Файл: Развитие мышления в дошкольном возрасте 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на то, что память в жизни человека проходит долгий путь развития, именно в период детства ребёнок с необыкновенной легкостью запоминает самую разнообразную информацию, тем более, если она находит у него эмоциональный отклик. Не последнюю роль играет образный ряд, который помогает запоминать словесный материал. Включение памяти в развитии детей дошкольного возраста в этот период трудно переоценить. Именно память выводит психические функции и восприятие на новый уровень.

С развитием речи у детей возникает термин «понятия». Все чаще ребёнок начинает связывать внешние признаки предметов с их внутренним содержанием, опять же по типу того, которое в них вкладывают взрослые. Дети начинают осознанно контролировать свои действия, несмотря на то, что до этого у них преобладало непроизвольное поведение. Таким образом в развитии ребёнка наступает переход от предметного мышления к образному, логическому.

Осознавая свои переживания через положительные и отрицательные эмоции, ребёнок, тем самым, развивает самосознание, оценивает свои умения, качества физического и нравственного порядка. Познавательная и креативная деятельность ребёнка оказывается напрямую связана с развитием эмоциональной сферы, а значит и психики.

Игра, речь, мышление и оценка собственных действий непосредственным образом способствуют формированию и развитию произвольных психических процессов. В каком-то роде старший дошкольный возраст можно назвать «переходным», и он способен преподнести родителям ребёнка определенные сюрпризы. Психическое развитие ребёнка перестраивается от непроизвольных реакций и действий ребёнок переходит к осознанным, более мотивированным. Развитие ребёнка и его деятельности вносит свои коррективы в палитру психических состояний, возникает осознание качеств собственной личности, формируется мировоззрение и система моральных оценок. Развитие детей начинает двигаться от восприятия внешних раздражающих факторов к процессу самопознания. Именно в старшем дошкольном возрасте детская психика очень подвижна и родители должны отнестись к этому моменту в развитии ребёнка с особым вниманием и пониманием.



1.2. Мышление как предмет психического исследования



Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и воприятия и переходит к мышлении. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Словарь психологии АПА определяет мышление как «когнитивное поведение, в котором идеи, образы, ментальные представления и другие подобные гипотетические элементы мышления переживаются или манипулируются». Мышление – это и скрытый, и символический процесс, который позволяет формировать психологические ассоциации и создавать модели для понимания мира. Это считается скрытым процессом, видимым как наши мысли, и процессы, стоящие за их формированием, непосредственно не наблюдаются. Оно понимается как символическое, потому что мышление действует с использованием ментальных символов и представлений («APA Dictionary of Psychology», n.d.).

Швейцарский психолог Жан Пиаже, используя в качестве испытуемых собственных детей, придумал гениальные и простые эксперименты и показал, как происходит развитие когнитивного мышления. Он объяснял поведение с точки зрения действий и реакций индивида на адаптацию к окружающей среде.

В отличие от животных и птиц, люди имеют очень мало инстинктивных реакций и должны постоянно развивать новые способы и средства борьбы с окружающей средой. Ягненок или птенец, через несколько часов после рождения, знает, как убежать от опасности или отличить вещи, которые съедобны и несъедобны.

Напротив, новорожденный человеческий младенец часто не знает, что есть, а что нет, не говоря уже о том, чтобы распознавать опасность и даже не способен распознать мать. Но через три или четыре года ягненок или птенец вырастает в козу или курицу и достигает стадии, когда он может производить молоко или яйца.

Ребенок, хотя и не в полной мере способен заботиться о себе, тем не менее достигает стадии, когда он может бегать, говорить, учиться читать и так далее. Столкнувшись с опасностью
, такой как хулиган на детской площадке или бродячая собака, лающая и приближающаяся к ней, ребенок может выбрать любую реакцию - убежать (как ягненок), спрятаться за другим человеком, кричать и плакать, укоренившиеся в том же месте, или нападать, бросая грязь или камни.

Эта способность думать об альтернативах отличает человека от многих других животных. Ягненок рождается со многими сильными практическими инстинктами, в то время как младенец с немногими. Но в процессе развития человеческий ребенок усваивает разнообразные стратегии решения задач, дающие гораздо большую гибкость, чем ягненок. Это уникальная способность человека к адаптации.

Пиаже впервые заинтересовался человеческой адаптацией, когда наблюдал за игрой своих собственных детей. Он заметил, что то, как они подходили к экологическим проблемам, резко изменилось в разном возрасте. Он интересуется, улучшилась ли их координация или же старшие дети думают иначе, чем их младшие братья и сестры.

Пиаже стал увлеченным наблюдателем за детьми; он играл с ними, задавал вопросы об их деятельности, молча наблюдал за ними в течение нескольких часов вместе, когда они играли в одиночку и с другими. Он также разработал игры, которые показывали бы, как они думают. Постепенно он понял, что есть закономерность.

Перцептивное мышление – это простейшая форма мышления, которая в первую очередь использует наше восприятие – интерпретацию информации, поглощенной нашими чувствами, – для создания мыслей. Это также альтернативно известно как конкретное мышление, потому что наши мысли отражают наше восприятие конкретных объектов, точных интерпретаций или буквального значения языка, а не применяют другие концепции или идеи для расшифровки той же информации.

Концептуальное или абстрактное мышление относится к способности индивида формировать мысли о представленной ему информации с использованием сложных понятий и идей. Абстрактное мышление является критическим аспектом социальных взаимодействий и общения, поскольку оно позволяет людям изучать невербальные сигналы, понимать юмор, аналогии и другие символические представления. Способность мыслить таким образом обычно развивается в позднем детстве и подростковом возрасте. Абстрактные мыслители также хорошо справляются со стандартизированными тестами интеллекта.


Рефлексивное мышление используется, когда мы пытаемся решить сложные проблемы. Чтобы сделать это, наш мозг реорганизует весь наш опыт, относящийся к конкретной ситуации, в попытке связать опыт и идеи, чтобы найти жизнеспособные решения проблем, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому рефлексивное мышление можно понимать как интроспективный когнитивный процесс.

Критическое мышление является одним из самых сложных мыслительных процессов, который требует более высоких когнитивных навыков и способностей, таких как рефлексия и реконструкция мыслей и опыта, чтобы мы могли интерпретировать, анализировать, оценивать и делать выводы целенаправленным саморегулирующимся образом, который является непредвзятым. Критические мыслители должны отделить себя от присущих им предрассудков и систем убеждений, чтобы прийти к истине проблемы.

Мышление имеет основополагающее значение для процессов решения проблем и обучения. Люди должны приобрести соответствующие знания и опыт, чтобы развивать различные типы мышления, упомянутые в этой статье.

Развитие мышления требует, чтобы людям были предоставлены адекватные возможности для участия в здоровой и стимулирующей среде, которая способствует творческому, аналитическому и критическому мышлению. Свобода мысли необходима для развития абстрактного и творческого мышления. Такое мышление в противном случае тормозится при наличии узких и ненужных ограничений. Кроме того, понимание языка и понятий, которые он представляет, занимает центральное место в развитии мыслительных процессов. Язык очень символичен, как и само мышление. Поэтому мы не можем развивать сложные мысли, если мы не в состоянии расшифровать символы и образы. Крайне важно, чтобы мы обеспечивали развитие языка с раннего возраста, потому что в отсутствие понимания языка мы рискуем развить дефектные модели мышления, которые могут оказаться вредными.