Файл: Инвентаризация как инструмент контроля бухгалтерского учета 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На этом подготовка к проведению инвентаризации основных средств завершается.

Второй этап заключается в установлении комиссией реального наличия учитываемых объектов и проводится при обязательном присутствии материально ответственных лиц.

В каждой организации в обязательном порядке нужно производить периодические проверки основных средств, то есть фиксацию наличия и анализ состояния. Количество по факту, ценность и состояние основных средств должно соответствовать цифрам, занесенным в бухгалтерские бумаги. Инвентаризация основных средств является непременной процедурой для всех предприятий, организаций, компаний.

Основные цели инвентаризации основных средств:

- выявление фактического наличия основных средств;

- сопоставление фактического наличия основных с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете основных средств.

Чтобы ускорить инвентаризацию, перед её началом проверяют некоторые документы:

- договоры на хранение или аренду по объекту или имуществу, которое сдавала или принимала компания;

- техпаспорта на машины, станки и другое оборудование;

- описи, инвентарные книги и карточки, которые используются для того, чтобы сделать учет.

Инвентаризация имеет различные виды, представленные на Рисунок 3.



Рисунок 3. Виды инвентаризации7
Добровольная инвентаризация

В целях обеспечения своевременного, полного и качественного проведения инвентаризаций на каждом предприятии должен быть составлен план-график проведения инвентаризаций, в котором обязательно указываются объект инвентаризации (наименование места проведения инвентаризации), наименование инвентаризуемых ценностей, время проведения инвентаризаций и ответственных лиц за проведение инвентаризаций.

Инвентаризация проводится по распоряжению руководителя организации и проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией или комиссией по инвентаризации работ (если одновременно проводится большое количество работ).



Рисунок 4. Состав комиссии по инвентаризации
Состав комиссий, представленных на Рисунок 4, утверждается руководителем предприятия
8. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии в ходе инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Материальное лицо не может быть членом комиссии по инвентаризации, но должно присутствовать при проверке фактического наличия имущества (см. пункты 2.3, 2.8 руководства по инвентаризации).

Количество членов инвентаризационной комиссии не регулируется, но определяется организацией самостоятельно в зависимости от специфики деятельности и вида инвентаризации9.

Инвентаризация, особенно для размещения крупных запасов и активов, является трудоемким процессом, который требует, чтобы специалисты отвлекались от своей основной деятельности.


Рисунок 5. Объекты инвентаризации
В настоящее время доступны различные технические средства и информационные технологии - составление инвентаризационных номеров, фото-и видеозаписи наличия или отсутствия имущества в формате штрих-кода и запись в реальном времени в присутствии отдельных членов комиссии по месту нахождения этого имущества (Минфин России от 23.12.2016 N 02-07-10/письмо 77499)10.

Однако при использовании фото- и видеозаписей в ходе инвентаризации необходимо проводить выездные проверки местоположения имущества с определенной периодичностью при полной комиссии.

Проанализируем ниже, какими документами оформляется инвентаризация кредитовых остатков, расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами.

Кредитовые остатки11:

Задолженность по оплате приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

Получение сумм авансовых платежей и авансовых платежей за будущую поставку продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг;

Задолженность перед банками и другими кредиторами по сумме кредита и процентам к погашению;

Выплата членам общества с ограниченной ответственностью (акционерам АО) доходов (дивидендов) от участия в организации);

Задолженность перед различными должниками и кредиторами, например, сумма начисленной заработной платы, принятая к вычету суммы НДС при перечислении авансов и авансов поставщикам и подрядчикам.

Расчеты по оплате труда12:

При проверке счета расчета платежей по оплате труда необходимо изучить документы, на основании которых производится расчет заработной платы и других платежей. В частности, эти документы включают:



Приказ руководителя предприятия о зачислении, увольнении и переселении работников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и тарифами;

Положение об оплате труда и иных нормативных правовых актах, в соответствии с которыми начисляются выплаты;

График учета рабочего времени;

Примечание-расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях;

Иные учетные документы по учету труда и его оплате.

