Файл: Особенности конструкции и технической эксплуатации топливной системы самолета Ил76.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Весь объем бака разделен на две части герметизированной нервюрой № 14. Для сообщения этих частей в нижней части стенки нервюры установлены четыре больших обратных клапана.

Топливные баки второй группы (баки двигателя 2) размещены в левой СЧК (баки 2Г и 2Д) и в центроплане крыла (бак 2Р). Главный бак второй группы занимает герметизированный отсек СЧК, заключенный между нервюрами №4 и 9 (с боков) передним и средним лонжеронами крыла. Часть бака, ограниченная с боков нервюрами № 8 и 9, образует расходный отсек; часть, ограниченная с боков нервюрами № 7 и 8, образует предрасходный отсек. Расходный отсек сообщается с предрасходным с помощью одного большого и четырех малых обратных клапанов в нижней части стенки нервюры № 8, двух предохранительных клапанов ( Р=О,45 кГ/см2) и поплавкового клапана дренажа в верхней части нервюры № 8. С остальной частью бака предрасходный отсек сообщается с помощью одного большого и трех малых обратных клапанов, установленных в стенке нервюры № 7. В расходном отсеке бака размещены два насоса ЭЦНГ-10с76 подкачки к двигателю 2, в предрасходном отсеке - один насос ЭЦНГ-10с76, перекачивающий топливо в расходный отсек. Один из насосов подкачки (установленный ближе к оси самолета) заключен в противоотливной стакан, препятствующий отливу топлива от насоса при отрицательных перегрузках. Второй насос подкачки и насос перекачки предрасходного отсека заключены в экраны, препятствующие отливу топлива от насосов при резком торможении самолета. Вне предрасходного отсека, между нервюрами № 6 и 7, установлен топливный насос постоянного тока ЭЦН-14Б. На верхней панели бака выполнены четыре люка для подхода в его внутренний объем, а также установлены чаши, в которых размещены: заливная горловина и датчик топливомера (между нервюрами № 4 и 5); поплавковый клапан и датчик-сигнализатор уровня ДСМК-3 (между нервюрами № 4 и 5); по одному датчику топливомера (между нервюрами № 6 и 7, № 7 и 8); два датчика топливомера (между нервюрами № 8 и 9). На нижней панели бака установлены кран слива топлива (между нервюрами № 7 и 8) и два крана слива конденсата (между нервюрами № 7 - 8 и № 8 - 9). На передней стенке бака размещены пять сигнализаторов давления: между нервюрами № 4 и 5 - СДУ2А-0.3 закрытия кранов заправки; между нервюрами № 7 я 8 - два СД72А-0.3 сигнализации работы насоса перекачки топлива и насоса постоянного тока ЭЦН-14Б; между нервюрами № 8 и 9 - два СДУЗА-0,6 сигнализации работы насосов подкачки топлива к двигателям. Между нервюрами № 7 и 8 установлен перекрывной топливный кран подачи топлива от насоса постоянного тока ЭЦН-14Б.


Дополнительный бак второй группы расположен сзади главного бака и ограничен нервюрами № 4 и 9, стенкой среднего и стенкой заднего лонжеронов крыла. Предрасходный отсек бака, в котором размещены два насоса ЭЦНГ-10с76, ограничен нервюрами № 8 и 9. Для сообщения предрасходного отсека с остальной частью бака в стенке нервюрами № 8 установлены четыре обратных клапана. На верхней панели бака установлены чаши, в которых размещены: поплавковый клапан заправки и датчик топливомера-между нервюрами № 4 и 5; заливная горловина-между нервюрами № 5 и 6; по одному датчику топливомера-между нервюрами № 7 - 8 и № 8 - 9. Здесь же выполнены два люка подхода внутрь бака. На нижней панели между нервюрами № 8 и 9 установлены кран слива топлива и кран слива конденсата. На задней стенке бака размещены три сигнализатора СДУ2А-О,3: между нервюрами № 4 и 5 - сигнализатор закрытия крана заправки; между нервюрами № 8 и 9 - два сигнализатора работы перекачивающих насосов.

Резервный бак второй группы располагается в центроплане крыла и занимает объем кессона, ограниченный стенками переднего и заднего лонжеронов и нервюрами № 0 и 3. Стенкой среднего лонжерона бак разделен на две части, сообщение между которыми осуществляется с помощью трех больших и четырех малых обратных клапанов, установленных в нижней части стенки лонжерона. Предрасходный отсек располагается в задней части бака и занимает отсек, ограниченный стенками среднего и заднего лонжеронов, а также стенками нервюры № 2 и нервюры № 3. С остальной частью бака предрасходный отсек сообщается через один большой и три малых обратных клапана, установленных в стенке нервюры № 2. Не стенке нервюры № 2 установлен струйный топливный насос, перекачивающий топливо в предрасходный отсек бака. На передней стенке бака между нервюрами № 1 и 2 размещен перекрывной топливный кран (кран кольцевания) с электромеханизмом МПК-13А-5. На задней стенке бака установлены три сигнализатора СДУ2А-0.3: между нервюрами № 0 и 1 - сигнализатор закрытия крана заправки и сигнализатор работы одного из насосов перекачки, между нервюрами № 2 и 3 - сигнализатор работы второго насоса перекачки топлива. На нижней панели бака между нервюрами № 2 и 3 находятся два стакана, внутри которых размещаются насосы ЭЦНГ-10с76. Кран слива топлива из резервного бака установлен на стакане одного из насосов перекачки топлива. На верхней панели бака размещены: два датчика топливомера-между нервюрами № 0 и 1; поплавковый клапан и датчик-сигнализатор уровня ДСМК-3 между нервюрами № 1 и 2; заливная горловина и два датчика топливомера - между нервюрами № 2 и 3. На верхней панели бака, в его передней и задней частях, выполнены два закрываемых крышками лючка для подхода внутрь бака. Для перемещений внутри бака аналогичные люки-лазы выполнены и в нервюрах № 1 и 2 (по два люка в каждой).



Топливные баки третьей группы конструктивно выполнены аналогично бакам второй группы. Различия относятся к бакам ЗГ и 2Г и состоят в том, что в баке ЗГ не устанавливается топливный насос постоянного тока ЭЦН-14Б и, следовательно, нет сигнализатора работы насоса и перекрывного крана подачи топлива от насоса. Топливные баки четвертой группы полностью аналогичны топливным бакам первой группы.
2.2.2 Топливный насос ЭЦНГ -10с76

Электроприводной центробежный насос ЭЦНГ-10с76 является насосом внутрибакового расположения. Привод насоса осуществляется электродвигателем мокрого типа ЭТМ-100А, работающим на трехфазном переменном токе напряжением 200 В ± 5% и частотой 400 + 2гц. Рабочее положение насоса - вертикальное, электродвигателем вверх. Чередование фаз прямое.

Насос состоит из насосной части и электродвигателя, смонтированных как одно целое. Насосную часть составляет корпус, улитка, крыльчатка и осевое колесо. Электродвигатель к корпусу насоса крепится при помощи колпака и винтов. Между корпусом и электродвигателем проложено уплотнительное резиновое кольцо. В корпусе насоса запрессовано манжетное уплотнение, предотвращающее попадание топлива в полость электродвигателя. Для обеспечения работоспособности манжетного уплотнения при малом количестве топлива в баке (работа манжеты всухую не допускается) в улитке и корпусе насоса предусмотрены специальные каналы, подводящие топливо из улитки к манжетному уплотнению. Одновременно по этим же каналам топливо подается в полость между колпаком и электродвигателем, охлаждая электродвигатель независимо от уровня топлива в баке. Крыльчатка имеет двухсторонний вход. Перед крыльчаткой со стороны нижнего входа установлено осевое колесо.

На входе в насос расположены предохранительные сетки, не допускающие попадания в насос крупных механических частиц. Для слива топлива в насосе установлен сливной клапан. Топливо, которое просачивается через манжетное уплотнение, отводится через дренажные каналы в корпусе насоса и в улитке. Типовым креплением насоса является его крепление к установочному фланцу топливного бака двенадцатью болтами через прижимное кольцо. Такое крепление осуществлено во всех топливных баках, за исключением резервных баков двигателей 2 и 3, где насосы крепятся к стаканам топливных баков без применения прижимных колец. При монтаже насоса на самолете под фланец насоса устанавливается уплотнительная прокладка толщиной 1,5 мм из резины 3826, между выходным штуцером насоса в переходным патрубком перекачивающей магистрали устанавливается уплотнительное кольцо, поставляемое вместе с насосом.


Электропроводка двигателя насоса подключается к электрической сети самолета с помощью клеммной колодки. Клеммные колодки перекачивающих насосов баков 2Р и ЗР крепятся на приливах в нижней части установочных стаканов, колодки насосов перекачки других баков устанавливаются в углублениях установочных фланцев топливных баков и закрываются специальными крышками [7].

Так как перекачивающие насосы баков 2Р и ЗР размещены в закрытых отсеках самолета, то у каждого из них предусмотрено специальное устройство для отвода дренажируемого топлива за борт самолета, в связи с чем два болта крепления каждого из этих насосов, используемые также для крепления скобы с топливозаборным штуцером, отличаются от десяти других стандартных болтов.


Рис. 16 Топливный насос ЭЦНГ-10с76 [8]
Работа: Топливо из топливного бака поступает на крыльчатку через верхний и нижний входы, при этой со стороны нижнего входа топливо вначале проходит через осевое колесо. В каналах осевого колеса и крыльчатки давление топлива повышается, из крыльчатки топливо подается в кольцевой сборник-улитку и далее в выходной патрубок, на смазку манжетного уплотнения и на охлаждение электродвигателя [7].


