Файл: 1. Теоретические аспекты управления собственным капиталом предприятия 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяют три основополагающих точки зрения на стоимость капитала. В соответствии с первой стоимость капитала рассматривается с точки зрения активов организации и трактуется как ставка, которую необходимо использо­вать для дисконтирования будущих ожидаемых денежных потоков к текущей стоимости. В соответствии со вторым подходом, рассматривающем стои­мость капитала с точки зрения обязательств стоимость капитала трактуется как экономическая стоимость привлечения и удержания капитала в конку­рентной среде. В соответствии с третьей точкой зрения с позиции инвесто­ров, стоимость капитала представляет собой доход, который они ожидают от инвестиции в заемный и акционерный капитал организации.

На стоимость капитала влияет целый ряд внешних факторов, поскольку данная стоимость рождается на рынке, представляющем собой совокупность инвесторов по отношению к конкретному активу. Ричард Брейли и Стюарт Майерс также считают, что стоимость капитала зависит от его использова­ния, при этом каждый проект они рекомендуют оценивать как самостоятель­ную альтернативную стоимость капитала. Юджин Ф. Бригхем и Майкл С.Эрхарт отмечают, что на средневзвешенную стоимость капитала оказы­вают влияние 2 группы факторов: факторы, неподконтрольные фирме (уро­вень процентных ставок, премия за рыночный риск, налоговые ставки) и факторы, которые фирма может контролировать (политика структуры капитала, политика выплаты дивидендов, политика инвестирования).

Большое распространение получила идея создания экономической до­бавленной стоимости, экономической прибыли или добавленной акционер­ной стоимости путем осуществления инвестиций, доход от которых превы­шает стоимость капитала для этих инвестиций.

Показатели, характеризующие стоимость капитала, направлены в бу­дущее и отражают ожидания инвесторов, включающие в себя три элемента: реальную ставку дохода, ожидаемую инфляцию, риск в отношении того в ка­кой период и в каком объеме будет получен денежный поток или иной эко­номический доход. Первые два элемента позволяют определить временную стоимость денег. Принятие во внимание всех трех элементов ожидания ин­весторов позволяет оценить будущие денежные потоки и рассчитать теку­щую стоимость. Стоимость капитала, определяемая по бухгалтерскому балансу не при­годна для принятия решений по управленческих решений, поскольку не учи­тывает ожиданий инвесторов. В связи с этим стоимость капитала должна ос­новываться не на балансовой, а на рыночной стоимости. Таким образом, каждая коммерческая организация должна иметь мо­дель оценки стоимости капитала и собственного бизнеса, что позволит ме­неджеру произвести анализ источников стоимости организации.


Смысл управления капиталом коммерческой организации состоит его воспроизводстве, т.е. в создании новой стоимости. Данный процесс проис­ходит в рамках реализации избранной корпоративной стратегии коммерче­ской организации, которая может включать в себя различные виды страте­гий. Менеджер должен выявить факторы, влияющие на стоимость коммерче­ской организации в целях последующей разработки мероприятий по увели­чению стоимости. В современных условиях в процессе управления стои­мостью коммерческой организации необходимо учитывать стратегические вопросы, использовать концепцию цепочки ценностей и портфельный ана­лиз.

Одной из важнейших задач, решаемых менеджером, является оптимизация структуры капитала. Теории структуры капитала служат основой для выбора стратегических направлений финансового развития коммерческой организации. Определяемая политика в отношении структуры капитала предполагает компромисс между риском и доходностью. В качестве наиболее распространенными критериями оптимизации выступают: приемлемый уровень коэффициентом финансовой рентабельности, характеризующего доходность, и коэффициентом финансовой устойчивости, характеризующего риск в деятельности организации; минимизация средневзвешенной стоимости капитала; максимизация рыночной стоимости организации. Следует отметить, что использование первого и второго критериев, в конечном счете, позволяет максимизировать рыночную стоимость коммерческой организации. В связи с этим концепция структуры капитала при использовании любого из вышеприведенных критериев применяется в комплексе с концепцией рыночной стоимости коммерческой организации. Неэффективное формирование структуры капитала приводит к снижению его финансовой устойчивости. Стратегия управления структурой капитала в целях обеспечения финансовой безопасности предполагает оптимизацию и установление целевой структуры капитала. Целевая структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных источников формирования капитала коммерческой организации, позволяющее в полной мере обеспечить достижение избранного критерия ее оптимизации. Целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска, минимизирует средневзвешенную стоимость либо максимизирует рыночную стоимость коммерческой организации. Целевая структура капитала формируется с учетом миссии, целей и общей схемы стратегии коммерческой организации и предполагает компромисс между риском и доходностью.



