Файл: Дипломная работа Оперативнорозыскное мероприятие "Опрос".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 729

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На наш взгляд, все названные лица являются субъектами оперативно-розыскных мероприятий. Но кроме них к таким субъектам относятся руководители органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а при соответствующих обстоятельствах - следователь, прокурор, судья, а также должностные лица правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Отнесение указанных лиц к субъектам оперативно-розыскных мероприятий обусловливается следующими причинами. Во-первых,' названные лица имеют право давать обязательные для исполнения поручения, указания и делать запросы, которые, согласно Закону (ст. 7), являются основанием для проведения таких мероприятий.

Во-вторых, в решении вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д., непосредственное участие принимает судья. Именно он санкционирует осуществление перечисленных мероприятий.

В-третьих, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий, возложен на прокурора. Прокурор имеет право:

  • давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятии либо требовать их прекращения;

  • при обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий направлять руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения и т.д.

По нашему мнению, исходя из приведенных точек зрения и анализа закона об ОРД субъектом имеющим право проводить опрос является оперативный сотрудник органа, которому предоставлено право осуществлять ОРД, а так же иное любое лицо (специалист, агент, доверенное лицо, сотрудник правоохранительного органа, другой гражданин) по поручению оперативного работника.

Следующее деление опроса по объекту. Объектом опроса, является лицо, которое обладает (реально или вероятно) информацией, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного или гражданского положения, психического состояния, религиозных убеждений или любых иных обстоятельств.


Объекты опроса, источники информации, выбираются оперативным работником исходя из сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также наличия информации о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, объекты опроса могут быть определены в результате оценки и анализа оперативной обстановки в рамках дела оперативного учета, а также до его заведения, изучения образа жизни лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению преступлений; рассмотрения причин и условий совершения уже раскрытых преступлений; анализа материалов уголовных дел и т.д.

В работе посвященной оперативно-розыскной деятельности в органах налоговой полиции В.М. Вершинин, рассматривая вопрос о объекте опроса, выделил следующие категории объектов опроса:

  • лица, располагающие в силу случайно сложившихся обстоятельств или служебного положения информацией, представляющей профессиональный интерес для сотрудников налоговой полиции (потенциальные свидетели, осведомленные о конкретных фактах умышленного укрывательства доходов, подделке или фальсификации финансовых документов, умышленном уклонении от декларирования доходов и т. п.);

  • граждане, входящие в ближайшее служебное или бытовое окружение проверяемого лица и обладающие значимой информацией о проверяемых или разрабатываемых лицах, обоснованно подозреваемых в совершении налоговых преступлений;

  • лица, склонные к совершению противоправных действий, являющиеся соучастниками группового нарушения налогового законодательства и в силу своих личных качеств способные раскрыть определенные фактические данные при условии сохранения конфиденциальности их опроса.

Карпухин С.В. предлагает иную классификацию, охватывающую все категории объектов опроса. По его мнению, наиболее полная классификация опрашиваемых может выглядеть следующим образом:

  • опрос лиц, в отношении которых имеются иммунитеты;

  • опрос лиц, входящие в сферу и инфраструктуру криминальной среды;

  • опрос лиц, не связанных с криминальной средой, но обладающих интересующей оперативной информацией.

Согласно этой классификации, существует ряд исключений в законодательстве касающиеся граждан Российской Федерации, а также в соответствии с международным законодательством предусматривает ряд исключений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и опроса, к некоторым категориям иностранных граждан.



На наш взгляд первая классификация написана только для одного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (кстати уже не существующего). При этом из представляемой классификации не следует цель опроса - борьба с преступностью. Вторая классификация делает упор на иммунитеты. Поэтому нам представляется необходимым дать свою классификацию опроса в зависимости от объекта:

1. лица непосредственно совершившие преступления;

2. лица, обеспечивающие совершение преступления (обслуживающие преступника);

3. лица из числа ближайшего окружения преступников не совершавшие преступных действий;

4. лица, обладающие косвенной (оперативной) информацией

По времени на наш взгляд можно выделить два вида опроса, первый кратковременный, ограниченный небольшими временными рамками, в ходе которого задаются несколько конкретных вопросов или выслушивается информация у лица без детального уточнения. Второй вид опроса длящийся, не ограниченный по времени, в связи с чем опрос и уточнение информации даже по одному эпизоду может потребовать не одного дня (с перерывами на лечение требующегося потерпевшему находящегося в больнице).

