Файл: Практикум по дисциплине Моделирование бизнес процессов Методические указания к лабораторным работам для студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Порядок выполнения работы
1. Изучить предлагаемый теоретический материал.
2. На основе результатов лабораторной работы 1 и изученной теории выбрать наиболее подходящую для данной предметной области нотацию моделированию, обосновать свой выбор.
3. Для каждого из выделенных процессов построить его модель в выбранной нотации.
4. Проверить корректность построенной модели: убедиться, что выполнены все правила нотации; убедиться, что модель отражает сценарий «счастливой дорожки», т.е. когда процесс успешно завершается в штатном режиме; убедиться, что модель отражает исключительные ситуации в процессе и их обработку.
5. На основании предыдущего шага сделать по каждому процессу вывод о наличии/отсутствии проблемных мест в процесс.
6. Для тех процессов, где были выявлены проблемы, предложить меры по их устранению, если требуется, построить для этого новые схемы работы, в противном случае можно ограничиться вербальным описанием.
7. Оформить отчет об итогах проделанной работы, указав в нем составленные модели с необходимыми пояснениями.
Теоретические сведения
В настоящее время существуют три основных способа описания.
Первый способ – есть не что иное как текстовое последовательное описание бизнес- процесса. Примером текстового описания фрагмента бизнес-процесса является следующий текст: «Отдел продаж составляет договор и согласует его с Юридическим отделом».

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Многие российские компании разработали и используют в своей деятельности регламентирующие документы, часть из которых является процессными регламентами и представляет не что иное как текстовое описание бизнес-процессов.
Но для целей анализа и оптимизации деятельности компании данный вариант не оптимален. Дело в том, что описание бизнес-процесса в текстовом виде системно рассмотреть и проанализировать невозможно. Текстовая информация воспринимается человеческим мозгом последовательно. Например, когда человек читает регламент, и доходит до его конца, он практически всегда забывает про то, что было в начале документа. Второй недостаток текстового представления бизнес-процесса заключается в том, что человеческое сознание устроено так, что оно эффективно может работать только с образами. При восприятии и анализе текстовой информации человеческий мозг раскладывает ее на ряд образов, на что уходя дополнительное время и умственные усилия.
Поэтому при использовании текстового описания бизнес-процессов производительность и качество решений по оптимизации деятельности оставляют желать лучшего, что особенно сильно проявляется, когда решение принимается группой людей.
В свое время специалисты по информационным технологиям разработали более структурированный подход к описанию бизнес-процессов. Ими было предложено разбить бизнес-процесс по ячейкам структурированной таблицы, в которой каждый столбец и строчка имеют определенное значение. Данную таблицу читать более просто, из нее легче понять, кто за что отвечает, в какой последовательности в бизнес-процессе выполняются работы, и соответственно бизнес-процесс проще проанализировать. Табличная форма описания бизнес-процессов более эффективна по сравнению с текстовой и в настоящее время активно применяется специалистами по информационным технологиям для описания бизнес-процессов в приложении к задачам их автоматизации.
В последнее время интенсивно стали развиваться и применяться при описании бизнес-процессов графические подходы. Признано, что графические методы обладают наибольшей эффективностью при решении задач по описанию, анализу и оптимизации деятельности компании.
Оказалось, что графика хороша тем, что графическая информация, расположенная в поле зрения человека, воспринимается его мозгом одновременно. Второе преимущество в том, что менеджер, как и любой человек, имеет правополушарное мышление и мыслит в виде образов. Любую текстовую информацию он переводит в образы. В случае, когда ему представляется информация в виде графических образов, значительно возрастают его возможности по анализу и принятию решений. В статье будут рассматриваться именно графические подходы к описанию процессов, так как они себя хорошо зарекомендовали и их можно эффективно использовать для оптимизации деятельности организации.
Методология IDEF0
Первая распространенная методология, которая будет рассмотрена, это IDEF0. Этот язык придумали американские военные с целью успешного тиражирования бизнес- процессов предприятий аэрокосмической промышленности. В свое время американские военные столкнулись со следующей проблемой. При проектировании заводов было замечено, что каждый раз приходится заново проделывать один и тот же шаг - проектировать одинаковые подсистемы управления, на что уходили дополнительное время