Обзор используемых подходов показал, что в составе годовой отчетности может раскрываться информация, ориентированная на внешних пользователей, и, прежде всего, инвесторов. В ее состав входит информация о типах выпущенных акций и особенностях используемых долговых инструментов, сроках погашения по имеющимся долговым обязательствам, установленным срокам, объемам доступа к дополнительным кредитным средствам, информация о любом возможном изменении, как состава, так и стоимости долгосрочных ресурсов. Традиционно информация о долгосрочной структуре капитала увязывается с краткосрочной ликвидностью, управлением финансовым риском и политикой управления денежными потоками.

При формировании структуры капитала менеджер принимает во внимание достоинства и недостатки использования собственного и заемного капитала. Следует отметить, что на финансирование коммерческой организации влияет целый ряд факторов, обусловленных расширением и углублением рынков капиталов.

В качестве механизма управления структурой капитала применяется финансовый леверидж, характеризующий использование коммерческой организацией заемных средств, влияющее на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. В мировой практике применяется две модели определения эффекта финансового рычага. Наиболее структурированная схема оптимизации структуры капитала описана в работах И.А. Бланка. Процесс оптимизации структуры капитала по И.А. Бланку включает в себя следующие этапы:

1. Анализ капитала предприятия;

2. Оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала;

3. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности;

4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков;

5. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости;

6. Формирование стратегического норматива целевой структуры капитала.

Проведенное исследование позволило сформировать алгоритм анализа капитала, который рекомендуется для использования в рамках системы управления капиталом и позволяет обеспечить синтез стратегического анализа, коэффициентного и стоимостного подходов при формировании информационно-аналитического обеспечения управления капиталом. Сформированные методические подходы к оценке стоимости капитала позволят оценивать процесс воспроизводства капитала и способствуют принятию решений, направленных на максимизацию рыночной стоимости коммерческой организации.


2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

ОАО «Авангард»

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
В настоящее время нам необходимо проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Авангард». ОАО «Авангард» является частной коммерческой организацией и действует на принципах самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости. Участники и высшее руководство предприятия определяют миссию организации следующим образом: «Удовлетворять потребности своих клиентов путем предложения высококачественной полиграфической продукции».Общество специализируется на издательской деятельности. Основные виды деятельности ОАО «Авангард»: издание книг, издание журналов и периодических публикаций, прочие виды издательской деятельности, печатание газет, полиграфическая деятельность, брошюровочно-переплетная и отделочная деятельность, изготовление печатных форм, прочая полиграфическая деятельность, оптовая торговля книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами, розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами покупка и продажа собственного недвижимого имущества,сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.

Уставный капитал Общества определяется как сумма номинальной стоимости размещенных акций.

Высшим органом управления Общества является его Общее собрание акционеров. Члены Совета директоров Общества ежегодно избираются годовым общим собранием акционеров. Председатель Совета директоров Общества: организует работу Совета директоров; созывает заседания Совета директоров или организует заочное голосование; организует на заседаниях и при заочных голосованиях ведение протокола. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества (Президентом) и коллегиальным исполнительным органом (Правлением). К компетенции исполнительных органов Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.Президент осуществляет руководство текущей деятельностью Общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи.


Исполнительный орган ОАО «Авангард» - генеральный директор - назначается и увольняется решением Общего собрания акционеров. Директор без доверенности действует от имени Общества. В прямом подчинении у генерального директора находятся технический директор, директор по коммерции, директор по управлению персоналом и главный бухгалтер. Деятельность финансовой службы ОАО «Авангард» регламентирована действующим законодательством и локальной нормативной документациейпредприятия. Основными задачами службы являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям; предупреждение отрицательных финансово-хозяйственных результатов.Техническая служба осуществляет разработку и выпуск печатной продукции.Коммерческий отдел ОАО «Авангард» осуществляет следующие функции: разработка и реализация сбытовой политики пред­приятия; поиск клиентов; заключение договоров и контроль за их исполнением; участие в тендерах, организация продажи услуг различными методами. Сотрудники службы сбыта осуществляют деятельность по формированию товарной, ценовой и рекламной политики предприятия, разрабатывают стратегии продаж товаров, организуют рекламную деятельность и мероприятия по продвижению услуг компании. Руководит отделом директор по коммерции в подчинении у которого находятся менеджеры отдела рекламы, маркетинга и PR, отдела по работе с корпоративными клиентами.Служба управления персоналом ОАО «Авангард» призвана выполнять следующие функции:привлечения из внешней среды специалистов в количестве и специализации, достаточных для организации оптимальной и эффективной работы; обучения, развития и ротации специалистов для повышения эффективности функционирования и развития организации; оптимизация организационной структуры; организация и усовершенствование условий труда с целью общей оптимизации деятельности и развития ее эффективности; организация, разработка и внедрение мероприятий по оптимизации психологических аспектов взаимодействия и более полной реализации мотивационных комплексов работников.

Существующая в ОАО «Авангард» линейно-функциональная структура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных подразделений осуществляют влияние на производственные подразделения формально и не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства. Достоинствами структуры управления ОАО «Авангард» выступает освобождение линейных руководителей от решения вопросов планирования финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.; построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице. Недостатки структуры: каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы; отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне; аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач.