Файл: Дипломная работа Оперативнорозыскное мероприятие "Опрос".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 730

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральным Законом «Об ОРД» предусмотрено 14 видов оперативно-розыскных мероприятий. Совершенно очевидно, что среди этого перечня наиболее распространенным по многим причинам является опрос. Во-первых, опрос известен с момента образования сыскной деятельности, в связи с чем является более разработанным как на практике, так и в науке оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, хотя успех опроса во многом и зависит от подготовки к нему, но все же достичь цели этого оперативно-розыскного мероприятия можно и без таковой, достаточно знать и умело пользоваться криминалистическими тактическими приемами, основанными на знании психологии.

С.И. Захарцевым в процессе исследования были проанкетированы 815 сотрудников оперативных подразделений органов ФСБ и МВД РФ. Им был задан вопрос: какое оперативно-розыскное мероприятие в своей практической деятельности они проводили чаще других. 779 человек заявили, что наиболее часто они проводят оперативно-розыскное мероприятие «опрос». 8 человек назвали иные оперативно-розыскные мероприятия, столько же затруднились ответить [21].

О. А. Вагин, А. П. Исиченко, Г. Х. Шабанов также относят опрос к числу самых распространенных в практическом применении оперативно-розыскных мероприятий. Он обычно используется для выяснения частных вопросов, нередко проводится быстротечно и направлен на решение сиюминутных оперативно-розыскных задач [17].

Но, несмотря на популярность опроса и разработанность методов его проведения, существуют проблемы, которые являются основанием и для научной полемики, и создают определенные трудности в его применении практическим работникам.

Законодатель не дает определения понятия опроса, тем самым не дает предпосылок для единообразного понимания закона, но в теории оперативно-розыскной деятельности, тем не менее, сложилось четкое представление о том, что опрос – это процесс получения информации в ходе разговора с лицом, представляющим оперативно-розыскной интерес.

В качестве основного условия проведения опроса многие исследователи называют добровольное согласие лица на проведение опроса. Данное условие представляется спорным и требует теоретического осмысления его правомерности и целесообразности выполнения этого условия при проведении опроса.

ФЗ «Об ОРД» содержит перечень условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8 Закона), соблюдение которых – обязательное требование при выполнении любого оперативно-розыскного мероприятия. Но указания на предварительное истребование согласия опрашиваемого лица при подготовке к проведению опроса в данной норме Закона не содержится.


Но несмотря на то, что законодатель не требует обязательного получения добровольного согласия лица на опрос, в научной литературе распространена точка зрения о том, что соблюдение принципа добровольности при проведении опроса обязательно.

Чем обосновывается необходимость получить согласие лица на беседу с оперативным сотрудником? Почему важно получить согласие лица на проведении опроса, а, например, при обследовании его же транспортного средства или жилища такого согласия не требуется?

Представляется, что единственной причиной этому может быть только лишь боязнь подвергнуть опрашиваемого незаконным действиям со стороны лица, ведущего беседу. И, видимо, предполагается, что согласие лица на беседу – гарантия законности проведения опроса, соблюдения прав и интересов гражданина. Но в ФЗ «Об ОРД» закреплены принципы законности, конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека, следование которым, в том числе и при проведении опроса, обязательно, а выполнение данных требований Закона лицом, проводящим опрос, предполагает, что права и свободы гражданина непременно будут соблюдены, никакому физическому или психическому воздействию лицо подвергнуто не будет.

Кроме того, заслуживает внимания и следующий момент. Опрос, как и другие оперативно-розыскные мероприятия, разрешено проводить как гласно, так и негласно.

Негласность проведения опроса предполагает конфиденциальность его проведения, сохранение в тайне любой информации о предстоящем оперативно-розыскном мероприятии. Как же в таком случае быть с согласием лица на опрос? Чтобы получить такое согласие ему необходимо сообщить о том, что проводится оперативно-розыскное мероприятие, соответственно сказать о своей принадлежности к оперативным подразделениям, а это противоречит требованиям конфиденциальности и конспиративности оперативно-розыскной деятельности. Следовательно, при проведении негласного опроса согласие лица на предстоящую беседу истребовать не допустимо.

Согласно ст. 17 ФЗ «Об ОРД» отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Несмотря на то, что организует опрос, как и любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник, непосредственное исполнение возможно как лично им, так и по его заданию гражданином, оказывающим содействие на конфиденциальной основе.



Возникает в таком случае справедливый вопрос: каким образом лицо, оказывающее на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому дано поручение провести опрос граждан, должно получить их согласие на беседу? Ему придется указать на свою принадлежность к оперативно-розыскным органам, раскрыть тайну личности конфидента (например, фамилию или имя).