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания и ресурсы. После этого было предложено разработать язык или чертеж, с помощью которого можно было бы описать типовые подсистемы управления и при строительстве нового завода использовать наработанные схемы. Язык который был придуман и использован для этих целей лег в основу методологии описания бизнес-процессов IDEF0.
Методология IDEF0 незначительно отличается от классической схемы описания бизнес-процессов DFD, которая была рассмотрена ранее. Основным отличием является присутствие в языке дополнительной аналитики. Данный стандарт описания бизнес- процессов предлагает показывать не просто входы и выходы, как это делается в DFD
формате. Он предлагает ввести три типа входов. Первый тип входов назвали также входом, а два других входа назвали управлением и механизмами.
В стандарте IDEF0 c помощью входа показывают объекты – информационные и материальные потоки, которые преобразуются в бизнес-процессе. С помощью управления показывают объекты – материальные и информационные потоки, которые не преобразуются в процессе, но нужны для его выполнения. С помощью механизмов стали показывать механизмы, при помощи которых бизнес-процесс реализуется: технические средства, люди, информационные системы и т.д. Выход бизнес-процесса, описанного в стандарте IDEF0, полностью соответствует по смыслу выходу процесса, описанному при помощи DFD-схемы.
Четыре типа объектов, применяемых для описания входов и выходов в стандарте IDEF0, в английском варианте образуют сокращение ICOM и на схеме IDEF0 размещаются в строго отведенных местах относительно работ, которые называются функциональными блоками.
Давайте рассмотрим в системе IDEF0 пример бизнес-процесса «Выточить деталь», который выполняет токарь. Входом процесса является заготовка, из которой вытачивается деталь – она физически преобразуется в процессе. Для того, чтобы токарь начал точить деталь, ему нужно дать задание или план. Также ему понадобится чертеж с размерами детали. Так вот, чертеж, задание или план нужны для реализации бизнес-процесса, и процесс без них не начнется, но по ходу выполнения процесса они не преобразуются.
Согласно стандарту IDEF0 их относят к управлению. Для того, что бы выточить деталь нужен токарь, нужен станок – их относят к механизмам. Выходом или результатом бизнес- процесса является деталь.


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Стандарт IDEF0 получил большое распространение в США и активно используется в России. Но в виду того, что в стандарте IDEF0 появилась дополнительная аналитика по сравнению с классическим DFD-стандартом, схемы бизнес-процессов, получаемые при описании в стандарте IDEF0 выглядят более сложными с точки зрения менеджеров компании – у них ведь не так много свободного времени. Данная сложность часто приводит к тому, что менеджеры, особенно высшего уровня, которые должны принимать активное участие в проекте по описанию и оптимизации деятельности компании,
«отказываются» от работы с IDEF0. В данном случае IDEF0 - является излишне информационно насыщенным и сложным стандартом.
Второй недостаток стандарта IDEF0 заключается в том, что он дает больше поводов и возможностей сторонникам сопротивлений изменениям притормозить проект по описанию и оптимизации бизнес-процессов и дискредитировать его идею. Это также обусловлено усложненной аналитикой стандарта IDEF0, которая часто дает повод задуматься и задавать следующие вопросы: «А правильно ли, что этот объект отнесен ко входу?
Может его лучше отнести к управлению?»
Тем не менее, стандарт IDEF0 имеет большое распространение в России, так как по нему существует много книг и различных информационно-методических материалов.
Также существуют программные продукты, поддерживающие данный стандарт, овладеть которым несложно.
Практика показала, что стандарт IDE 0 целесообразно использовать в проектах по описанию и оптимизации локальных бизнес-процессов, в небольших проектах в которых больше участвуют и принимают решения специалисты предметных областей, а руководители высшего уровня привлекаются для принятия решений по минимуму.
На рисунке приведена диаграмма IDEF0 верхнего уровня бизнес-процесса «Увольнение сотрудника».

