Файл: Особенности конструкции и технической эксплуатации топливной системы самолета Ил76.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рис. 10 Схема системы слива конденсата [8]
.1.3 Система перекачки топлива

Для обеспечения бесперебойной подачи топлива к двигателям расходные отсеки главных баков непрерывно пополняются топливом, перекачиваемым из всех баков с помощью насосов ЭЦНГ-10с76. Для обеспечения более полной выработки топлива из баков ГГ, 4Г, 2Р и ЗР в них установлены струйные топливные насосы, перекачивающие топливо в предрасходные отсеки этих баков.

Очередность выработки топлива из баков внутри каждой группы обеспечивается автоматически.

В первую очередь топливо вырабатывается из резервного бака, во вторую очередь из дополнительного и в третью - из главного. Насосы резервных баков включаются вручную выключателями, расположенными на панели управления топливной системой, а выключаются автоматически. Насосы перекачки из дополнительных и главных баков включаются и выключаются автоматически, причем выключатели насосов на панели управления находятся в положении «Выключено». Кроме того, все насосы перекачки могут быть включены и выключены вручную соответствующими выключателями.

При полной заправке баков топливом перекачку начинают включением вручную насосов перекачки из резервных баков. Если резервные баки не заправлены, перекачку топлива начинают включением вручную насосов перекачки из дополнительных баков; если были заправлены только главные баки, перекачку начинают включением вручную насосов перекачки из главных баков. Если до взлета самолета не будут включены насосы перекачки хотя бы из одного резервного заправленного топливом бака, то после отрыва самолета от ВПП на панели управления топливной системой загорится желтая сигнальная лампа "Включи перекачку резервных баков". Если резервные баки не заправлялись и до взлета самолета не были включены вручную насосы перекачки из дополнительных баков, то их включение после отрыва самолета произойдет автоматически. Если заправлялись только главные баки, а их насосы перекачки не были включены вручную до взлета самолета, включение произойдет также автоматически после отрыва самолета от ВПП. При ручном включении насосов перекачки система управления перекачкой обеспечивает их автоматическое отключение по окончании перекачки топлива; выключение насосов до окончания перекачки может быть произведено вручную теми же выключателями, с помощью которых производилось их ручное включение [5].



Рис. 11 Схема системы перекачки топлива [8]
При автоматической включении насосов перекачки из дополнительных или главных баков, насосы могут быть выключены вручную соответствующими автоматами защиты сети (АЗС) системы автоматического управления перекачкой.
.1.4 Система заправки топливных баков

Заправка самолета топливом производится через систему заправки баков снизу под давлением. Предусмотрены также заливные горловины, установленные на верхних поверхностях баков, для заправки сверху. Система заправки снизу под давлением выполнена одинаково в левой и правой половинах крыла; от заправочных штуцеров до разветвления в левую и правую половины крыла магистраль заправки является общей. Система обеспечивает заправку с максимальной производительностью до 3000 л/мин при давлении топлива перед заправочными штуцерами до 4 кГ/см2. Заправка баков под давлением производится через два стандартных заправочных штуцера. Топливо в баки подается через электрогидравлические клапаны заправки. Клапаны закрываются автоматически, если баки заправляются полностью, и вручную, если баки заправляются частично. Предусмотрено также автоматическое закрытие клапанов, если давление в баках повысится до 0,2 кГ/см2.

С целью сокращения времени заправки предусмотрена возможность одновременного подключения к системе четырех заправочных шлангов от двух топливозаправщиков с помощью специального переходника 9108.500.

Управление заправкой и контроль осуществляется со щитка, расположенного в правом обтекателе шасси.

Полная заправочная ёмкость баков составляет:

бак ТГ (4Г) - 4140 л;

бак ТД 4Д) - 5890 л;

бак ТР (4Р) - 16760 л;

бак 2Г (ЗГ) - 7490 л;

бак 2Д (ЗД) - 7180 л;

бак 2Р (ЗР) - 13280 л;

Полная ёмкость системы составляет 109480 л [5].


