации;

12. Эффективность использовани собственного и заемного капитала;

13. Резервы, оказывающие непосредственное влияние на изменение величи­ны собственного и заемного капитала;

14. Необходимость проведения реорганизационных процедур.

Как уже отмечалось, величина собственного и заемного капитала коммерческой организации оказывает влияние и тесно взаимосвязана с це­лым рядом аналитических показателей, используемых менеджером в процес­се управления (рис. 1).



Рис. 1 Взаимосвязь величины собственного капитала и других показателей деятельности организации)
Для анализа собственного и заемного капитала на основе внутренних источников информации могут быть использованы общепринятые приемы: чтение отчетности, вертикальный (или структурный) и горизонтальный (или трендовый) анализ, коэффициентный анализ (R-анализ). Система показате­лей, формируемых в процессе анализа собственного и заемного капитала, по нашему мнению, может быть разделена в соответствии с основной целевой направленностью функционирования коммерческой организации на показа­тели, характеризующие эффективность ее деятельности с точки зрения ее со­ответствия тактическим целям предприятия и показатели, характеризующие деятельность с точки зрения достижения стратегических целей. При этом в процессе управления могут использоваться различные модели организации бизнеса, предопределяющие набор показателей капитала, применяемых в рамках конкретной модели.

Таким образом, совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления собственным и заемным капиталом связано с ис­пользованием исходной информации, как из внутренних, так и из внешних и внутренних источников, использованием в синтезе стратегического анализа, коэффициентного и стоимостного подходов в анализе.

Для управления капиталом менеджеру необходимо сформировать не­обходимый капитал на основе проведения систематического анализа его структуры, осуществлять систематический расчет показателей, характери­зующих его стоимость. Данные показатели позволяют оценить эффектив­ность процесса воспроизводства капитала.


В экономической литературе наряду с понятием «стоимость капитал» используются следующие термины - «затраты на капитал», «издержки капи­тала», «издержки финансирования капитала» и др. В основе расчета, показа­телей, характеризующих стоимость капитала, лежит одна из основополагаю­щий концепций финансового менеджмента - концепция стоимости капитала. Данная концепция заключается в том «что как фактор производства в инве­стиционный ресурс капитал в любой своей форме имеет определенную цен­ность, уровень которой должен учитываться в процессе его вовлечения в экономический процесс». Показатели, характеризующие стоимость капита­ла, являются важнейшим компонентом оценки и процесса принятия решений в коммерческих организациях. И.А. Бланк выделяет 10 направлений исполь­зование данных показателей:

1. Выбор схемы финансирования нового бизнеса.

2. Измерение уровня рыночной стоимости экономического субъекта.

3. Оценка достаточности уровня формируемой операционной прибыли.

4. Обоснование управленческих решений в сфере инвестирования.

5. Формирование портфеля финансовых инвестиций.

6. Выбор типа политики финансирования оборотных активов.

7. Обоснование управленческих решений по использованию финансо­вого лизинга.

8. Обоснование управленческих решений по вопросу осуществления реорганизационных процедур.

9. Оценка совокупной меры риска в хозяйственной деятельности эко­номического субъекта.

10. Норма процентной ставки в процессе наращения или дисконтирова­ния стоимости денежных потоков.

Эффективность использования капитала и использования собственно­сти характеризует показатель рентабельности собственного капитала.

Основным источником информации при проведении оценки стоимости капитала является баланс, который является основой для оценки перспектив развития бизнеса на базе дисконтированных денежных потоков, оценки эф­фективности использования капитала.

Для расчета стоимости капитала можно использовать самые разнооб­разные модели, которые в ряде случаев требуют внесения поправок учиты­вающих риск, размер организации, структуру капитала и т.д. В процессе управления применяется расчет стоимости капитала в целях оценки бизнеса и долей в бизнесе, в бюджетировании капитала и при анализе целесообраз­ности и условий принятия корпоративных финансовых решений.