Методология IDEF3
Стандарт IDEF0, который был рассмотрен ранее, является развитием классического DFD–подхода и предназначен для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Для описания временной последовательности и алгоритмов выполнения работ стандарт IDEF0 не подходит. Для решения этой задачи стандарт IDEF0 получил дальнейшее развитие в результате чего был разработан стандарт IDEF3, который входит в семейство стандартов IDEF.
Стандарт IDEF3 в свою очередь является развитием WFD–подхода и предназначен для описания бизнес-процессов нижнего уровня. Он содержит объекты – логические операторы, с помощью которых показывают альтернативы и места принятия решений в бизнес-процессе, а также объекты – стрелки с помощью которых показывают временную последовательность работ в бизнес-процессе.
В отличие от классической методологии WFD в стандарте IDEF3 связи между работами делятся на три типа.
Название связи
Вид связи
Смысл связи
Связь предшествования
Обозначает, что вторая работа начинает выполняться после завершения первой работы


Связь отношения
Обозначает, что вторая работа может начаться и даже закончиться до того момента, когда закончится выполнение первой работы
Связь потоков объектов
Данный тип связи обозначает одновременно как временную последовательность работ, так и сам материальный, либо информационный поток. В данном примере вторая работа начинает выполняться после завершения первой работы. При этом выходом первой работы является объект, название которого надписано над стрелкой (в данном примере документ).
Эта связь также обозначает, что объект, порождаемый первой работой, используется в последующих работах
Помимо наличия нескольких типов связей между работами в стандарте IDEF3 логические операторы, которые в данном случае называются перекрестками, также делятся на несколько типов:
"Исключающий
ИЛИ",
"И" и "ИЛИ".
Перекресток "Исключающий ИЛИ" обозначает, что после завершения работы "A", начинает выполняться только одна из трех расположенных параллельно работ B, С или D в зависимости от условий 1, 2 и 3. Перекресток "И" обозначает, что после завершения работы "A", начинают выполняться одновременно три параллельно расположенные работы B, С и D. Перекресток "ИЛИ" обозначает, что после завершения работы "A", может запуститься любая комбинация трех параллельно расположенных работ B, С и D.
Например, может запуститься только одна из них, могут запуститься три работы, а также могут запуститься двойные комбинации В и С, либо C и D, либо B и D. Перекресток "Исключающий ИЛИ" является самым неопределенным, так как предполагает несколько возможных сценариев реализации бизнес-процесса и применяется для описания слабо формализованных ситуаций.

Перекрестки "И" и "ИЛИ" подразделяются еще на два подтипа – синхронные и асинхронные. Перекрестки синхронного типа обозначают, что работы В, С и D запускаются одновременно после завершения работы A. Перекрестки асинхронного типа требований к одновременности не предъявляют.
Название
перекрестков
Обозначение
перекрестков
Смысл перекрестков
Схема расхождения
Схема схождения
"Исключающий
ИЛИ"
Только одна последующая работа запускается
Только одна предшествующая работа должна быть завершена
"И"
Асин-
хронный
Все последующие работы запускаются
Все предшествующие работы должны быть завершены

Син-
хронный
Все последующие работы запускаются одновременно
Все предшествующие работы должны быть завершены одновременно
"ИЛИ"
Асин-
хронный
Одна или несколько последующих работ запускаются
Одна или несколько предшествующих работ должны быть завершены
Син-
хронный
Одна или несколько последующих работ запускаются одновременно
Одна или несколько предшествующих работ должны быть завершены одновременно
Последним отличием стандарта IDEF3 от классической методологии WFD является использование на схеме бизнес-процесса такого элемента как "объект ссылки", с помощью которых показывается прочая важная информация, которую целесообразно зафиксировать при описании бизнес-процесса.
Методология ARIS
Одной из современных методологий бизнес-моделирования, получившей широкое распространение в России является методология ARIS, которая расшифровывается как
Architecture of Integrated Information Systems - проектирование интегрированных информационных систем.
Методология ARIS на данный момент времени является наиболее объемной и содержит около 100 различных бизнес-моделей, используемых для описания, анализа и оптимизации различных аспектов деятельности организации. Часть моделей методологии
ARIS используются в настроечном модуле интегрированной информационной системы
SAP/R3, который применяется при внедрении системе и ее настройке на деятельности компании. В виду большого количества бизнес-моделей методология ARIS делит их на четыре группы.
Группа "Оргструктура".
Состоит из моделей с помощью которых описывается организационная структура компании, а также другие элементы внутренней инфраструктуры организации.
Группа "Функции".
Состоит из моделей, используемых для описания стратегических целей компании, функций и прочих элементов функциональной деятельности организации.
Группа. "Информация".
Состоит из моделей с помощью которых описывается информация, используем ая в деятельности организации.
Группа "Процессы".
Состоит из моделей, используемых для описания бизнес-процессов, а также различных взаимосвязей между структурой, функциями и информацией.


Большим преимуществом методологии ARIS является эргономичность и высокая степень визуализации бизнес-моделей, что делает данную методологию удобной и доступной в использовании всеми сотрудниками компании, начиная от топ-менеджеров и заканчивая рядовыми сотрудниками. В методологии ARIS смысловое значение имеет цвет, что повышает восприимчивость и читабельность схем бизнес-моделей. Например, структурные подразделения по умолчанию изображаются желтым цветом, бизнес- процессы и операции - зеленым. Помимо большего количества моделей по сравнению с другими методологиями, методология ARIS имеет наибольшее количество различных объектов, используемых при построении бизнес-моделей, что увеличивает их аналитичность. Например, материальные и информационные потоки на процессных схемах обозначаются разными по форме и цвету объектами, что позволяет быстро определить тип потока.
Несмотря на большее количество моделей в методологии ARIS в проектах по описанию и оптимизации деятельности в общем случае их используется не более десяти.
Методология ARIS позиционирует себя как конструктор, из которого под конкретный проект в зависимости от его целей и задач разрабатывается локальная методология, состоящая из небольшого количества требуемых бизнес-моделей и объектов. В общем случае практика показала, что в проектах наиболее часто используются модели, приведенные в таблице.

Название модели
Описание
и
предназначение
модели
Английский
вариант
Русский вариант
1. OD-Objective diagram.
Диаграмма целей. Модель описывает стратегические цели компании и их взаимосвязь с другими элементами организации.
2. PST-
Product/Service tree.
Дерево продуктов и услуг.
Модель описывает продукты и услуги, производимые компанией и их взаимосвязь с другими элементами организации.

3. FT-Function tree.
Дерево функций. Модель описывает функции, выполняемые в компании и их иерархию.
4. FAD-Function allocation diagram.
Диаграмма окружения процесса.
Процессная модель описывает окружение бизнес-процесса.
5. VACD-Value added chain diagram.
Диаграмма цепочки добавленной стоимости.
Процессная модель - прототип классического стандарта DFD.
Применяется для описания бизнес- процессов верхнего уровня.
6. PSM - Process selection matrix.
Матрица выбора процесса.
Процессная модель - прототип классического стандарта DFD.
Является альтернативой модели
VACD и применяется для описания бизнес-процессов верхнего уровня.
7. eEPC
-
Extended event driven Process
Chain.
Расширенная цепочка процессов, управляемая событиями.
Процессная модель прототип классического стандарта WFD.
Применяется для описания бизнес- процессов нижнего уровня.
8. ORG
-
Organizational chart.
Модель организационной структуры.
Модель описывает организационную структуру компании.
9. ASTD-
Application system type diagram.
Диаграмма типов информационных систем.
Модель описывает структуру информационных систем, используемых в компании.
Модель "Диаграмма целей" - OD применяется для описания стратегических целей компании, их иерархической упорядоченности, а также связей целей с продуктами и услугами, производимыми компанией и бизнес-процессами, поддерживающими их производство
Модель "Дерево продуктов и услуг" - PST применяется для описания продуктов и услуг, производимых в компании, а также и связи со стратегическими целями компании, бизнес-процессами, поддерживающими их производство
Модель "Дерево функций" - FT описывает функции, выполняемые в компании и их иерархию. Данная модель часто применяется для для построения дерева бизнес- процессов компании
Модель "Диаграмма окружения процесса" - FAT позволяет описать окружение или границы бизнес-процесса, показывая его входы, выходы, поставщиков и клиентов
Модель "Диаграмм цепочки добавленной стоимости" - VACD является прототипом классического DFD-стандарта и используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Дополнительным отличием данной и других процессных моделей