Рис. 17 Схема работы топливного насоса [8]
.2.3 Дренажный бак

Дренажный бак занимает отсек кессона крыла, ограниченный нервюрами № 38 и 39 и передним и задним лонжеронами. Через герметизированную нервюру № 38 внутрь бака выведена концы трех трубопроводов магистралей основного и дополнительного дренажа и трубопровод перекачки топлива из дренажного бака. Магистраль дополнительного дренажа со стороны бака заканчивается поплавковым и вакуумным клапанами. Внутри дренажного бака размещены датчик-сигнализатор уровня ДСМК-3, закрепляемый в чаше, расположенной на нижней поверхности бака, и внутрибаковая часть патрубка воздухозаборника дренажа. Вне бака, в отсеке крыла между нервюрами № 39 и 40, размещены перекачивающий топливный насос ЭЦН-87, внешняя часть воздухозаборника дренажа, топливный фильтр 8Д2.966.118 и сигнализатор давления СДУ2А-0.2. На нижней панели дренажного бака имеется кран для слива остатков топлива из бака, овальный люк для подхода в топливный отсек, люк для подхода к датчику-сигнализатору уровня (между нервюрами № 38 и 39) в люк для подхода к топливному фильтру (у нервюры № 40). На верхней панели бака выполнен люк прямоугольной формы для подхода к трубопроводу дополнительного дренажа (у нервюры № 38) и люк квадратной формы для подхода к топливному насосу (у нервюры № 39). Воздухозаборник дренажа состоит из трех патрубков: заборного, клапанного и внутрибакового. Конец заборного патрубка, выведенный



Рис. 18 Дренажный бак [8]
под нижнюю панель крыла, имеет срез под углом 46° к направлению набегающего в полете потока воздуха. В расточках четырех приливов клапанного патрубка установлены три вакуумных клапана, и один предохранительный.

Вакуумные клапаны служат для сообщения дренажной магистрали с атмосферой, если перекроется заборный патрубок и в надтопливном пространстве баков образуется разрежение, предохраннтельный клапан сообщает дренажную магистраль с атмосферой при повышении давления в магистрали. Внутрибаковый патрубок воздухозаборника соединяется с клапанным фланцевым патрубком, установленным в вырезе нижней часта стенки нервюры № 39. Второй конец внутрибакового патрубка выведен в верхнею часть бака и закреплен на стенке нервюры № 38 с помощью кронштейна и стяжного хомута. Для повышения взрывобезопасности дренажный бак заполнен пенополиуретановыми блоками. Для обеспечения работоспособности агрегатов, расположенных в дренажном баке в нем установлены ограждения, отделяющие агрегаты от пенополиуретановых блоков [6],[7].
2.2.4 Топливный насос. Тип ЭЦН-87

Насос ЭЦН-87 является электроприводным центробежным топливным насосом внебакового расположения, предназначенным для перекачки топлива, скапливающегося в дренажном баке.

Привод насоса осуществляется электродвигателем МТ-25. На высотах полета от 0 до 15000 м при наддуве бака до 0,06 атм насос обеспечивает производительность перекачки 1200 л/час и перепад давления не менее 0,25 кГ/см2. Электродвигатель насоса работает на трехфазном переменном токе напряжением 200 В +10%, частотой 400 + 8 гц, потребляемый им ток 0,28 А.

Топливный насос состоит из насосной части и электродвигателя МТ-25, смонтированных совместно. Основными рабочими деталями насосной части являются корпус, горловина и крыльчатка.

Корпус насоса служит одновременно сборником-улиткой. К нему со стороны входа рабочей жидкости шестью шпильками крепится горловина. Между горловиной и корпусом установлено резиновое уплотнительное кольцо для предотвращения течи рабочей жидкости. Корпус и горловина образуют рабочую полость насоса, в которой расположена восьмилопастная крыльчатка, установленная на валу электродвигателя, являющимся одновременно и валом насоса. К корпусу насоса четырьмя шпильками крепится электродвигатель. Для создания герметичности между полостями насоса и электродвигателя в корпус насоса запрессована резиновая армированная манжета. Чтобы предохранить электродвигатель от проникновения рабочей жидкости при недостаточной герметичности манжеты, в насосе установлены центробежный отражатель, насаженный на вал, и втулка, образующая щелевой фильтр. Для отвода в атмосферу рабочей жидкости, просочившейся через манжету, в корпусе насоса выполнен дренажный канал и установлен дренажный штуцер. С рабочей магистралью насос соединен штуцером, ввернутым в выходной патрубок корпуса. Крепится насос к стенке дренажного бака через шесть отверстий во фланце горловины насоса. Насос устанавливается на шпильки, ввернутые в фланец топливозаборного патрубка, который приклепан к стенке нервюры № 39. Между фланцами насоса и топливозаборного патрубка установлена уплотнительная резиновая прокладка.