Расчеты с подотчетными лицами:

Проверка остатков по каждому ответственному лицу по выданным авансам (отчетам);

Проверка соблюдения ответственным лицом сроков представления авансов и возврата сумм, не использованных для авансовых платежей;

Наличие первичных документов, подтверждающих уплату;

Отчет о соответствии полученным авансам целевому назначению.

Комиссия по инвентаризации проводит анализ выявленных расхождений на заседаниях по результатам инвентаризации и предлагает способы устранения выявленных расхождений в фактически имеющихся ценностях и данных учета.

Протокол официально определяет заседания комитета по кадастру.

Несоответствие между фактическим наличием объектов, обнаруженных в ходе инвентаризации, и данными бухгалтерского учета должно быть зарегистрировано в отчетном периоде на дату проведения инвентаризации13.

В случае годовой инвентаризации эти результаты должны отражаться в годовой бухгалтерской отчетности.

При обнаружении в результате инвентаризации имущества, не подлежащего дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и(или)ущербом, такое имущество должно быть списано со счета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности. В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли14.

Инвентаризация обязательна для каждой организации не реже одного раза в год, независимо от формы собственности и правового статуса.

Инвентаризация – это процедура сверки наличия имущества по факту и обязательств со сведениями бухгалтерского учета. Правила осуществления инвентаризации изложены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 в сочетании с рядом принятых нормативных актов.



1.3 Основные направления по улучшению проведения инвентаризации



Инвентаризация является одним из элементов метода бухгалтерского учета. Её использование в практической деятельности является объективно необходимым, так как данная процедура обеспечивает соответствие учетных данных фактическому состоянию активов и обязательств. Обязательность проведения инвентаризации предусмотрена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Поэтому вопросы организации, проведения, порядка учета результатов инвентаризации актуальны для всех экономических субъектов.


Однако действующие нормативные документы, устанавливающие правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, требуют пересмотра и актуализации в соответствии с меняющимися условиями хозяйствования, более того, они не в полной мере соответствуют документам вышестоящего уровня. Описанные причины привели к необходимости включения в программу разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета стандарта «Инвентаризация».

В соответствии с Программой разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022 - 2026 гг., утвержденной приказом Минфина России № 23н от 22.02.2022 г. разработка проекта стандарта «Инвентаризация» была запланирована на II квартал 2022 г.

31 мая 2022 года была опубликована первоначальная версия проекта Федерального стандарта бухгалтерского учета «Инвентаризация», разработчиком которого выступило Министерство финансов Российской Федерации. После чего проект проходил публичное обсуждение и на протяжении трех месяцев Минфин России принимал от заинтересованных лиц замечания по проекту. По результатам обсуждения полученных замечаний проект был доработан и 30 сентября 2022 года представлен в новой редакции. Следует отметить, что за период обсуждения проекта разработчику поступило более двухсот замечаний (согласно Перечню замечаний заинтересованных лиц, представленному Минфином РФ совместно с доработанным проектом стандарта).

Заинтересованными лицами, принявшими активное участие в обсуждении проекта ФСБУ «Инвентаризация», выступили как профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, такие как НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», СРО Ассоциация «Содружество», Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», так и представители крупнейших экономических субъектов, функционирующих в Российской Федерации в различных отраслях и сферах деятельности, например, ПАО «Газпром нефть», ПАО ГМК «Норильский никель», ПАО «Сургутнефтегаз», ОАО «РЖД», ПАО Сбербанк, Госкорпорация «Роскосмос», ООО «Трансойл» и другие. Проявленный интерес и значительное количество высказанных участниками обсуждения замечаний и рекомендаций к проекту стандарта свидетельствуют о давно назревшей необходимости внести изменения в регулирование порядка проведения и учета результатов такой важной процедуры как инвентаризация активов и обязательств. Следует подчеркнуть, что инвентаризация рассматривается экономическими субъектами не только как учетная процедура, призванная обеспечить достоверность данных учета и отчетности, но и как элемент внутреннего контроля, способствующий обеспечению сохранности активов, контролю их состояния,