Файл: Отчет о прохождении учебной производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 10040
Скачиваний: 215
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. В конфликте держитесь существа разногласий, не отвлекайтесь от обсуждения темы, не пытайтесь сразу выяснить все проблемы. Обсуждайте самую больную точку отношений, обстоятельно разберите все нюансы и ошибки. Не высмеивайте мнение супруга, даже если оно кажется вам нелепым, абсурдным. Важно понять позицию друг друга.
4. Ищите компромисс. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не хотят уступать друг другу. Поэтому конфликт часто долго не угасает. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга.
5. Проявите чувство юмора. Иногда это помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать или игнорировать выпад супруга, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Имейте мужество признать ошибку, если вы ее допустили, необходимо подойти и извиниться. Не обостряйте конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.
Предупреждение возможных конфликтов.
Известный чешский психотерапевт С. Кратохвил предложил своеобразную супружескую тактику, следование которой способствует предупреждению возможных конфликтов. В частности, он рекомендует использовать позитивные формы поведения.
1. Интересоваться партнером, познать его не только положительные качества, но и понять его слабые стороны.
2. Слушать партнера. Умение слушать обеспечивает хороший контакт в семье, более ценный, чем умение говорить.
3. Не злоупотреблять критикой. Критика не должна задевать достоинства партнера, она должна содержать позитивные элементы.
4. Понимать свои ошибки. Если понять свои ошибки, то ссоры и конфликта можно избежать.
5. Войти в положение другого. Если человек попытается поставить себя на место другого, постарается понять ситуацию, позволит избежать конфликта.
6. Улыбаться. Приветливая улыбка противоположна конфликту. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимает напряжение.
Американский психолог Ян Готлиб предлагает ряд советов, помогающих избежать ссор. Ссориться наедине, без детей, ясно сформулировать проблему, контролировать эмоции, выдвигать позитивные предложения.
8.Заключительная часть.
Семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью.
Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что
айсберг несколько больше, но не знают, что, же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.
Жизнь семьи зависит от того, насколько члены ее понимают, осознают и учитывают чувства, потребности, побуждения и мысли друг друга, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслоненные от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.
В заключение хотелось бы закончить лекцию словами Вирджинии Сатир:
«Я верю, что каждый человек может найти самые лучшие пути построения своей жизни. Самые совершенные способы жизни и взаимодействия близких людей друг с другом в семье должны стать обычными и повседневными для всех людей на Земле. Если это произойдет, то каждый из нас внесет самый важный вклад в построение более сильного и совершенного общества. В итоге каждая совершенная и гармоничная семья помогает жить каждому из нас, потому что мир на нашей планете начинается дома”.
ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Несколько правил, которые помогут избежать конфликтных ситуаций
Правило № 1. Старайтесь не идти на конфликт. Если ваш супруг затевает ссору, скажите себе: «Стоп! Не поддавайся!». Обнимите его, поцелуйте, скажите ласковое слово, чтобы ваш супруг оттаял. Помните: один из супругов должен играть роль сдержанного и терпимого. Преодолевайте свое скверное настроение с помощью чего-нибудь приятного.
Правило № 2. Не старайтесь скрыть обиду, отложить ее на завтра. Говорите о сути конфликта, не напоминайте старых грехов.
Правило № 3. Учитывайте настроение супруга, даже если вы уверены, что он не прав. Настроения не всегда могут совпадать, поэтому старайтесь не требовать выполнения ваших желаний тогда, когда у супруга плохое настроение.
Правило № 4. Не упрекайте для того, чтобы вызвать замешательство и натиском принудить выполнять то или иное требование. Психологи советуют действовать наоборот: «Хочешь упрекнуть – похвали!». Этот аванс может дать хорошие результаты.
Правило № 5. Прежде чем сказать о своей обиде супругу, подумайте один на один с собой, что именно вас не устраивает. Часто причиной обиды становится ваша усталость, раздражение.
Правило № 6. Учитесь мириться друг с другом. Здесь поможет иносказание. Включитесь в общую работу, употребляя объединяющие слова «мы», «наше», «у нас». Потом садитесь за стол переговоров, где возможны будут признания ошибок.
Правило № 7. Проявляйте искренний интерес к человеку. Старайтесь вникать в то, что волнует вашего супруга. Это поможет избежать ссор.
Десять советов, как улучшить семейную жизнь
Для мужей:
1. Приносите время от времени жене цветы, ухаживайте за ней, проявляйте иногда незначительные знаки внимания, нежность.
2. Благодарите жену за услуги, даже если они мелкие, восхищайтесь ее успехами.
3. Не критикуйте жену в присутствии посторонних, воздержитесь от сравнения с вашей матерью или женой вашего друга в вопросах приготовления пищи, ведения хозяйства.
4. Выделяйте ей деньги на хозяйство, чтобы она могла их тратить по своему желанию.
5. Помогайте по дому, поднимайте настроение, когда она раздражена, устала.
6. Разрешите принимать знаки внимания от друзей, знакомых, не делайте ревнивых замечаний.
7. Проводите с женой больше времени.
Для жен:
1. Прилагайте усилия, чтобы дружелюбно общаться с родственниками и матерью мужа.
