Файл: Дипломная работа Оперативнорозыскное мероприятие "Опрос".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 725

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от стиля общения мы выделяем следующие виды опроса: при зрительном восприятии собеседника (с глазу на глаз) и без такового (телефон, интернет). Первый вариант более предпочтителен, в связи с тем, что при общении с собеседником оперативный сотрудник по многим факторам (мимика, жесты, непроизвольные движения) может определить лояльность к правоохранительным органам, искренность высказываний, обеспечить задел для дальнейшего негласного сотрудничества. Во втором случае положительным фактором является мобильность передачи информации в случае удаленности объекта и субъекта опроса, а так же обеспечивается конспиративность отношений.

Чем большим объемом информации будет обладать оперативный сотрудник, чем большим промежутком времени он будет располагать для составления перечня интересующих его вопросов, их расстановки в определенной последовательности, оформления места проведения опроса, тем лучше будет результат.

В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию техническая аппаратура, причем как открыто, так и в тайне от опрашиваемого. Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущности опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием такого технического средства, как полиграф (детектор лжи). При проведении полиграфного опроса необходимо письменное согласие опрашиваемого. В зависимости от этого критерия опрос лица может проходить с использованием технических средств или без применения таковых.

Согласно части 2 статьи 6 Закона об ОРД, при проведении опросов граждан могут как гласно, так и негласно использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации, следовательно, в соответствии со статьей 6 указанного закона при опросе можно применять «... видео- и аудио запись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде». Исходя из смысла указанной статьи, законодатель предоставил право самостоятельного выбора оперативным подразделением способа и непосредственно вида технического устройства, необходимого при производстве опроса.


1.3 Предложения ученых в области права по организации оперативно-розыскной деятельности сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, в том числе «Опрос» в соответствии с ФЗ «Об ОРД»



Среди специалистов в области теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) до сих пор не существует единой позиции относительно определения сущности и содержания оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), их основных черт (признаков) и структуры, поскольку в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ об ОРД) [6] дефиниции ОРМ не сформулированы, и фигурирующий в ч. 1 ст. 6 этого Закона перечень ОРМ не содержит конкретных разъяснений по поводу алгоритма их осуществления.

Сущность ОРМ раскрывается лишь в специальных ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих в соответствии с положениями ст. 4 ФЗ об ОРД организацию и тактику осуществления ОРД различными оперативно-розыскными органами. Причем, содержание ОРМ в этих документах также трактуется по-разному, с учетом ведомственной специфики [2].

Поэтому, как справедливо подчеркивают профессора В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров, выяснение сущности ОРМ – это вопрос, от решения которого во многом зависит рассмотрение их различных сторон. Весьма проблемными являются и вопросы, касающиеся терминологии, связанной с наименованиями ОРМ, фигурирующих в ФЗ об ОРД, которые, безусловно, нуждаются в уточнении и «приведении к единому знаменателю» [3].

В этой связи возникает потребность в обобщении теории и практики ОРД с целью выработки научных подходов к определению единых понятий оперативно-розыскных мероприятий. Эта и другие статьи, посвященные данной проблематике, которые подготовлены автором и ждут своей публикации, призваны внести определенный вклад в решение данной проблемы.

Оперативно-розыскное мероприятие «опрос» по своей сути – это сбор (получение или добывание) фактической информации, значимой для решения конкретных задач (как правило, локальных) оперативно-розыскной деятельности, определенных ст. 2 ФЗ об ОРД, со слов опрашиваемого физического лица, которое реально или вероятно располагает ею. Его проведение предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, отдельные моменты, связанные с его осуществлением, получили отражение в ст. ст. 5, 7 и 8; п. 1 ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД. Наряду с этим, для реализации результатов данного ОРМ в уголовном процессе применяют положения межведомственной Инструкции о результатах ОРД [4].



Субъектами рассматриваемого ОРМ являются оперативники.

Опрос по их поручению могут проводить и сотрудники неоперативных подразделений, а также лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД. Кроме того, профессор А. Ю. Шумилов выделял так называемый сложный субъект данного ОРМ, включающий в свой состав помимо оперативника тех участников судопроизводства, которые дают разрешение на опрос следующих категорий лиц-участников уголовного судопроизводства:

1) подозреваемого, содержащегося под стражей. Его опрос возможен только с разрешения соответствующего субъекта уголовного процесса (следователя, дознавателя, судьи), в производстве которого находится уголовное дело (ст. 95, ч. 2 УПК РФ);

2) обвиняемого (по поручению следователя или дознавателя).

Опрос допустим только при соблюдении норм УПК РФ (присутствие адвоката и др.).

