Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Коник Юлия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высокий уровень – воспитанник самостоятельно выполняет предложенные воспитателем упражнения. Быстро включается и выполняет работу. Его речь отличается богатством словарного запаса. Воспитанник применяет в своей речи необходимые слова, словосочетания, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Может передать содержание прослушанного и прочитанного текста объёмом более 4 предложений: подробно, сжато, выборочно. Самостоятельно строит связное высказывание (рассказ, описание, рассуждение) объёмом более 4 предложений; удачно подбирает лексические средства или использует авторские. Внимательно и доброжелательно слушает собеседника, которым есть воспитатель, не допускает речевых ошибок, самостоятельную работу выполняет без какой-либо помощи.

Достаточный уровень – воспитанник может самостоятельно выполнять предложенные воспитателем упражнения, быстро включается в работу. Его речь отличается достаточной насыщенностью словарного запаса. Воспитанник применяет в своей речи необходимые слова, простейшие виды сложносочиненных иногда, сложноподчиненных предложений. Может передать содержание прослушанного или прочитанного текста объёмом до 4 предложений кратко, выборочно; может пропускать определённые авторские средства выразительности. Может самостоятельно строить связное высказывание (рассказ, описание, рассуждение) объёмом 3-4 предложения; иногда возникают трудности при последовательности изложения собственного мнения. Во время выполнения самостоятельной работы воспитанник пользуется помощью воспитателя, но не в значительной степени.

Средний уровень ученических достижений характеризуется следующими критериями – ребёнок-дошкольник, когда выполняет упражнения, опирается на вспомогательные средства: содержание, рисунки, вопросы и образцы. При построении самостоятельных предложений или собственных высказываний допускает некоторые речевые ошибки. В связном тексте (пересказ, рассказ, описание, рассуждение) иногда нарушает последовательность его действий, испытывает некоторые трудности в подборе и применении в речи слов-синонимов, а также в определении основной мысли для краткого пересказа, в построении выборочного высказывания – чаще всего использует второстепенную информацию. В самостоятельном выполнении упражнений требует значительной помощи воспитателя.

Начальный уровень характеризуется тем, что ребёнок-дошкольник выполняет упражнения только с помощью воспитателя, опираясь на вспомогательные средства, рисунок, вопросы и образец, в основном использует образец. В подборе собственных предложений и применении лексики, составлении словосочетаний допускает значительные ошибки, структура его предложений не соответствует лексическим нормам. Связные высказывания у этих учеников определяются ограниченностью лексики, они являются незавершенными, имеют место речевые ошибки. Самостоятельно воспитанник выполняет задания только после детального объяснения учителем.


Наше экспериментальное исследование происходило по разработанной нами лингводидактической модели, которая занимала четыре последовательных этапа:

1) формирование у детей понятия о слове как единице языка – выработка у детей дошкольного возраста навыков оперировать словом. А именно: выяснение лексического значения этого слова, подбор соответствующей лексемы и использования ее в речи;

2) формирование у детей дошкольного возраста представлений о словосочетании как номинативном средстве языка – ознакомление детей дошкольного возраста с основными способами сочетания слов в словосочетании на основе подрядной связи, применение словосочетаний, употребление их в самостоятельной речи;

3) формирование у детей представлений о предложении как единице речи, дополнение незавершённых предложений, редактирование предложений, распространение с помощью лексических, стилистических и грамматических средств, построение и использование простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

4) формирование у детей представлений о выражении собственного мнения как целостной смысловой единице речи – восприятие иного мнения, понимание этой мысли и запоминание текстов, воспроизведение воспринятого текста (высказывания) – пересказ может быть: детальный, сжатый, выборочный; создание детьми собственных высказываний: на любую тему рассказа, описания, рассуждения.

Сравнительные данные сформированности уровней развития устной речи детей дошкольного возраста в процессе чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества на констатирующем и заключительном этапах представлен в таблице 1.

Мы можем увидеть, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии речи детей дошкольного возраста. До начала обучения высокого уровня навыков не было обнаружено ни у одного ученика, в конце обучения – этот уровень был характерным для 20% респондентов; более чем вдвое возросло количество воспитанников, имеющих достаточный уровень (с 22% до 47%), количество обучающихся, которые имели средний уровень уменьшилась (с 38 до 25%). Начальный уровень был характерен лишь для 8% воспитанников (было 42%).

У детей контрольной группы были отмечены лишь незначительные изменения. Так, высокий уровень обнаружили 12% респондентов. На среднем уровне развития речи находились 34% (было 43%), на достаточном 30% (было 15%) и на начальном уровне осталось 27% (было 43%) дошкольников.



Уровень сформированных речевых умений в экспериментальных группахпо сравнению с контрольными значительно возрос: при выполнении упражнений со словом на 7%, словосочетанием – на 50%, предложением – на 13%, связными высказываниями – на 21%.