2. Воздержитесь от критики его друзей, предоставьте ему полную свободу в делах.
3. Идите на уступки, чтобы избежать ссор, если взгляды ваши расходятся.
4. Прилагайте усилия, чтобы сделать ваш дом привлекательным и уютным.
5. Одевайтесь по вкусу своего мужа: так как ему нравится.
6. Переносите мужественно финансовые трудности, не критикуйте своего мужа за ошибки.
7. Готовьте для мужа с удовольствием, разнообразьте блюда, делайте сюрпризы.
Данные советы и рекомендации помогут значительно уменьшить количество конфликтов в семье.
11. Разработка плана работы с родителями (лицами, их заменяющими) на месяц с согласованием его с сотрудниками ДОУ
№ п/п | Формы работы с родителями | Цели | Ответственные |
11 | Родительское собрание тема «Будем внимательными» | Педагогическое просвещение родителей по вопросам помощи взрослым и взаимоотношений взрослых и детей. | Воспитатели, психолог |
22 | Развлечение «День Защитника Отечества» | Установление эмоционального контакта между воспитателями, родителями и детьми. Улучшение детско-родительских отношений. | Музыкальный руководитель, Инструктор ФК, воспитатели |
33 | Консультация для родителей «Дисциплина. Границы дозволенности» | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. | Воспитатели |
44 | Консультация для родителей «Как измерить талант» | Научить родителей видеть в детях творческое начало. | Воспитатели |
55 | Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей» | Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам воспитания самостоятельности у детей» | |
12. Моделирование, организация и проведение индивидуальной беседы с родителями по вопросам коррекции детско-родительских отношений
Человек может назвать себя счастливым, если живет в дружной, любящей, семье. Такая семья была и остается тихой гаванью, куда можно причалить в минуты сомнений и тревог. А если в этой «гавани» случаются ссоры, недомолвки, разногласия, то страдают абсолютно все члены семьи, но далеко не все понимают, как сделать так, чтобы предотвратить наступление шторма, не допустить серьезных конфликтов.
Семье, воспитывающей ребенка с нарушениями психоэмоционального развития, такими как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, гораздо сложнее сохранить благоприятную психологическую обстановку, самостоятельно справиться с грузом навалившихся проблем. Многие члены семьи, из-за постоянного пребывания в состоянии стресса имеют личностные нарушения. Такая семья нуждается в системе коррекционных мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит К. Л. Белопольской, Овчаровой Р. В., в работах которых определены принципиальные подходы к организации консультирования и коррекции отношений в данной категории семей. Основной акцент в данном блоке занятий делается на коррекцию детско-родительских отношений, снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния семьи, повышение уровня коммуникативной толерантности, развитие эмоционального интеллекта семьи. Важной задачей является помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей, обучение членов семьи сотрудничеству, способам выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций.
Создание программы обусловлено тем, что большое количество семей имеют трудности в формировании внутрисемейных отношений. К проблемам, выявленным в результате знакомства с семьей и первичной диагностики, относятся непонимание возрастных особенностей ребенка, неумение принять его таким, какой он есть, открыто говорить о своих чувствах, проявлять их. Для многих членов семей характерно снижение фона настроения, неадекватно заниженная самооценка, тревожность. Некоторые
родители выбирают неправильный стиль воспитания, объясняя такой выбор болезнью ребенка. Все эти факторы накладывают отпечаток на отношения между родителями и ребенком. Во многих семьях возникают ситуации, когда родители не знают, как наладить отношения, не понимают причин возникновения ссор и конфликтов. Многие осознают, что трудно в одиночку бороться со своими проблемами и что им нужна квалифицированная помощь специалистов.
Цель: Создание условий для гармонизации отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями психоэмоционального развития.
Задачи:
1. Развивать психологическую культуру родителей.
2. Способствовать снижению чувства страха и тревожности, развитию уверенности в решении возникающих проблем.
3. Мотивировать родителей на формирование открытой родительской любви к своим детям.
4. Способствовать развитию у членов семьи толерантности, терпимости, понимания друг друга, «принятие друг друга такими, какие они есть».
5. Способствовать улучшению эмоционального фона настроения, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.
Формы работы: индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей.
2. Снижение у родителей уровня тревожности, повышение уверенности в себе.
3. Повышение уровня коммуникативной толерантности.
4. Проявление открытой родительской любви к детям.
5. Изменение отношения к себе и ребенку на более позитивное.
6. Активное использование членами семьи приобретенных знаний в формировании дальнейших взаимоотношений в семье и в обществе при нахождении конструктивных способов выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций.
Критерии эффективности:
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Изменение способов поведения в конфликтных ситуациях.
3. Коммуникативная толерантность.
4. Самооценка.
5. Отзывы родителей.
Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей, либо тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. Данный блок включает 10 занятий, продолжительность каждого 1,5 -2 часа. Занятия проводятся не реже двух раз в год.
Для проведения занятий требуется:
1. Игровой зал с ковровым покрытием или коврики.
2. Магнитофон.
3. Канцтовары. (листы формата А 4, карандаши, ручки, фломастеры, краски)