Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокомментируем наше тематическое планирование.

Первый и второй уроки посвящены раннему романтическому рассказу Максима Горького. Выясняется понятие «романтизм». Проверяется знание учащимися биографии Горького (зачитывание учащимся заранее подготовленного реферата), текста рассказа, проблематики и композиции рассказа.

Третий урок посвящён истории создания пьесы, анализу героев. Проверяется знание учащимися текста пьесы, понимание ими философско-эстетической проблематики, конфликтов, споров, вызванных появление в ночлежке Луки. На уроке осуществляется работа по теории литературы. Учащиеся разбирают афишу пьесы, этимологию имен героев. Производится также работа с текстом, зачитываются отрывки из него.

На четвертом и пятом уроках выясняется позиция героев пьесы и отношение автора к вопросу о правде. Это позволяет лучше понять текст, его проблематику. Проводится аналитическая беседа с элементами дискуссии. Учитель создает на уроке проблемную ситуацию, чтобы побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных позициях Сатина, Луки, Бубнова. Зачитываются реплики героев из текста, а учащиеся угадывают, кому они принадлежат. Предлагается работа с текстом пьесы по выявлению противоречий о образах героев. Выразительное чтение эпизодов из пьесы.

На шестом уроке проводится подготовительная работа к сочинению по творчеству Горького. Даются аннотированные темы для сочинений. Письменная работа.

    1. Изучение пьесы Максима Горького «На дне»

В программу по литературе для 11 класса из драматических произведений Горького включена пьеса на «На дне». Это не исключает возможности остановиться в обзорном порядке на других драмах Горького, на пьесах послереволюционного периода для выяснения роли, которую они сыграли в борьбе за революционное преобразование жизни и места, какое они заняли в творческом пути писателя. При изучении данной темы одним из наиболее трудных вопросов в методическом отношении как раз и является вопрос о том, в каком объёме давать общий обзор драматургии Горького и на каких особенностях драматургии останавливаться, чтобы показать учащимся великого русского писателя и как продолжателя традиций драматургии Чехова, и как новатора, раскрывшего в своих драматических произведениях ряд существенных черт исторического процесса.


Говоря о драматургии Горького, естественно прежде всего необходимо сообщить учащимся, что Горький в период между 1901-1906 гг. написал ряд пьес и что переход его к драматургии не случаен.

Учащиеся 11 класса из уроков истории знают, как проходила классовая борьба в начале века. Поэтому можно в беседе с ними ограничиться только некоторыми общими положениями, говорящими о том, что Горький в это время уже сумел понять свои задачи художника.

Горький, который вырастает к этому времени и политически, и творчески, видит бурное движение народа под руководством рабочего класса, пробуждение революционного сознания масс, появление нового героя – рабочего-революционера, жаждущего перестроить жизнь. Горький видит появление нового читателя и понимает, какую великую идейно-воспитательную и революционизирующую силу представляет собой литература и, следовательно, как велика ответственность писателя перед этим новым читателем. «Вокруг нас, – писал Горький, – закипает жизнь, пробуждающая новые сознания, возникают новые смелые запросы, нарождается новый человек, он же читатель, пытливый, жадный до книги. Это читатель требует ответ на коренные вопросы жизни и духа, он хочет знать, где правда, справедливость, где искать друзей, кто враг».17

Основное содержание пьес Горького составляют вопросы социально-политической борьбы, трактуемые им в широком философском плане. Он изображает наиболее типичные конфликты современной действительности, отражающие самые существенные противоречия жизни. Пьесы носят полемический характер, показывая непримиримость борьбы антагонистических социально-исторических сил и неодолимую силу нового.

Горький чрезвычайно высоко ставил драматургическое мастерство Чехова. Он учился у Чехова его умению всесторонне и правдиво изображать жизнь на сцене, показывать жизнь такой, какова она есть, избегая искусственности, театральности, ненужных, выдуманных, эффектов.

До изучения пьесы «На дне » в классе, следует, очень кратко вспомнив историческую обстановку предреволюционной эпохи, указать учащимся, насколько актуальным и политически важным в данных условиях был вопрос о страшном явлении – все растущем количестве босяков в стране. После каждого неурожая деревня выбрасывала массу разорившихся, обнищавших крестьян, которые бродили по стране в поисках заработка. Некоторые из них переходили в число фабричных рабочих, некоторые становились странствующими чернорабочими, некоторые опускались на «дно».



Тема босячества уже в предшествующие годы волновала Горького. Пьеса «На дне» написана в 1902 г. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “люмпен-пролетариат”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что эти люди – неизлечимы». 18

Полезно познакомить учащихся не только с историей создания пьесы, но и с историей ее постановки. Она была разрешена к постановке только в Художественном театре. Тогдашние цензоры считали пьесу не сценичной и рассчитывали на ее провал. Однако, пьеса имела огромный успех. Учащимся следует рассказать о той роли, которую сыграл художественный театр в постановке пьесы Горького, и рассказать о проделанной театром работе. Рассказав учащимся об успехе пьесы можно поставить перед ними вопрос: чем же был вызван этот успех?

Работу над пьесой не следует начинать с громкого чтения по ролям. Учащиеся не могут еще даже в очень приблизительной степени воссоздать нужные образы, поскольку они еще не поняты, и найти нужный тон для чтения. Широко используя текст при работе, следует прочитывать лишь отбельные цитаты или небольшие отрывки, а чтение целых сцен или действий может быть проведено после анализа, когда учащиеся уже представляют себе, как им надо читать.

