Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети третьего года жизни легче находят себе занятия, когда игрушки находятся у них на виду, поэтому основная часть игрушек должна быть в их распоряжении. Новые или еще недостаточно освоенные пособия и дополнительные к имеющимся в группе игрушки находятся у воспитателя и выдаются по просьбе детей, например, разборные дидактические игрушки, части которых легко теряются, если дети ими пользуются бесконтрольно. В групповой комнате должны быть созданы удобные места для разных видов деятельности детей. Например, полочка с книжками расположена в хорошо освещенном месте, здесь же стоят стол и стульчики, сидя на которых дети рассматривают иллюстрации. Дети должны хорошо знать, что разборными игрушками, средним строительным материалом, а также настольно-печатными играми можно пользоваться только за столом.
Предметно-орудийная деятельность выступает психологическим условием развития наглядно-действенного мышления детей. Поэтому она организовываеся с помощью следующих игр, заданий и упражнений:
- игры на локализацию прикосновения. Например, ребенку предлагают: «Поймай киску». Ребенок закрывает глаза, а взрослый касается игрушкой ножки, коленки, головки ребенка. Ребенок должен «поймать киску»;
- упражнения на развитие зрительно-двигательной координации – учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов;
- задания, предполагающие обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное культурное значение: ложкой, чашкой, совком, ведёрком, лейкой;
- упражнения на выполнение соотносящих действий в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, которые побуждают к ориентировке в форме, величине, метоположению предметов и установления связи между ними;
- задания на совмещение фигурки с прорезью; здесь главное учить ребенка действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (доска Сегена, матрицы);
- упражнения в захватывании и переноске предметов разных по величине и форме («Собери мячики», «Собери кубики, колечки, палочки, шарики и т.п»);
- упражнения и игры по обучению детей орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях: «Достань конфетку», «Достань игрушки из банки» и т.п.;
- упражнения на узнавание предметов на ощупь, разных по величине и форме, температурным свойствам (горячий, теплый, холодный), фактуре (гладкий, твердый, пушистый, мягкий) и т.п. (например, игра «Чудесный мешочек»);
- задания на изготовление простейшего орудия или вспомогательного средства;
- задания на закрепление навыков конструирования по подражанию и по образцу;
- игры с предметами, направленные на совершенствование соотносящих и орудийных действий детей (покатай машину, прокати куклу, накорми зайца, укачай куклу).
Организация предметно-орудийной деятельности детей раннего возраста тогда выступает психологическим условием развития мышления детей, когда взрослым выполняется ряд методических рекомендаций. Назовем основные из них.
1. При организации предметно-орудийной деятельности необходимо постоянно показывать те умения, которые ребенок должен освоить, сначала подражая взрослому. Это требует от него очень дифференцированных действий восприятия и подражания. Здесь ведущую роль сначала берет на себя воспитатель, потом его активность постепенно ослабевает, а ребенок производит орудийные действия самостоятельно.
2. Часто зримые результаты очень далеки от желаемого, и к тому же ребенок что-нибудь то тут, то там постоянно ломает, но воспитатель не должен сдерживать активность ребенка. Важно предоставлять ребенку больше самостоятельности в активном взаимодействии с вещами и в различных ситуациях, доверять его возможностям, испытывать радость от совместной деятельности с ним.
3. Для достижения успеха в работе с детьми крайне необходима эмоциональная поддержка со стороны взрослого. Ребенок должен ощущать себя востребованным, понимать, что взрослый поможет, что он доброжелательно относится к ребенку, радуется его удачам и «открытиям».
При соблюдении направлений и методических условий, указанных в формирующем этапе нашего исследования, организация предметно-орудийной деятельности действительно выступает как психологическое условие развития мышления детей раннего возраста.
Таким образом, развитие мышления детей раннего возраста происходит успешно в предметно-орудийной деятельности, если в группе детского сада для этого создана соответствующая предметно-развивающая среда.
Такие же методики были проведены с другой группой детей того же возраста, но при проведении методик детям была включена тихая музыка. Полученные данные и результаты диагностики испытуемых групп были нами продемонстрированы на рисунке 1.
