Файл: 1. Теоретические основы управления закупочной деятельности торгового предприятия 11.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основной целью данного подразделения является доведение конкретных ресурсов до участников производства в необходимом количестве и объеме, в точный срок и с минимальными затратами.
Отдел снабжения имеет адресный характер, который определяется его направленностью и целью обеспечения функционирования производственного предприятия. В первую очередь речь идет о потребностях различных потребителей продукции, услуг или работ данного субъекта хозяйствования.
Его роль и значение состоят в следующем:- деятельность данного подразделения предшествует производству и не только служит для обеспечения ресурсами производственного процесса, но и самостоятельно создает в определенном смысле его цену и потребительскую стоимость; - определяет и формирует как экономические результаты субъекта хозяйствования, так и потребности в ресурсах и готовой продукции самих потребителей;- обозначение финансовых результатов производственного предприятия;- в качестве вида деятельности предприятия служит основным источником его конкурентоспособности.
Значительный удельный вес материальных издержек в общих расходах (около 60%) также подтверждает весомое значение материально-технического снабжения.
Основные задачи и функции отдела снабжения ООО «Казань-Шинторг»:
- Обеспечение с последующим поддержанием оптимального уровня запасов ресурсов, что будет способствовать минимизации издержек, связанных с их заготовкой;
- Обеспечение точной, оперативной, комплексной и достаточно надежной поставки ресурсов потребителям (иногда даже до рабочего места).
Отдел снабжения выполняет следующие функции: коммерческие и технологические, а также вспомогательные и основные. К основным функциям относится приобретение ресурса, а к вспомогательным – маркетинг и юридическое сопровождение.
В рамках ООО «Казань-Шинторг» каждое отдельное подразделение отвечает за группу товаров с осуществлением полного контроля поставки ресурсов и хранения их на складах.
Необходимо отметить тот факт, что структура системы снабжения является основным инструментом для достижения цели любого субъекта хозяйствования, осуществляющего свою деятельность, например, в сфере торговли. Поэтому процессу структурирования подразделения материально-технического снабжения должно быть уделено пристальное внимание [37].
Данное подразделение формируется в зависимости от количества поставщиков и ассортимента ввозимых товаров. Должен быть обязательно учтен и оборот продукции. Зачастую в компаниях в таких отделах на одного работника приходится свыше десяти поставщиков. В основном участки работы закрепляются в зависимости от видов товаров либо товарных групп. Рядовыми сотрудниками отслеживаются поставки товаров, своевременность оплаты за их поставку, а также планируются последующие закупки. Начальник отдела снабжения контролирует выполнение утвержденных планов закупок, следит за оборотами товара, наблюдает за работой менеджеров и, конечно же, осуществляет общее руководство. В его обязанности входит обеспечение непрерывности и плановости поставок.
Проанализируем положение ООО «Казань-Шинторг» среди поставщиков (таблица 2.2.3.).
Таблица 2.2.3.
Положение ООО «Казань-Шинторг» среди поставщиков [37]
Поставщики Показатели | «Карона-авто» | «Трак-моторс» | «Армтек» | «Омега» |
1.Качество товара | хорошее | среднее | хорошее | хорошее |
2.Репутация фирмы | очень хорошая | хорошая | плохая | средняя |
3.Производственные возможности | очень хорошие | хорошие | плохие | хорошие |
4.Технологические навыки | хорошие | хорошие | очень хорошие | очень хорошие |
5.Сбытовая сеть | хорошие | плохая | средняя | плохая |
Продолжение таблицы 2.2.3.
6.Реклама | средняя | очень плохая | средняя | очень плохая |
7.Любые средства продвижения товара | хорошие | плохие | средние | плохие |
8.Финансовое положение | среднее | очень плохое | хорошее | очень плохое |
9.Издержки по сравнению с конкурентами | средние | высокие | средние | высокие |
10.Общая оценка силы фирмы | хорошая | средняя | средняя | средняя |
Если сравнивать ООО «Казань-Шинторг» с предприятиями поставщиками, то можно сделать следующие выводы: у ООО «Казань-Шинторг» хорошее качество товара, неплохая репутация фирмы, хорошие производственные мощности и очень хорошие технологические навыки, что способствует неплохому качеству выпускаемой продукции.
Из данной организации закупок и взаимодействия с поставщиками можно сделать вывод, что никакой работы по прогнозированию спроса на товар не производится. В связи с чем, часто возникает дефицит или избыток товара на складе. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса покупателей на товары, других факторов, формирующих спрос.
Рассмотрим основные состояния показателей, прямо или косвенно влияющих на систему управления закупками в компании.
Анализ графика отклонений планового спроса на товар от фактически реализованного запаса показал, что процесс планирования в компании ни на уровне продаж, ни на уровне закупок не работает эффективно.