Рис. 12 Схема системы заправки самолета топливом [8]


Рис. 13 Щиток управления заправкой топливом [8]



.2 Агрегаты топливной системы



.2.1 Топливные баки

Топливные баки самолета образованы внутренними объемами кессонов крыла, герметизированных с помощью герметика УЗО-ЫЭС. Всего в крыле имеется двенадцать топливных и два дренажных бака. Топливные баки разбиты на четыре изолированные группы, по три бака в группе. Каждый двигатель питается от своей группы баков, нумерация групп соответствует принятой нумерации двигателей (первая группа баков - группа, питающая двигатель 1, вторая груша баков - группа, питающая двигатель 2,и т.д.). В каждую группу входят главный бак (бак 1Г - в первой группе, 2Г - во второй группе, ЗГ - в третьей группе, 4Г - в четвертой группе), дополнительный бак (баки 1Д, 2Д, ЗД, 4Д) и резервный (1Р, 2Р, ЗР, 4Р). Баки отделены один от другого герметичными перегородками. Главные баки всех групп имеют расходные и предрасходные отсеки; дополнительные и резервные баки - только предрасходные отсеки. В расходных отсеках главных баков установлено по два насоса подкачки топлива к двигателю, в предрасходных отсеках баков - насосы перекачки топлива в расходные отсеки главных баков (по два насоса перекачки в предрасходных отсеках дополнительных и резервных баков и по одному насосу в предрасходных отсеках главных баков).

Топливные баки первой ГРУППЫ (баки двигателя 1) размещены в левой ОЧК (баки 1Г и 1Д) и левой СЧК (бак 1Р). Главный бак первой группы занимает герметизированный отсек ОЧК, заключенный между нервюрами № 28 и 38 (с боков), передним и задним лонжеронами крыла (спереди и сзади). Нервюра № 28 отделяет бак 1Г от дополнительного бака первой группы, нервюра № 38 отделяет его от левого дренажного бака. Внутри бака между нервюрами № 36 и 38 выделен расходный отсек, в котором установлены два подкачивающих насоса ЭЦНГ-10с76 датчик топливомера из комплекта СПУТ4-1. Подкачивающий насос между нервюрами № 36 и 37 заключен в противоотливной стакан, служащий для обеспечения подачи топлива насосом при отрицательных перегрузках; подкачивающий насос, установленный между нервюрами № 7 и 38, заключен в экран, который препятствует отливу топлива от насоса при резком торможении самолета. Нервюрой № 36 расходный отсек отделен от предрасходного, в котором размещены перекачивающий насос (с противоотливным экраном) и датчик топливомера (с компенсатором и нижним сигналом выключения насоса перекачки). Для сообщения предраходного отсека с расходным в нижней части стенки нервюры № 36 установлен обратный клапан, который обеспечивает перетекание топлива в сторону расходного отсека. В верхней части нервюры № 16 и 36 установлены поплавковый клапан и два предохранительных клапана, отрегулированные на перепад давления 0,45 кГ/с. Поплавковый клапан предназначен для того, чтобы перекрывать отверстие, сообщающее расходный отсек с предрасходным, и тем самым исключать возможность перелива в главный бак топлива, которое поступает в расходный отсек из магистралей перекачки.


Устройство поплавкового и предохранительного клапанов показано на рис. 15. Предрасходный отсек отделен от остальной части главного бака нервюрой № 34. В стенке этой нервюры установлены струйный насос СН-7, два больших и четыре малых обратных клапана. На верхней панели кессона, образующей верхнюю стенку главного бака, установлена заливная горловина для заправки бака топливом сверху, имеются чаши для установки поплавкового клапана системы заправки снизу под давлением и четырех датчиков топливомера. На нижней панели кессона между каждой парой нервюр выполнены 10 люков для подхода во внутренние объемы главного бака. На крышке люка между нервюрами № 35-36 имеется кран слива топлива из главного бака. Кроме того, на нижней панели кессона, в расходном и предрасходном отсеках, установлены два крана для слива конденсата топлива. Во внутренней полости главного бака смонтированы трубопроводы следующих магистралей топливной системы: откачки топлива из дренажного бака, основного дренажа баков 1Д, ГР, 2Г, 2Д, 2Р, дренажа бака ГГ, подачи топлива к двигателю I, перекачки топлива из бака ГГ, перекачки топлива из баков 1Д и ГР, дополнительного дренажа. На задней стенке бака (на заднем лонжероне крыла) установлены четыре сигнализатора давления: между нервюрами № 28 и 29 - сигнализатор СДУ2А-0.3 закрытия крана заправки, между нервюрами № 35 и 36 - сигнализатор СДУ2А-0.3 работы кессона перекачки топлива, между нервюрами № 36 и 37, № 37 и 38 - два сигнализатора СДУЗА-0,6 работы насосов подкачки топлива. Дополнительный бак первой группы расположен между нервюрами № 20 и 28 левой ОЧК.