Рисунок 1– Уровень развития мышления у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Из данной диаграммы видно, что музыкальный фон благоприятно влияет на мышление дошкольников по всем направлениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось взять за основу исследования концепцию Е.В. Назайкинского. Музыкальное восприятие - это "восприятие, направленное на понимание и убеждение себя в ценности музыки как искусства, как особой формы отражения действительности, как эстетико-художественного явления".
Ряд отечественных исследователей данного вопроса (Б.В. Асафьева, Н.А. Ветргина, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев) показали, что развитие художественно-образного мышления, активизация эмоциональных и интеллектуальных процессов, обогащение жизни учащихся художественными и музыкальными впечатлениями, творческое музицирование у детей младшего школьного возраста Определено положительное влияние на развитие восприятия. Музыкально-дидактические игры как средство развития творческого восприятия музыки способствуют возникновению музыкальных потребностей, создают ценные музыкальные направления и идеалы, способствуют формированию музыкальной культуры детей как предпосылки становления гармонически развитой личности.
Цель экспериментального исследования - изучение мыслительной продуктивности детей дошкольного возраста в зависимости от особенностей их музыкальной подготовки.
Задачи экспериментального исследования
1. выбор диагностической методики
2. изучение показателей уровня мыслительной продуктивности детей дошкольного возраста в зависимости от их музыкальной подготовки
3. анализ результатов диагностики.
4. определение уровня развития продуктивности мышления дошкольников в зависимости от характера их музыкального фона.
Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 404. В экспериментальной и контрольной группах участвовали четыре группы дошкольников, по 29 детей в каждой группе.
Все познавательное развитие детей раннего возраста связано с практической деятельностью и ориентировкой в окружающем мире. Все психические процессы, такие как восприятие, мышление, внимание и память, развиваются в детском возрасте под влиянием инициативной деятельности и общения.
Основным типом мышления в детском возрасте является наглядно-образное и практическое мышление. Выполняя целевые задания и замечая последствия своих действий, дети приходят к решению стоящих перед ними практических задач. Мышление, как никакая другая умственная деятельность, связано с практической деятельностью детей младшего возраста. В процессе овладения инструментальными действиями с предметами выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий. Обобщение объектов по их
функциям сначала проявляется в поведении, а затем закрепляется в языке.
Результаты экспериментальных исследований по определению особенностей и уровня мышления детей раннего возраста свидетельствуют о том, что мышление детей раннего возраста находится на низком или среднем уровне развития. Мышление детей характеризуется неумением учитывать особенности инструментов, их форму, положение предметов в пространстве, устанавливать отношения между предметами и инструментами.
Организация деятельности с предметами и инструментами для детей раннего возраста рассматривалась как психологическое условие развития детского мышления. С этой целью предметно-развивающая среда в группе детского сада состояла из шести направлений:
1) совершенствование восприятия
2) Развитие соотносительного и орудийного действия;
3) развитие наглядно-образного и практического мышления
4) развитие познавательной деятельности
5) создание предпосылок для ролевых игр;
6) формирование целенаправленности поведения ребенка.
Каждое из этих направлений было обусловлено наличием в предметно-развивающей среде специальных игровых материалов и игрушек. Основными формами организации предметно-орудийной деятельности детей являются игры, задания и упражнения, направленные на развитие мышления. Они носят общеразвивающий характер и могут быть рекомендованы для обучения и развития детей раннего возраста, так как предполагают последовательное и целенаправленное развитие предметно-орудийной деятельности и мышления.
Своевременное вовлечение детей в деятельность с предметами и орудиями труда является одним из условий развития детского мышления. Это подтверждает гипотезу настоящего исследования. Действительно, развитие мышления детей раннего возраста происходит успешно, если главным психологическим условием этого процесса является специально организованная предметно-орудийная деятельность детей раннего возраста.
Таким образом, цель настоящего исследования следует считать полностью достигнутой, а задачи исследования решенными. Мы выяснили, что музыкальный фон оказывает положительное влияние на мышление дошкольников по всем направлениям.