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об ОРД» сведения о лицах, оказывающих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. В связи с этим, необходимо говорить либо о запрете конфидентам проводить оперативно-розыскные мероприятия, в частности опрос, либо о неправомерности истребования ими согласия опрашиваемого лица.

Думается, что нельзя полностью исключать возможность истребования согласия лица на опрос. Такое согласие возможно при проведении гласной формы опроса. Если в ходе проведения опроса лицо изъявило желание сохранить в тайне факт проведения опроса, то оно вправе заявить об этом. Просьба о сохранении конфиденциальности опроса не может быть отклонена, а поскольку такое право у опрашиваемого лица существует, то оперативник обязан предупредить об этом до начала опроса. Естественно, что разъяснение права о возможной конфиденциальности опроса может быть только в случае дачи согласия лица на участие в данном оперативно-розыскном мероприятии.

Таким образом, добровольное согласие опрашиваемого лица на опрос, на наш взгляд, требуется только в случае проведения опроса гласно. При негласной же форме проведения опроса истребование такого согласия вступает в противоречие с нормами Федерального Закона «Об ОРД», с принципами оперативно-розыскной деятельности.


1.2 Теоретические разработки ученых по данной проблеме



В научной литературе распространена точка зрения, что вопрос о форме проводимого опроса, решается совместно как оперативным работником, так и опрашиваемым лицом. Так, в частности А.Ю. Шумилов пишет: «инициатива выбора формы опроса может исходить как от оперативника, так и от опрашиваемого лица. Если оперативник заинтересован в сохранении в тайне факта беседы и (или) ее содержания, то об этом следует предупредить до начала опроса».

М.П. Смирнов, высказывает мысль, что «если просьба о сохранении конфиденциальности поступила со стороны опрашиваемого, то сотрудники правоохранительного органа обязаны сохранить в тайне источник информации в соответствии с частью 1 статьи. 17 Закона об ОРД. Такие лица не могут допрашиваться в качестве свидетелей».

В зависимости от того, скрывает ли оперативный работник истинную цель опроса или нет опрос, может быть, двух видов с сокрытием истинной цели (с зашифровкой) и без сокрытия (без зашифровки).

Гласный опрос проводится, как правило, без сокрытия от посторонних лиц своей должности, принадлежности к определенному правоохранительному органу, а также цели и содержания, проводимой беседы и иных конкретных оперативно-розыскных действий. В том случае, когда у оперативного сотрудника возникает необходимость скрыть истинную цель проводимой беседы он может не говорить об интересующем его факте, задавая вопросы не на прямую, а лишь касательно затрагивая интересующую тему [7]. Этот метод наиболее работоспособен, когда опрос происходит в конфликтной ситуации и объект опроса несмотря на то, что дал согласие на опрос, негативно или с настороженностью относится к опрашивающему его лицу и не намерен в полной мере дать правдивые показания. В данном случае, возможно наиболее эффективными станут приемы, основанные на знании психологии. Например, такими приемами могут быть:

  • опрос по косвенным обстоятельствам, направленный на ограничение информации, поступающей к опрашиваемому;

  • маскировка цели опроса искусственный перевод внимания опрашиваемого на темы, не имеющие первенствующего значения, и тем самым отвлечение его внимания от более важных участков.

Так как опрашиваемый не понимает цели опроса, он дает правдивый ответ, потому что не может оценить, что для него выгоднее. Следует отметить, что такое ведение опроса тесно перекликается с криминалистической тактикой производства такого следственного действия как допрос.


В зависимости от субъекта проведения опроса можно выделить следующие виды: официальный (основной) и не официальный (дополнительный).

В первом случае опрос проводится лицом, имеющим право осуществлять указанное оперативно-розыскное мероприятие, т.е. сотрудник оперативного подразделения, органа, наделенного в соответствии с Законом об ОРД правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, назначенный на должность соответствующим приказом, который имеет право и обязанность проводить оперативно-розыскное мероприятие [11].

Во втором случае мнения ученых по вопросу кто имеет право проводить опрос разные. Отдельные авторы в числе таких субъектов называют также сотрудников других (неоперативных) подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; лиц, содействующих названным органам на гласной и конфиденциальной основе; специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями и привлекаемых к проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из статьи 13 Закона об ОРД следует, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.

В соответствии со статьей 17 Закона об ОРД к подготовке или проведению оперативно-розыскного мероприятия, в том числе и опроса, могут привлекаться с их согласия отдельные лица. То есть, исходя из смысла статьи, в -случае, когда по каким-либо причинам оперативный сотрудник не может провести опрос самостоятельно (не достаточные знания в какой-либо области, объект опроса не желает общаться с оперативным работником и т.д.), он может провести указанное оперативно-розыскное мероприятие с привлечением лица, владеющим определенными навыками, либо обладающим способностями, которые помогут провести опрос.