Файл: Практикум по дисциплине Моделирование бизнес процессов Методические указания к лабораторным работам для студентов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
является то, что информационные и материальные потоки на схеме VACD изображаются не стрелками, а объектами. При этом для каждого типа потока используется свой объект.
На модели VACD методологии ARIS в отличие от классического подхода также используется логические связи между работами, которые позволяют отобразить логическую последовательность выполнения работ. В качестве одного из вариантов логической последовательности может выступать временная последовательность выполнения работ, что характерно для классического подхода WFD.
Модель "Extended event driven Process Chain" - eEPCявляется прототипом классического WFD-стандарта и используется для описания бизнес-процессов нижнего уровня. Дополнительным отличием eEPC-модели от классической WFD-схемы является наличие на модели объекта, который называется событием. С помощью событий изображается факт, время или событие инициирующие начало выполнения работ процесса, а также факт или время их завершения.
Модель "Матрица выбора процесса" - PSM является прототипом классического
DFD-стандарта и используется как альтернатива для модели VACD. Матрица выбора процессов по отношению к диаграмме цепочки добавленной стоимости является с одной стороны более упрощенным вариантом описания процесса, с другой стороны данная
На модели VACD методологии ARIS в отличие от классического подхода также используется логические связи между работами, которые позволяют отобразить логическую последовательность выполнения работ. В качестве одного из вариантов логической последовательности может выступать временная последовательность выполнения работ, что характерно для классического подхода WFD.
Модель "Extended event driven Process Chain" - eEPCявляется прототипом классического WFD-стандарта и используется для описания бизнес-процессов нижнего уровня. Дополнительным отличием eEPC-модели от классической WFD-схемы является наличие на модели объекта, который называется событием. С помощью событий изображается факт, время или событие инициирующие начало выполнения работ процесса, а также факт или время их завершения.
Модель "Матрица выбора процесса" - PSM является прототипом классического
DFD-стандарта и используется как альтернатива для модели VACD. Матрица выбора процессов по отношению к диаграмме цепочки добавленной стоимости является с одной стороны более упрощенным вариантом описания процесса, с другой стороны данная
модель содержит дополнительные объекты, позволяющие показать другие аспекты бизнес- процесса. Простота матрицы выбора бизнес-процессов связана с тем, что на данной модели не показываются информационные и материальные потоки. Что касается других аспектов, то данная модель позволяет на одной схеме компактно и наглядно показать различные варианты выполнения бизнес-процесса, который описывается. Соответственно матрицу выбора процессов целесообразно применять вместо диаграммы цепочки добавленной стоимости в случаях, когда описываемый бизнес-процесс имеет несколько вариантов исполнения, каждый из которых ложится базовую схему.
Модель "Организационная структура" - ORG используется для описания организационной структуры компании. На данной модели изображаются структурные подразделения, группы, должности, роли и прочие элементы организационной структуры и связи между ними
Модель "Диаграмма типов информационных систем" - ASTD используется для описания структуры информационных систем, используемых в компании. На данной модели показываются типы и модули информационных систем, программные продукты, взаимосвязь между ними и бизнес-процессами организации, которые они автоматизируют.
Модель и нотация бизнес-процессов (BPMN, Business Process Model and Notation)
Это методология моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов.
Разработана Business Process Management Initiative (BPMI), с 2005 г. поддерживается и развивается Object Management Group (OMG). В отличие от других методологий бизнес- моделирования, имеющих статус «фирменного» (
EPC
) или «национального» (
IDEF0
) стандарта, BPMN получила «международный» статус – Международная организация по стандартизации опубликовала стандарт «ISO/IEC 19510:2013. Information technology -
Object Management Group. Business Process Model and Notation».
Основной целью BPMN является обеспечение доступной нотацией описания бизнес-процессов всех пользователей: от аналитиков, создающих схемы процессов, и разработчиков, ответственных за внедрение технологий выполнения бизнес-процессов, до руководителей и обычных пользователей, управляющих этими бизнес-процессами и отслеживающих их выполнение. Таким образом, BPMN нацелен на устранение расхождения между моделями бизнес-процессов и их реализацией.
По заявлению разработчиков стандарта BPMN, он вобрал в себя лучшие идеи, что имеются в следующих нотациях и методологиях моделирования:
- UML (Unified Modeling Language, Унифицированный язык моделирования):
- IDEF (SADT);
- EPC.
В стандарте также отмечается, что для большей читабельности и гибкости в методологии BPMN продолжены традиции блок-схем.
Поддержка и дальнейшее развитие BPMN организацией OMG наложило свой
«отпечаток» на данную методологию. Одним из ключевых направлений OMG является продвижение UML, предназначенного для моделирования объектно-ориентированных систем. В связи с этим, в BPMN при моделировании (разработке диаграмм), помимо понятий и концепций структурного подхода (действие, поток управления, объект данных и
Модель "Организационная структура" - ORG используется для описания организационной структуры компании. На данной модели изображаются структурные подразделения, группы, должности, роли и прочие элементы организационной структуры и связи между ними
Модель "Диаграмма типов информационных систем" - ASTD используется для описания структуры информационных систем, используемых в компании. На данной модели показываются типы и модули информационных систем, программные продукты, взаимосвязь между ними и бизнес-процессами организации, которые они автоматизируют.
Модель и нотация бизнес-процессов (BPMN, Business Process Model and Notation)
Это методология моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов.
Разработана Business Process Management Initiative (BPMI), с 2005 г. поддерживается и развивается Object Management Group (OMG). В отличие от других методологий бизнес- моделирования, имеющих статус «фирменного» (
EPC
) или «национального» (
IDEF0
) стандарта, BPMN получила «международный» статус – Международная организация по стандартизации опубликовала стандарт «ISO/IEC 19510:2013. Information technology -
Object Management Group. Business Process Model and Notation».
Основной целью BPMN является обеспечение доступной нотацией описания бизнес-процессов всех пользователей: от аналитиков, создающих схемы процессов, и разработчиков, ответственных за внедрение технологий выполнения бизнес-процессов, до руководителей и обычных пользователей, управляющих этими бизнес-процессами и отслеживающих их выполнение. Таким образом, BPMN нацелен на устранение расхождения между моделями бизнес-процессов и их реализацией.
По заявлению разработчиков стандарта BPMN, он вобрал в себя лучшие идеи, что имеются в следующих нотациях и методологиях моделирования:
- UML (Unified Modeling Language, Унифицированный язык моделирования):
- IDEF (SADT);
- EPC.
В стандарте также отмечается, что для большей читабельности и гибкости в методологии BPMN продолжены традиции блок-схем.
Поддержка и дальнейшее развитие BPMN организацией OMG наложило свой
«отпечаток» на данную методологию. Одним из ключевых направлений OMG является продвижение UML, предназначенного для моделирования объектно-ориентированных систем. В связи с этим, в BPMN при моделировании (разработке диаграмм), помимо понятий и концепций структурного подхода (действие, поток управления, объект данных и
т.д.), используются такие характерные для объектно-ориентированного подхода понятия, как сообщение, обмен сообщениями и поток сообщений.
Элементы (символы) графической нотации BPMN по назначению объединены в категории:
- объекты потока (Flow Objects);
- данные (Data);
- зоны ответственности (Swimlanes);
- соединяющие элементы (Connecting Objects);
- артефакты (Artifacts).
В следующей таблице приведены символы нотации BPMN и их базовое изображение.
№ п/п
Символ
Наименование Примечания
1. СИМВОЛЫ ОБЪЕКТОВ ПОТОКА
1.1
Событие
(Event)
Факт
(ситуация, набор условий или обстоятельств), который активирует или оказывает влияние на дальнейшее развитие одного или более процессов.
Событие инициируют действия или являются их результатами.
В отличие от функции, выполнение которой занимает определенный промежуток времени, событие относится к конкретной точке во времени.
1.2
Действие, деятельность
(Activity)
Действие или набор действий, выполняемых исполнителем в ходе процесса. Помимо наименования действия вверху и внизу символа могут указываться имена участников.
1.3
Шлюз, логический оператор
(Gateway)
Используется для обозначения слияния и/или ветвления потока событий и действий.
2. СИМВОЛЫ ДАННЫХ
2.1
Объект данных
(Data Objects)
Товарно-материальные ценности (ТМЦ) или информация, используемые или получаемые в результате действий.
2.2
Хранилища данных
(Data Stores)
База данных или ее фрагмент, содержащий информацию для выполнения действий.
Элементы (символы) графической нотации BPMN по назначению объединены в категории:
- объекты потока (Flow Objects);
- данные (Data);
- зоны ответственности (Swimlanes);
- соединяющие элементы (Connecting Objects);
- артефакты (Artifacts).
В следующей таблице приведены символы нотации BPMN и их базовое изображение.
№ п/п
Символ
Наименование Примечания
1. СИМВОЛЫ ОБЪЕКТОВ ПОТОКА
1.1
Событие
(Event)
Факт
(ситуация, набор условий или обстоятельств), который активирует или оказывает влияние на дальнейшее развитие одного или более процессов.
Событие инициируют действия или являются их результатами.
В отличие от функции, выполнение которой занимает определенный промежуток времени, событие относится к конкретной точке во времени.
1.2
Действие, деятельность
(Activity)
Действие или набор действий, выполняемых исполнителем в ходе процесса. Помимо наименования действия вверху и внизу символа могут указываться имена участников.
1.3
Шлюз, логический оператор
(Gateway)
Используется для обозначения слияния и/или ветвления потока событий и действий.
2. СИМВОЛЫ ДАННЫХ
2.1
Объект данных
(Data Objects)
Товарно-материальные ценности (ТМЦ) или информация, используемые или получаемые в результате действий.
2.2
Хранилища данных
(Data Stores)
База данных или ее фрагмент, содержащий информацию для выполнения действий.
2.3
Сообщение
(Message)
Отражает факт передачи информации между участниками процесса.
3. СИМВОЛЫ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1
Пул, участник
(Pool,
Participant)
Структурное подразделение, которому поручено выполнение действия
(фирма, организация, отдел, служба).
3.2
Дорожка
(Lane)
Должность исполнителя или роль субъекта, которому поручено выполнение действия.
Составная часть организационной единицы.
4. СИМВОЛЫ СОЕДИНЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ (ЛИНИЙ)
4.1
Поток операций, поток управления
(Sequence
Flow)
Задает последовательность
(до-после) возникновения событий и выполнения действий.
4.2
Поток сообщений
(Message Flow)
Отражает информационный обмен между участниками процесса. Обычно соединяет действия и/или пулы двух участников процесса.
Тема 3. Моделирование деятельности организации
Лабораторная работа 3. Процессный подход в организации
Цели и содержание лабораторной работы: сформировать умение внедрять процессный подход в организации.
На основе результатов предыдущей работы разработать комплекс мероприятий по внедрению процессного подхода в организации, разработать необходимую регламентирующую документацию, подобрать соответствующее ПО по управлению бизнес-процессами, предложить мероприятия по адаптации и обучению персонала работе в новых условиях.
Результаты лабораторной работы (практикума):
Комплекс мероприятий по внедрению в практику разработанных моделей бизнес- процессов.
Порядок выполнения работы
1. Изучить предлагаемый теоретический материал.
2. Определить цели внедрения процессного подхода.
3. Определить внешних клиентов организации и входы и выходы для организации в целом.
4. Составить перечень основных процессов, формирующих внешние выходы. В результате внешние входы и внешние выходы должны быть привязаны к основным процессам.
5. Определить внутренние входы и выходы каждого процесса и недостающие вспомогательные процессы.
6. Описать каждый процесс в виде набора функций.
7. Распределить полученные функции по подразделениям организации.
8. Составить регламенты по каждому бизнес-процессу. Сформировать матрицы ответственности.
9. Оформить отчет об итогах проделанной работы, указав в нем составленные схемы и таблицы с необходимыми пояснениями.
Теоретические сведения
Постановка целей описания бизнес-процессов
Руководители хотят разобраться:
• Как идет работа
• Где снижается эффективность
• Где возникают финансовые потери
• Как организован документооборот и т.д.