Следующее деление опроса на виды зависит от места проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия. При решении задач оперативно-розыскной деятельности оперативный сотрудник самостоятельно принимает решение, где необходимо провести опрос. Место проведения опроса может диктоваться конкретными обстоятельствами, которые должен учесть оперативный сотрудник для более качественного и эффективного проведения опроса. Согласно этим критериям, опрос может быть:

1. стационарным (как правило в служебном помещении органа, осуществляющего ОРД);

2. объектовым (в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (садовом участке, частной квартире, промышленном цеху и т.д.);

3. в движении (в том числе пешком на улице, в служебном и общественном транспорте);

4. на месте происшествия.

Место проведения опроса определяет оперативный работник, исходя из конкретно складывающихся обстоятельств дела. Лучше всего проводить опрос в служебном кабинете, так как официальная обстановка будет способствовать общению опрашиваемым. Нежелательно его проводить по месту жительства опрашиваемого лица. Важно лишить его психологического преимущества, которое он испытывает, находясь у себя дома.


Выбор места проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия может быть реализован, когда опрашивающее лицо знает кого, когда, по каким вопросам будет опрашивать.

По моменту проведения опроса указанное оперативно-розыскное мероприятие можно подразделить как до возбуждения уголовного дела, так и во время предварительного следствия и даже после него.

Опрос может проводиться оперативным сотрудником до возбуждения уголовного дела, так и непосредственно в рамках уголовного дела, по поручению дознавателя, следователя, прокурора, суда.

Основания для проведения опроса до возбуждения уголовного дела указаны в статье 7 Закона об ОРД.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие может проводиться до возбуждения уголовного дела и может преследовать цель - получение сведений, не связанных с обнаружением и раскрытием преступлений, установлением совершивших их лиц. Эти сведения могут быть необходимы для решения вопроса о допуске к работе с секретными документами, о выдачи лицензию на охранную деятельность, для других задач, не связанных борьбой с преступностью.

Производство оперативно-розыскных мероприятий, в частности опроса может осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела в качестве оперативного сопровождения.

В частности, Конституция РФ закрепляя права обвиняемого на его освобождение от обязанности доказывать свою невиновность и свидетельствовать против себя (ч. 2 ст. 49, ст. 51) и обеспечение ему права пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48), исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов.

Поскольку нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний Конституции РФ, опрос обвиняемого по поручению следователя не может быть проведен без соблюдения положений норм УПК, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства.

Поскольку опрос предполагает непосредственное общение объекта и субъекта мероприятия, его проведение в отношении подозреваемого, содержащегося под стражей, допускается с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (см. ст. 95 УПК) [11].


Следующее видовое деление опроса проведем в зависимости от зашифровки личности опрашивающего (с сокрытием и без сокрытия). Он тесно связан с субъектом проведения опроса - это возможность опрашивающего лица скрывать свою профессиональную принадлежность или выступать непосредственно от имени оперативного подразделения. Проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участие в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. Это вытекает из полномочий органов, осуществляющих ОРД. Так, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет представляться и выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе (ст. 15ФЗ об ОРД)

Наиболее простая и стандартная ситуация, когда при проведении опроса, оперативный работник выступает от своего имени, и представляется сотрудником органа, в котором он действительно несет службу. Однако при проведении опроса это не всегда целесообразно. В ряде случаев важно, а порой и просто необходимо при проведении опроса скрыть свою профессиональную принадлежность.

Если опрос проводиться с сокрытием профессиональной принадлежности необходимо учитывать определенные трудности, связанные с конспирацией самого субъекта опроса, транспортного средства, места предполагаемого проведения опроса. При реализации данного вида оперативно-розыскного мероприятия оперативный сотрудник должен обладать соответствующими документами, навыками, знаниями и умениями, которыми должно обладать лицо, за которое себя выдает оперативный сотрудник.

В ряде научных публикаций, посвященных оперативно-розыскным мероприятиям, высказывается мнение, что опрос может проходить только с согласия опрашиваемого лица.

Законодатель не определяет такого условия проведения опроса, как согласие опрашиваемого, однако его проведение допустимо только с добровольного согласия такого лица. По нашему мнению, под добровольным согласием следует понимать общение объекта и субъекта ОРМ без принуждения, без понуждения его к беседе с использованием угроз либо иного неправомерного воздействия.

То есть, при проведении опроса нельзя принуждать лицо, предоставлять ту или иную информацию, опрашиваемое лицо должно само быть готово предоставить, имеющую у него информацию. Факт вступления опрашиваемого в речевой контакт и его ответы на поставленные вопросы свидетельствует о его согласии на беседу вне зависимости от того, испрашивал предварительное согласие на опрос, оповещал ли опрашивающий о целях, содержании предстоящего разговора либо нет.