Файл: Инвентаризация как инструмент контроля бухгалтерского учета 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
реальности обязательств, эффективности управления ими. В условиях экономической нестабильности наблюдаются тенденции увеличения количества экономических преступлений, в том числе хищений, присвоений, растрат в организациях. Выявление и пресечение данных экономических правонарушений, а также определение величины материального ущерба невозможно без правильно проведенной инвентаризации.

В проведении инвентаризации задействованы не только бухгалтеры, эта трудоемкая процедура затрагивает работу всех структурных подразделений организации, зачастую осложняя и даже на время парализуя их функционирование. Несмотря на установленные много лет назад правила проведения инвентаризации имущества и обязательств, на практике систематически выявляются ошибки и нарушения в данных процедурах. Поэтому экономические субъекты заинтересованы в разработке четких и рациональных правил инвентаризации, учитывающих современные реалии.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. установлено, что «активы и обязательства подлежат инвентаризации», «при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета» (п.п. 1, 2 ст. 11 «Инвентаризация активов и обязательств»).

Случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств, порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов в настоящее время устанавливаются:

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (п.п. 26 - 28 «Инвентаризация имущества и обязательств»);

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.

За двадцать пять лет, прошедших с момента утверждения указанных документов, изменилось не только нормативное пространство регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и условия функционирования экономических субъектов, что приводит к необходимости актуализации ранее установленных требований, в том числе с учетом складывающейся практики. В связи с этим проект ФСБУ «Инвентаризация» ожидали с нетерпением, так как вступление в силу Федерального стандарта по бухгалтерскому учету отменит действие вышеуказанных норм. Однако ознакомление с первоначальной редакцией проекта ФСБУ показало
, что существенных изменений, по сравнению с действующими документами, он не содержит и во многом повторяет их текст.

Рассмотрим основные недостатки проекта ФСБУ «Инвентаризация» в части установления правил проведения и оформления результатов инвентаризации активов.

Из случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных в проекте стандарта, не исключены те, которые уже были предусмотрены ранее Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, но не соблюдаются фактически на практике. Например, при продаже активов организации осуществляется контроль наличия подлежащего продаже имущества, но инвентаризация с привлечением комиссии и оформлением соответствующей документации по результатам инвентаризации, чаще всего, не проводится.

Не коснулись изменения правил проведения инвентаризации порядка установления ее сроков. Как и ранее, проект стандарта предусматривает проведение обязательной инвентаризации активов и обязательств «при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на отчетную дату, за исключением активов, относящихся к основным средствам, нематериальным активам, капитальным вложениям, запасам, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года» (пп. «а» п. 5 проекта).

В рамках публичного обсуждения проекта стандарта было подано большое количество замечаний по данному пункту, так как экономические субъекты ожидали исключение требования о непременной привязке инвентаризации физических объектов к концу года.

Многолетняя практика выявила множество проблем, возникающих у организаций при проведении сплошной инвентаризации имущества в 4 квартале. Это особенно актуально для крупных экономических субъектов, масштабы деятельности которых не позволяют безболезненно для основной деятельности провести инвентаризацию имущества даже при условии, что на это отводится три месяца. Такие организации для проведения годовой инвентаризации отвлекают производственный персонал, либо вынуждены содержать избыточный штат персонала, который в полной мере задействуется только в проведении инвентаризации в конце года. Рассматриваемое требование вынуждает также привлекать к проведению инвентаризации сторонних лиц, оказывающих такого рода услуги на договорной основе. Все это говорит о неэффективности использования ресурсов экономического субъекта. Более того, интенсивная нагрузка на членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, возникающая в период проведения годовой инвентаризации, негативно сказывается на качестве ее результатов.



Еще одна причина, по которой необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении экономическим субъектам права самостоятельно устанавливать периоды проведения инвентаризации, это сложные погодные условия в конце года, которые не способствуют комфортной и безопасной работе комиссий в неотапливаемых помещениях, на открытых и труднодоступных площадках. Речь идет не только о районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, так как снежный покров и отрицательные температуры, сокращение светового дня характерны для значительной части регионов России после 1 октября. Проведение инвентаризации в описанных условиях провоцирует риски возникновения несчастных случаев среди участников инвентаризации, снижает ее качество и достоверность полученных результатов.

Таким образом, сохранение в проекте ФСБУ «Инвентаризация» четких временных ограничений для проведения обязательной годовой инвентаризации не способствует достижению основной цели инвентаризации - подтверждению полноты и реальности данных об активах и обязательствах, отраженных в регистрах бухгалтерского учета. Однако замечания относительно необходимости самостоятельного выбора организациями наиболее удобного времени для проведения инвентаризации активов с учетом масштабов деятельности, погодных условий, сезонной доступности мест хранения не были учтены при доработке первоначального проекта ФСБУ как противоречащие требованию обязательного проведения инвентаризации при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. «а» п. 4 проекта).