Приступая к анализу пьесы, целесообразно воссоздать ряд зрительных и слуховых образов пьесы, чтобы они в полном смысле слова представили бы себе картину «дна». Это важно при работе над произведением драматическим. Драматическое произведение написано для сцены, оно должно быть сыграно, его надо увидеть и услышать, чтобы оно действительно ожило и могло быть понятно. Если учащиеся не сумеют мысленно себе представить, увидеть «подвал, похожий на пещеру», «закопченные с обвалившейся штукатуркой» в ночлежке, а в 3-м действии – узкого прохода между серой стеной дома и красной кирпичной стеной брандмауера, куда выходят из своего подвала ночлежки погулять, где Васька Пепел убивает Костылева и вешается Актер, то они не почувствуют всего ужаса жизни на «дне».

Чтобы понять идейное содержание пьесы, необходимо рассмотреть всю систему образов в целом и каждый образ в отдельности.


Система образов в пьесе разнообразна: среди персонажей нет ни главных, ни второстепенных героев. Чтобы понять каждого героя, нельзя ограничиться рассмотрением лишь его настоящего, тех действий и поступков, которые показаны в пьесе. Надо понять и его прошлое, т.е. социальные причины, которые привели его на «дно».

Все действующие лица резко распадаются на две основные линии: босяки-ночлежники – и хозяева ночлежки, мелкие собственники, мещане.

Последовательность анализа образов может быть различной, но естественно остановиться на образах Луки и Сатина после рассмотрения образов всех остальных ночлежников не только потому, что образы Луки и Сатина труднее других для понимания учащихся, но и потому, что анализ этих образов поможет ответить на многие вопросы, которые возникнут в процессе работы. Анализируя отдельные сцены произведения, необходимо показать учащимся удивительное языковое мастерство Горького и ту роль, которую играет речевая характеристика героев для раскрытия их образов.

В процессе работы над анализом произведения в классе целесообразнее постепенно подводить учащихся к разрешению той или иной проблемы и лишь в конце работы привести их к завершающему выводу – в чем же идейное содержание произведения в целом. В противном случае эти выводы не становятся результатом раскрытия образов самого произведения, а воспринимаются учащимися схематически.

Исходя из данного соображения, можно прежде всего показать учащимся, что судьбы всех этих людей являются грозным обвинением капиталистическому строю и что именно капиталистический строй – причина бедствий всех этих людей. На этих этапах не следует еще затрагивать вопроса о том, как и в чем искать выход из создавшегося положения, кто из героев предлагает правильный путь и чей путь должен быть осужден.

Анализируя ряд сцен, учащиеся убеждаются, что Васька Пепел, вор по профессии, человек в глубине души страстно мечтающий об иной жизни, – сильная, широкая натура; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер – безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время – мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Эти и другие герои ночлежки не удовлетворены своей жизнью. Под толстым покровом многих пороков они хранят в глубине души, в святыне своего сердца что-то человеческое.


Часто анализ произведения начинается с вопроса о композиции. При анализе пьесы «На дне» вряд ли стоит это делать, так как и экономнее в смысле времени и более обоснованно в смысле последовательности работы, в виду своеобразия и всей системы образов пьесы, поставить этот вопрос после того, как учащиеся уже частично разобрались в этих особенностях. Подбирая материал для работы над анализом образов ночлежников, из которых пока еще не проанализированы только образы Луки и Сатина, учащиеся хорошо овладевают сюжетом пьесы, а следовательно, делают и ряд наблюдений над ее позицией. Стержнем пьесы является столкновение мировоззрений героев.

В работе с учащимися образ Сатина следует анализировать последним, чтобы уже после этого сделать вывод об идейном содержании произведения в целом. Трудность образа Сатина для понимания учащихся в том, сам Сатин никак не является тем положительным героем, который может указать людям «дна» путь для изменения их жизни и сам последовательность по этому пути. Но те слова, которые он произносит, слова, полные революционного призыва и высокой патетики, являются разрешением поставленных вопросов.

Сам Сатин – скептик и индивидуалист. Он заражен анархическими настроениями и неспособен к труду. Он пьяница и шулер. Жизнь на «дне» ожесточила его. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой, но все же он выделяется из среды других босяков своим умом, относительной образованностью и широтой натуры. В речи Сатина, так же как и в речи Луки, очень много афоризмов. Тот острый идейный конфликт, который и является основной пружиной всей пьесы, резче всего выражается в высказываниях Луки и Сатина. Именно они прибегают к большому количеству афоризмов, которые вообще характерны для языка Горького и которые с особой остротой и убедительностью помогают раскрыть идейное содержание всего произведения. Опросы, поставленные Горьким в пьесе «На дне», имеют большую воспитательную значимость для учащихся средней школы. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что принцип, провозглашённый через Сатина Горьким: «Правда – бог свободного человека», характеризует весь творческий и жизненный путь Горького, и именно этот принцип позволяет ему ещё на заре пролетарских революционных выступлений понять, за какими силами будущее.

Вопросы, поставленные Горьким в пьесе «Н дне», имеют большую воспитательную значимость для учащихся средней школы. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что принцип, провозглашенный через Сатина Горьким: «Правда – бог свободного человека», характеризует весь творческий и жизненный путь Горького.