Опрос как ОРМ имеет несколько разновидностей. В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого лица он может проводиться гласно или негласно, с зашифровкой цели его проведения или без таковой. Указанные виды опроса используются в различных комбинациях, образующих соответствующие подвиды рассматриваемого ОРМ:

1) гласный без зашифровки цели;

2) гласный с зашифровкой цели;

3) негласный без зашифровки цели;

4) негласный с зашифровкой цели.

Опрос как форма беседы (общения) двух людей может протекать как при непосредственном зрительном или слуховом контакте опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового, – посредством использования технических средств коммуникации (например, телефонной или мобильной связи, Интернета и др.).

В зависимости от стадии осуществления выделяется опрос, заранее подготовленный и опрос, заранее не подготовленный, т.е. проводимый экспромтом [5].

Как подчеркивают авторы учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности», возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием для проведения опроса. Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса жертвы преступления, если ее состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.


В том случае, если опрашиваемый является иностранцем, не владеющим русским языком, могут использоваться услуги переводчика. Подобная ситуация может возникнуть также в ходе общения с глухонемым, использующим язык жестов.

Как уже подчеркивалось, рассматриваемое ОРМ не требует предварительного разрешения на его проведение, то есть оперативный сотрудник самостоятельно определяет наличие законных оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД, и сам его осуществляет в зависимости от конкретных решаемых задач ОРД. По основаниям, указанным в этой статье, опрос может проводиться как в рамках возбужденного уголовного дела, так и до его возбуждения. Опрос может рассматриваться как отдельно взятое мероприятие и в качестве элемента реализуемого комплекса ОРМ.

Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств – он может осуществляться как в служебном помещении оперативного подразделения, так и в любом другом месте нахождения опрашиваемого лица (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др.). Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, связанные с их задержанием по подозрению в совершении преступлений [6].

Условием проведения гласного опроса является добровольное согласие на это самого опрашиваемого лица. Сенчихин С.П. и Зникин В.К. указывают на ряд «уязвимых» мест гласного опроса, связанных с «обязательностью явки» лица для проведения опроса, а также «обязательностью и полнотой его ответов» на вопросы оперативного сотрудника в ходе проведения данного ОРМ. Для нейтрализации этих «узких мест» указанные авторы предлагают задействовать механизм привлечения к административной ответственности.

В первом случае – за отказ от явки для проведения опроса они предлагают применять ст. 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника федеральной службы безопасности, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации); во втором случае – за отказ от предоставления в ходе опроса полной и неискаженной информации – ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации) [7].

При негласном или зашифрованном опросе согласия опрашиваемого лица не требуется. Один из основателей российской криминалистики И. Н. Якимов еще сто лет назад, характеризуя суть подобного опроса (расспроса), отмечал, что он представляет собой ловкое выпытывание в
разговоре сведений от нужного лица, вовсе не обязанного их давать и делающего это невольно, часто без осознания всей важности их содержания [8].

Легендированный опрос в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД может осуществляться с использованием документов, зашифровывающих личность должностных лиц или граждан, оказывающих им содействие, а также позволяющих им выступать от имени организаций, учреждений или предприятий, засекречивающих их ведомственную принадлежность.

Особую категорию составляют опросы с использованием специальных технических средств. К таковым, в частности, относится полиграф (детектор лжи), который в процессе опроса позволяет приблизительно оценить достоверность фактов, излагаемых человеком. В отечественной правоохранительной деятельности официальное использование полиграфных устройств при опросе стало практиковаться Комитетом государственной безопасности СССР в 1970-х гг. С 1994 г. он начал применяться в органах внутренних дел, а несколько позже – и в других силовых ведомствах.

По мнению некоторых российских специалистов, полиграф может также применяться в ходе следственных действий – допроса, предъявления для опознания и обыска, хотя при этом не исключаются и ошибки.

Следует особо подчеркнуть, что использование полиграфа в уголовном процессе ни в коей мере не может установить виновность подозреваемого, поскольку, прежде всего, это категория правовая, – подчеркивал в свое время профессор Ю.Г. Корухов. Поэтому результаты подобных исследований в рамках уголовных дел носят лишь ориентирующий характер [9, 10].

Несмотря на длительный период применения полиграфа в нашей стране, единого нормативного правового акта, регламентирующего его использование, как государственными, так и коммерческими структурами, до настоящего времени не принято [11].

В принципе полиграф может приобрести и использовать в личных целях любой желающий. Различные государственные органы при использовании этого устройства руководствуются своими ведомственными нормативными правовыми актами, как правило, закрытыми, регламентирующими использование этих устройств не только для противодействия преступности, но и в интересах кадровой работы. В любом случае применение полиграфа предполагает письменное согласие опрашиваемого.

При опросе с помощью полиграфа, как правило, участвует специалист. Присутствие специалиста требуется и при проведении опроса с использованием репродуктивного гипноза, а также в ходе опроса с применением психологических реагентов (музыкального и запахового фона) [12].