В проекте ФСБУ «Инвентаризация» не регламентировано применение дистанционных технологий при проведении инвентаризации. Этот вопрос стал особенно актуальным в период пандемии и последующих ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID 19, когда организации столкнулись с невозможностью обеспечить личное присутствие членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц при проведении инвентаризации. Более того, после пандемии во многих сферах деятельности часть сотрудников продолжила работать дистанционно, так как были выявлены преимущества такого формата как для работника, так и для работодателя. Следовательно, проведение инвентаризации имущества, находящегося в пользовании у работников по месту их удаленной работы, требует новых подходов.


Более того, во все времена существовали сложности с проведением комиссией инвентаризации ряда объектов из-за особенностей их местонахождения, например, если имущество находится под водой, в шахте, под напряжением и в других труднодоступных местах.

Использование традиционных методов инвентаризации складских запасов стало неэффективным и в некоторых случаях даже опасным для человека в связи с развитием торговли, новыми логистическими схемами, изменением рыночных условий хозяйствования. Так транспортно-экспедиторские площадки, современные склады, торговые центры оборудуются в настоящее время высокими многоуровневыми стеллажами, из-за экономии площади помещений, вызванной как большими объемами запасов, так и высокими ценами на недвижимость и ее аренду, сужают проходы между торговым оборудованием. Все это делает процесс инвентаризации небезопасным и в некоторой степени даже недоступным для традиционной инвентаризационной комиссии. В эпоху развития электронной торговли, роста популярности маркетплейсов, выстраивания высокоскоростных цепочек поставок нецелесообразно останавливать процесс движения товаров на период проведения инвентаризации, а для оперативного ее проведения человеческих ресурсов будет явно недостаточно.

С другой стороны, за двадцать пять лет, прошедших с утверждения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, нового прогрессивного уровня достигли современные технологии. Например, видеосвязь позволяет в режиме реального времени транслировать процесс удаленно проводимой инвентаризации, видеосъемка при помощи беспилотных летательных аппаратов (дронов) помогает фиксировать наличие или отсутствие объектов в труднодоступных для человека местах, более того, современное программное обеспечение помогает автоматически формировать отчеты об инвентаризации в требуемом формате. Все это заставляет рассматривать использование технических средств в качестве альтернативных способов подтверждения фактического наличия активов, позволяющих повысить оперативность и точность результатов и обеспечивающих безопасность процесса инвентаризации для участвующего в ней персонала.

Таким образом, в ряде случаев в современной практике проведение инвентаризации традиционными методами нецелесообразно и требует пересмотра подходов, что и ожидалось от проекта ФСБУ «Инвентаризация».


Но, несмотря на остроту и актуальность вышеупомянутых вопросов, только после доработки проекта ФСБУ «Инвентаризация» вторая его редакция стала содержать указание на то, что в случае, если применение таких способов выявления фактического наличия активов, как подсчет, взвешивание, обмер и осмотр (предусмотрены п. 9), обмер и технический расчет (предусмотрены п. 11) «невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (например, видео-, фото-фиксация)» (п. 12). Иные вопросы дистанционного проведения инвентаризации не регламентированы проектом ФСБУ, следовательно, остаются в пределах ведения экономического субъекта.

По аналогии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49, в разделе VI проекта ФСБУ «Требования к оформлению документов инвентаризации» содержится перечисление документов инвентаризации, в которых должны вноситься «сведения о фактическом наличии активов и обязательств, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации». Приведенный перечень основан на устаревшей практике документооборота на бумажных носителях и содержит инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости. Однако с момента вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы документов бухгалтерского учета, в том числе, устанавливать их наименования. Поэтому в проекте ФСБУ достаточно указать общие требования к оформлению документов инвентаризации, предоставив организациям возможность устанавливать формы и формат данной документации во внутренних стандартах, учитывая при этом особенности объектов инвентаризации, способы выявления их фактического наличия и особенности организации системы внутреннего контроля.

Изучая установленные проектом стандарта требования к содержанию документа, отражающего сведения о фактическом наличии активов, относящихся к запасам, следует отметить, что по аналогии с действующими Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, предусмотрена отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов (п. 34, пп. «в»), вызывающая неизменные вопросы. Это означает, что в документах инвентаризации должны содержаться данные о стоимости имеющихся в наличии активов, тогда как при заполнении информации об инвентаризируемых объектах члены комиссии могут установить только фактическое наличие и им не известна их стоимостная оценка. Установленное требование приводит к тому, что документы инвентаризации изначально будут заполняться по данным бухгалтерского учета, что противоречит сути инвентаризации активов. При выявлении в результате инвентаризации неучтенных запасов, члены комиссии также не имеют возможности указать их стоимостную оценку, так как она должна определяться по справедливой стоимости в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н, либо по балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов в соответствии федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета.