Файл: Развитие мышления в дошкольном возрасте 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 1. Исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий методики С.Н. Новоселовой, в %
Согласно полученным данным, результаты эксперимента следующие.

При выполнении задания № 1 (Поехала кукла в гости)

- высокий уровень мышления показал 1 ребенок (5%). Оля использовала палочку для передвижения тележки и при этом самостоятельно выполнила задание (передвигать тележку с куклой, не трогая ее руками). Эта девочка продемонстрировала способность достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

- средний уровень мышления имеют 35% (7 детей). Анна, Гриша, Коля, Дима и другие дети лишь частично справились с заданием, после подсказки взрослого.

- низкий уровень мышления имеют 60% (12 детей). Вова, Даша, Инна и другие дети не смогли выполнить задание даже после подсказок взрослого, они не обращали внимание на палочку, а передвигали тележку руками. То есть они не способны учитывать особенности орудия, форму и положение предмета.

При выполнении задания № 2 (Ловись рыбка)

- высокий уровень мышления показали 10% (2 детей). Коля и Полина смогли самостоятельно выловить рыбку, т.е. они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

- средний уровень мышления имеют 40% (8 детей). Анна, Гриша, Даша, Маша, Влада и другие дети лишь частично справились с заданием, после помощи взрослого.

- низкий уровень мышления имеют 50% (10 детей). Вова, Гриша, Инна, Лена и другие дети не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно не смогли выловить рыбку, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

При выполнении задания № 3 (Достань шарики)

- высокий уровень мышления показали 10% (2 детей). Коля и Полина смогли самостоятельно достать все шарики из банки с водой, т.е. они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

- средний уровень мышления имеют 35% (7 детей). Анна, Даша, Маша, Наташа и другие дети лишь частично справились с заданием (выловили не все шарики), им помогал взрослый.

- низкий уровень мышления имеют 55% (11 детей). Вова, Гриша, Инна, Лена, Сережа, Влада и другие дети не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно смогли выловить только 1 шарик, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.


Общий уровень мышления испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.


Рис. 2. Исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой), в %
Согласно полученным данным,

- высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 10% (3 детей). Коля и Полина при решении всех трех практических задач самостоятельно достигли результата, учитывали особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;

- средний уровень развития наглядно-действенного мышления имеется 35% (7 детей). Анна, Гриша, Даша, Маша, Влада, Наташа, Оля при решении трех практических задач самостоятельно достигали результата только в тех случаях, когда им помогал взрослый, при этом они не всегда учитывают особенности орудия, форму, положение предметов и не совсем понимают взаимосвязь между предметами;

- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления обнаружен у 55% (11 детей). Вова, Инна, Лена и другие дети при решении трех практических задач не достигли результата, они отказались от помощи взрослого. Эти дети совсем не умеют самостоятельно учесть особенности орудия, форму, положение предметов и не понимают взаимосвязь между предметами.

Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями мышления детей являются неспособность:

- учитывать особенности орудия, его форму;

- учитывать положение предмета в пространстве;

- установить взаимосвязь между предметом и орудием.

Это говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию мышления детей раннего возраста.
2.3 Направления развития мышления у детей раннего возраста
Для развития наглядно-действенного мышления и создания предпосылок для развития наглядно-образного мышления детей раннего возраста необходимо проводить работу по следующим направлениям:

1) совершенствование восприятия;

2) развитие соотносящих и орудийных действий;

3) развитие наглядно-действенного мышления;

4) развитие познавательной активности;

5) создания предпосылок сюжетно-ролевой игры;



6) формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает наличие в предметно-развивающей среде детского сада специальных игровых материалов и особые характеристики игрушек. Эти материалы и игрушки постоянно используются воспитателем в процессе развития мышления детей и организации их предметно-орудийной деятельности.

При выборе игрушек необходимо учитывать Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем записано, что в качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

- полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;

- возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры;

- дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);

- принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством [29].

Кратко охарактеризуем содержание каждого направления работы по развитию мышления детей раннего возраста.

Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов. Для этих действий используются однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки), коробки разных форм, крупные пазлы, однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.). Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, цвету, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.


По второму направлению, предполагающему развитие соотносящих и становление орудийных действий детей раннего возраста, воспитателем используются складывание пирамидок и матрешек, постройка «домов» из кубиков, закрывание коробок крышками, сборно-разборные игрушки. Взрослый должен показать малышу, как собирать пирамидку, строить домик из кубиков, вкладывать фигурки в геометрический домик. Вслед за взрослым ребенок будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и складывать обратно мелкие предметы. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, воспитатель использует игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки; метелочки, грабельки; сачки для вылавливания игрушек из ванны; удочки с магнитом для «ловли рыбок». Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расческами, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

По третьему направлению для развития наглядно-действенного мышления детей используются игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

- матрешки 3-4-местные;

- «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

- столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

- крупные паззлы и мозаики;

- кубики крупные пластмассовые и деревянные;

- шнурок и бусины для нанизывания;

- народные игрушки с подвижными частями;

- желобок и шарик для скатывания и т.д.

Учитывая тот факт, что наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности ребенка раннего возраста, таких как конструирование по замыслу и по условиям; лепка, аппликация, рисование, моделирование, при организации предметно-орудийной деятельности детей воспитатель использовал: разрезные картинки, кубики с составными картинками, строительные материалы и конструкторы (Лего), мозаики, материалы для лепки аппликации, рисования, дидактические игрушки, лабиринты и пр.


Четвертое направление в организации предметно-орудийной деятельности детей раннего возраста с целью развития их мышления – это развитие познавательной активности детей. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности воспитатель использовал игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент:

- коробочки с секретом;

- механические игрушки;

- клавишные игрушки;

- игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;

- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Для развития предпосылок сюжетно-ролевой игры (пятое направление в развитии мышления при организации предметно-орудийной деятельности детей раннего возраста) использовался разнообразный ассортимент игрушек для сюжетной игры: куклы и другие образные игрушки с различными принадлежностями (посуда, мебель, одежда), пред­меты ряжения (косынки, передники, колпачки, халаты и т.п.), игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.. Для создания предпосылок сюжетно-ролевой игры детям раннего возраста воспитатель показывает основные игровые сюжеты, учит детей качать куклу, возить в коляске, кормить и укладывать в кроватку, ставить машину в гараж и т.д.

Реализация шестого направления работы по развитию мышления детей раннего возраста – формирование целенаправленности действий ребёнка, т.е. ориентации на результат деятельности – способствует становлению целенаправленности. Формирование целеустремленности и настойчивости детей третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Для осуществления подобных действий использовались следующие игрушки:

- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, елочки, снеговика и пр.;

- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

- составные игрушки – машинки, домики и пр.;

- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

- бусы для нанизывания; шнуровки и застежки;

- паззлы и т.д.

Сконструированы эти игрушки так, чтобы одновременно с мышлением специально развивать различные психические функции ребенка – моторику (то есть произвольные движения), восприятие, внимание, память. Эти игрушки привлекательны и обычно очень любимы детьми. При организации предметно-орудийной деятельности с такими игрушками надо знать, что в случае сложностей (например, при сборке паззла) малышу надо предлагать помощь, выполнять задание совместно. Иначе, столкнувшись несколько раз с чрезмерно сложными заданиями, ребенок может потерять интерес к такого рода играм. Кроме того, развивающие игрушки-пособия не должны полностью замещать собою игрушки для сюжетных игр (те самые куклы и машинки) – ребенку нужно и то, и другое.