Файл: Развитие мышления в дошкольном возрасте 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Наталья Алексеевна Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [10; стр.140].

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При прослушивании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он поймет смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей в этом возрасте характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности

К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.


На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слуховой опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слуховой культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными.



Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования
Для изучения уровня развития мышления детей раннего возраста мною использовалась методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте» [21, с. 124].

Оборудование: 1) кукла, палочка с кольцом на конце, тележка, на которой имеется вертикально закрепленный стержень; 2) таз, пластмассовые рыбки, сачок; 3) прозрачная банка, шарики, черпачок.

Проведение исследования. Детям предлагают три практические задачи, в ходе решения которых нужно выполнить задания, воспользовавшись специализированными орудиями и игрушками – орудиями, имитирующими орудия труда. Ход эксперимента и анализа результатов практического решения наглядной задачи указан в таблице 1.
Таблица 1 - Ход эксперимента и анализа результатов практического решения наглядной задачи


Практические задачи

Использу-емые предметы

Описание практических задач

Обработка данных

Мыслительные процессы

Сенсорные процессы

1

2

3

4

5

Задача 1


Специализированные орудия: кукла, палочка с кольцом на конце, тележка, на которой имеется вертикально закрепленный стержень.

«Поехала кукла в гости». На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закреплённый стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками.

Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предмета.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Задача 2

Специализированные орудия: таз, пластмассовые рыбки, сачок.


Ловись рыбка».

В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, рядом лежит сачок.

Предлагают ребенку выловить рыбок.

Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием.


Определяют доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов.

Задача 3

Специализированные орудия: прозрачная банка, шарики, черпачок.


«Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики.


Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием.


Определяют доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов.




  1. Опыты по решению практических задач проводятся каждым ребенком индивидуально.

  2. Оценка результатов.

  3. За каждое правильно выполненное практическое задание дается 1 балл.

  4. По сумме баллов определяется уровень развития наглядно-действенного мышления ребенка:

  5. - 3 балла – высокий уровень развития наглядно-действенно мышления, при котором ребенок при решении всех трех практических задач самостоятельно достигает результата, учитывает особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;

  6. - 2 балла – средний уровень развития наглядно-действенно мышления, при котором ребенок при решении трех практических задач самостоятельно достигает результата только в тех случаях, когда им помогает взрослый, при этом он не всегда учитывает особенности орудия, форму, положение предметов и не совсем понимает взаимосвязь между предметами;

  7. - 1 балл – низкий уровень развития наглядно-действенно мышления, при котором ребенок при решении трех практических задач самостоятельно не достигает, при этом ему нужна активная помощь взрослого, либо ребенок отказывается от этой помощи. Ребенок не может самостоятельно учесть особенности орудия, форму, положение предметов и не понимает взаимосвязь между предметами.

  8. Максимальное количество баллов по трем практическим задачам эксперимента по методике С.Н. Новоселовой составляет 9 баллов. Шкала оценки общего уровня развития наглядно-действенного мышления:

  9. - 9-7 баллов – высокий уровень;

  10. - 6-5 баллов – средний уровень;

  11. - 4 балла и меньше – низкий уровень.

  12. Данные обследования каждого ребенка заносятся в индивидуальный протокол (его форма представлена в приложении 1). Затем оформляется таблица индивидуальных результатов по каждому заданию методики и в сумме по трем заданиям (приложение 2).


2.2 Aнaлиз результaтoв исследoвaния oсoбеннoстей мышления детей раннего возраста
В результате проведенного по методике С.Н. Новоселовой исследования уровня развития мышления все испытуемые были поделены на три группы в зависимости от уровня развития у них наглядно-действенного мышления: с высоким, средним и низким уровнем.

Результаты, характеризующие исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий представлены на рисунке 1.