Рис. 2.2.3 Отклонение фактической суммы реализованного товара от планового спроса в 2014 г.
Проведем анализ состояния запасов на складе. На уровень запасов влияет установленный в компании уровень обслуживания. Компания фактически не контролирует данный показатель, стараясь максимально удовлетворять все заявки покупателей. В итоге, высокий показатель для оптовой компании не эффективен и сильно влияет на запас и сумму затрат на закупки.
Важной характеристикой, описывающей состояние запаса, являются остатки запаса.
В целом, можно выявить сезонные тенденции роста запаса с конца весны до середины осени. Рост запасов свидетельствует о неэффективной закупочной деятельности.
Рассмотрим основные показатели состояния товарного запаса, характеризующие закупочную деятельность за 2011-2012 года: средний уровень запаса (таблица 2.2.4.); запасоемкость и обеспеченность потребности запасом.
Сохраняется общая тенденция снижения запасоемкости с января по июль (в эти периоды либо снижается уровень запаса, либо увеличиваются отгрузки), с июля по декабрь запасоемкость растет. В эти периоды снижается объем отгрузок, но запаса нарастающим итогом увеличивается.
Таблица 2.2.4.
Расчет среднего запаса товара по месяцам в 2013-2014 гг. [37]
Средний запас за месяц, руб. | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Средний запас за год, руб. |
2013 | 181960,78 | 178053,24 | 173110,86 | 160494,30 | 157387,40 | 194259,02 | 219746,52 | 225915,18 | 256241,20 | 287555,60 | 295377,74 | 277978,22 | 211827,44 |
2014 | 271285,70 | 274483,22 | 278093,18 | 283047,18 | 289054,10 | 295745,24 | 302724,12 | 310055,42 | 317569,12 | 323573,80 | 327508,24 | 329702,34 | 297558,12 |
В качестве показателя ликвидности запасов используется следующие показатели – скорость обращения запаса и время оборота.
Склад в большей степени выполняет функция хранения огромных объемов товаров. Для обеспечения удовлетворенности клиента компания вынуждена иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, тормозящих общую оборачиваемость запасов, как результат-рост числа неликвидного товара.
Таблица 2.2.5.
Коэффициенты оборачиваемости всего товара за 2013-2014 года [37]
Год | Средний годовой товарный запас (по цене закупки), руб. | Объем продаж (по цене закупки), руб. | Коэффициент Оборачиваемости запаса | Оборачиваемость запаса, дни |
2013 | 211827,45 | 1889340 | 8,92 | 41 |
2014 | 297558,13 | 2247596,38 | 7,55 | 48 |
В компании существует только единственный показатель эффективности - полученная прибыль. Цель максимизации выручки достигается посредством заказа большого ассортимента товара и выполнения срочных заказов. Общий эффект получается обратным: возрастают транспортные издержки, затраты на содержание складских запасов, рост неликвидных товаров, возрастает кредиторская задолженность поставщикам.
Рассчитаем абсолютные и относительные показатели несоответствия закупочной деятельности.
Таблица 2.2.6.
Расчет потерь от несоответствия [37]
Показатель, ден. ед. | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
А | 1 | 2 | 3 |
1. Себестоимость окончательного несоответствия, руб. | 647,4 | 896,5 | 475,4 |
2. Расходы по исправлению несоответствия, руб. | 1040 | 2100 | 900 |
3. Абсолютный размер несоответствия (стр. 1 + стр. -, руб. | 1687,4 | 2996,5 | 1375,4 |
Продолжение таблицы 2.2.6.
4. Стоимость несоответствия по цене использования, руб. | 2100 | 1900 | 600 | |||
5. Суммы, удержанные с виновников несоответствия, руб. | 600 | 450 | 200 | |||
6. Суммы, взысканные с поставщиков сырья, руб. | 1200 | 1150 | 1050 | |||
7. Абсолютный размер потерь от несоответствия (стр. 3 - стр. 4 -стр. 5 -стр. -, руб. | -2212,6 | -503,5 | -474,6 | |||
8. Товарная продукция по производственной себестоимости, годовой выпуск, руб. | 667410 | 820770 | 369671 | |||
9. Относительный размер несоответствия (стр. 3 / стр. 8* 100), % | 6,67 | 8,9 | 3,1 | |||
10. Относительный размер потерь от несоответствия (стр. 7/стр. 8 * 100) | 0,25 | 0,42 | 0,05 |
Рассмотрим обобщенный расчет показателя «фондоотдача». Формула расчета имеет следующий вид: Фо = Впр/Соф, где Фо – общая фондоотдача; Впр – выпущенная продукция за выбранный период; Соф – стоимость основных производственных фондов. Данный вариант расчета применяется для получения обобщенного показателя, который необходимо рассчитывать по всем производственным подразделениям.