Нервюра № 28 отделяет дополнительный бак от главного бака группы, по нервюрам № 20 и 19 производится стык ОЧК с СЧК. Предрасходный отсек бака 1Д образован объемом крыла, заключенным между нервюрами № 27 и 28 и соответствующими частями переднего и заднего лонжеронов, нижней и верхней панелей кессона. Внутри предрасходного отсека установлены два топливных насоса ЭЦНГ-10с76, перекачивающих топливо в расходный отсек главного бака. Нервюрой № 27 предрасходный отсек отделен от остального объема бака 1Д.

В нижней части стенки этой нервюры установлены шесть обратных клапанов, обеспечивающих пополнение предрасходного отсека топливом по мере его расходования. Внутренний объем бака, ограниченный с боков нервюрами № 20 и 27, с помощью герметизированной нервюры № 24 разделен на две части. Одностороннее перетекание топлива (в сторону предрасходного отсека) обеспечивается через семь обратных клапанов в нижней части стенки нервюры


24.На части нижней панели кессона крыла, составляющей нижнюю стенку бака 1Д, выполнены восемь закрываемых крышками люков для подходов во внутренние объемы бака. На крышке люка между нервюрами № 27 и 28 размещен кран слива топлива из бака. На верхней панели бака установлена заливная горловина для заправка топливом (между нервюрами № 20 и 21), а также установочные чаши под поплавковый клапан системы заправки под давлением (нервюры № 20-21) и под пять датчиков топливомера (нервюры № 21-22, 22-23, 25-26. 27-28). На задней стенке бака (на заднем лонжероне крыла) размещены три фланца для крепления сигнализаторов давления СДУ2А-0.3: один фланец (между нервюрами № 20 и 21) для крепления сигнализатора закрытия кранов заправки и два фланца (между нервюрами № 27 и 28) для крепления сигнализаторов работы перекачивающих насосов ЭЦНГ-10с76.


Рис. 14 Схема расположения топливных баков (отсеков) в кессонах крыла [8


Рис. 15 Внутрибаковые агрегаты
Резервный бак первой группы занимает объем кессона левой средней части крыла (СЧК), ограниченный с боков нервюрами № 9 и 19. Нервюра № 9 отделяет бак 1Р от баков второй группы, по нервюре № 19 производится стык СЧК с отъемной частью крыла (ОЧК). На верхней панели бака выполнены 14 люков для подхода внутрь бака: 8 люков между передним и средним лонжеронами и 6 люков между средними и задним лонжеронами крыла. Здесь же размещены заливная горловина (между нервюрами № 9 и 10) и чаши под поплавковый клапан заправки (между нервюрами № 9 и 10) и под четыре датчика топливомера (по одному между нервюрами № 12-13, 14-15 и два между нервюрами № 17-18). На нижней панели бака между нервюрами № 18 и 19 установлены кран для слива топлива из бака и два крана для слива конденсата. Между нервюрами № 10 и 11, № 17 и 18 на нижней панели размещены фланцы, с помощью которых внутрибаковые магистрали подачи топлива соединяются с магистралями, расположенными в пилонах двигателей 2 и 1. На передней стенке бака установлены три перекрывшие топливных крана с электромеханизмами МШ-13А-5: один кран кольцевания (между нервюрами № 11 и 12), соединяющий магистрали подачи топлива к двигателям 1 и 2, и два пожарных крана (между нервюрами № 9 и 10 двигателя 2, между нервюрами № 16 и 17 - двигателя I). На задней стенке бака находятся три сигнализатора давления СД72А-0.3; между нервюрами № 9 и 10 - сигнализатор закрытия кранов заправки, между нервюрами № 16-17 и № 18-19 - сигнализаторы работы перекачивающих насосов. Предрасходный отсек бака ограничен частью нервюр № 16 и 19 и частью стенок среднего и заднего лонжеронов. В предрасходном отсеке установлены два насоса перекачки топлива в расходный отсек бака 1Г. Для сообщения предрасходного отсека с остальной частью бака на участке стенки нервюры № 16, ограничивающей предрасходный отсек, имеются четыре обратных клапана; на участке стенки среднего лонжерона, ограничивающей предрасходный отсек спереди, - два малых и один большой обратные клапаны [5].