Т.е., с помощью моделей бизнес-процессов руководитель хочет эффективнее управлять организацией.
Сама по себе модель процесса не является инструментом управления!
Результат
первого
этапа: перечень целей, определенных руководством организации.
Результат второго этапа: детализация поставленных целей
(желательно, чтобы можно было применять количественные
Результат
четвертого и пятого
этапов: согласованный проект по улучшению работы организации.
показатели достижимости цели).
Результат
третьего
этапа: согласование целей с руководством и расстановка приоритетов. При необходимости проект возвращается на доработку.
Пример. Бизнес-процесс сбыта готовой продукции.
Как определить цели проекта на основе существующих проблем?
Результат
третьего
этапа: согласование целей с руководством и расстановка приоритетов. При необходимости проект возвращается на доработку.
Пример. Бизнес-процесс сбыта готовой продукции.
Как определить цели проекта на основе существующих проблем?
1. Руководитель ставит цель и тем самым очерчивает границы процесса.
2. Рабочая группа составляет «эскизное» описание процесса и ищет в нем проблемы.
3. Рабочая группа определяет для каждой проблемы показатели и рассчитывает их текущие значения.
4. Рабочая группа определяет целевое значение каждого показателя, к которому следует стремиться.
5. Руководство утверждает целевые значения и т.о. получается цель проекта.
Пример.
Этап 1. Определяем границы: процесс сбыта.
Этап 2. Находим составляющие процесса и проблемы в них (интервьюривание, анкетирование и т.д.)
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Этап 3. Определяем показатели в проблемных составляющих, их единицы измерения.
Этап 4. Определяем целевые значения показателей (конкуренты, пожелания потребителей, финансовый анализ).
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Этап 5. Получаем перечень целей: обеспечить достоверность маркетингового прогноза 20%, и.т.д.
Организация работы по описанию бизнес-процессов.
I.
Ускоренный вариант (несколько месяцев). Подходит для улучшения работы отдельных бизнес-процессов. В будущем при попытке создать единую систему управления в организации могут возникнуть конфликты между проектами по отдельным процессам.
II.
Полный вариант (от 1,5 до 2-х лет). Ориентирован на создание процессной системы управления всей организацией.
Ускоренный вариант
Шаг 1. Определить внешних клиентов организации и входы и выходы для организации в целом.
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Шаг 2. Составить перечень основных процессов, формирующих внешние выходы.
В результате внешние входы и внешние выходы должны быть привязаны к основным процессам.
Шаг 3. Определить внутренние входы и выходы каждого процесса и недостающие вспомогательные процессы.
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Шаг 4. Описать каждый процесс в виде набора функций.
Шаг 5. Распределить полученные функции по подразделениям организации.
Шаг 6. Детально описать каждый процесс с помощью выбранной методики (IDEF,
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
ARIS, BPMN и т.д.)
Шаг 7. Составить регламенты по каждому бизнес-процессу. Сформировать матрицы ответственности.
Полный вариант
Шаг 1. Определить внешних клиентов организации и входы и выходы для организации в целом.
Шаг 2. Привязать полученные входы и выходы к подразделениям организации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Шаг 3. Определить внутренние входы и выходы для каждого подразделения организации.
Шаг 4. Определить перечень функций, выполняемых в каждом подразделении.
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Шаг 5. Для каждого подразделения сгруппировать функции по процессам, формирующим выходы. Привязать к этим процессам входы.
Шаг 6. Используя входы и выходы между подразделениями, сгруппировать бизнес-процессы подразделений в бизнес-процессы организаций.
Шаг 7. Сформировать матрицы ответственности по каждому подразделению. На их основе составить матрицы ответственности бизнес-процессов организации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Составляющие процесса
Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Для того, чтобы процесс прошел в управляемых условиях,
в распоряжении владельца процесса должны быть все составляющие!
Схема процесса, управляемого владельцем.
Владелец процесса непрерывно или с установленной периодичностью контролирует
ход процесса и принимает управленческие решения в случаях отклонения параметров
процесса от их заданных значений.
Наложение функций по управлению процессом на цикл PDCA.