Таблица 1

Динамика речевого развития воспитанников при использовании различных видов работ по развитию связной речи

№ п/п

Направления речевого развития воспитанников

Экспериментальная группа,%

Контрольная группа,%


В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

1

Изменения в дикции, орфоэпии

41

47

43

67

2

Обогащение словарного запаса

38

45

37

62

3

Изменения в построении предложения

41

44

43

75

4

Составление грамматического строя речи

37

42

42

67

5

Построение устных связных высказываний

35

42

36

63


Полученные данные представлены в диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1. Общий уровень развития речи воспитанников в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента
Итак, можно сделать такой вывод, что количество воспитанников, имеющих высокий и достаточный уровень развития речи в экспериментальных группах составляет 67%, в контрольных – 40%. Мы можем увидеть положительные результаты нашей экспериментальной работы, которые служат достаточным основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования и свидетельствуют о том, что эффективность отобранных упражнений и методики формирования речевых умений выполнена на достаточном уровне.

Можем сказать, что в экспериментальной группе больше внимания нами уделялось разносторонней и систематической работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Использованный нами подход способствовал значительной динамике развития речи у детей дошкольного возраста. Наблюдались положительные изменения в работе и в направлении упорядочения грамматического строя речи, в построении самостоятельных предложений, устных связных высказываний, расширении словарного запаса воспитанников; выразительности их речи, дикции и орфоэпии.


Согласно результатам нашего экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

- применение нового вида работы по развитию связной и устной речи в работе с детьми дошкольного возраста должно быть всегда хорошо продуманным, методично обоснованным, педагогически целесообразным, проводиться систематически, с применением творческого подхода воспитателем в этот процесс;

- развитие речи детей дошкольного возраста всегда зависит от самого воспитателя, а также знаний, умений, возрастных и психологических особенностей группы, творческих способностей воспитателя и его подходов при подготовке к занятиям, а также от владения воспитателем арсеналом методов и приемов для достижения поставленной цели;

- развивать связную речь следует на всех этапах чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества, поэтому на уроках чтения, обсуждения занимает главное место. На основе сознательного восприятия текста учащиеся учатся точно, связи, лаконично, комплексно выражать свои мысли.

Таким образом, анализ данных, полученных в результате экспериментального исследования, свидетельствует об эффективности использования различных видов работы с произведениями устного народного творчества как средства развития связной и устной речи детей дошкольного возраста.


Заключение
Во время прохождения практики у меня была возможность осуществлять поиск и использование информации, которая необходима для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Кроме того, была возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, воспитанниками, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Начинающего педагога к мастерству приводит совершенствование педагогической техники, выработанные навыки. Это значит, – совершенствование умения понимать воспитанника, а это знание психологии общения, особенностей общения с детьми, методических аспектов, отношений, педагогической психологии; речевых умений: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как она развивается; умение выразить свое отношение к поступку, к человеку, свое эмоциональное отношение; и в то же время овладение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.


Все эти качества помогает развить именно практика, она является непременным условием формирования грамотного специалиста. Мало иметь только теоретические знания, нужно уметь их получать (необходимые именно для твоей профессии) и применять их на практике.

Следующими факторами профессионального мастерства являются субъективные факторы.

Субъективные факторы – это качества, характеризующие индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.

Необходимыми и достаточными условиями формирования личности педагога являются следующие качества:

1. Профессиональная направленность личности, она выражается в адекватном понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной профессии, этому также способствует практическая деятельность.

2. Профессиональное мышление. Оно проявляется в практической деятельности, в процессе решения задач и потому определяют ее успешность.

3. Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей.

Все эти условия реализуются также в процессе практики.

Итак, профессиональное мастерство базируется на разнообразии практической деятельности специалиста.
Выполнила : Коник Юлия Владимировна

Список использованной литературы

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М.Аксарина. – 3-е изд. – М., 1977. – С.40-67.

  2. Акулина, Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н.А. Акулина // Изобразительное искусство в школе: журнал. – 2014. – №5. – С. 62-77.

  3. Аладатова, Е. В., Нехорошева, А. М., Шестакова, Т. П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 24-29. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11343/ (дата обращения: 05.01.2020).

  4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения Методическое пособие для воспитателей [Текст] /А. Г. Арушанова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005. – 128 с.

  5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с.

  6. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981. – №5. – С.45-69.

  7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.

  8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С.Выготский. – М., 1982. – Т. 2. – 504 с.; Т. 3. – 368 с.

  9. Горохова, М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография / М.Ю.Горохова. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.

  10. Гусева, С. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности / С. Гусева, О. Гончарова // Дошкольное воспитание: журнал. – 2014. – №9. – С. 54-64.

  11. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25 – 26.

  12. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9. – С. 15-20.

  13. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте // Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. – М.: Прометей, 1995. – 96 с.

  14. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995. – 206 с.

  15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 416 с.

  16. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия “Мир вашего ребенка”. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.

  17. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

  18. Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 125 с.

  19. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб.: Питер, 1998. – 345 с.

  20. Музенитова, Э.А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора: автореф.дисс. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Музенитова Э.А. – Ростов-на-Дону, 2009. – 25 с.

  21. Ниськова, Ю.В. Песочная терапия как средство развития дошкольников / Ю.В. Ниськова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2014. – №8. – С. 54-57.

  22. Нищева, Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. – учебно-методическое пособие-конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. – 47 c.

  23. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.,2008. –189 с.

  24. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

  25. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., Наука 2000. – 230 с.

  26. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968. –269 с.

  27. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., М., 1983. – С.2-16.

  28. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

  29. Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 344 с.

  30. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.

  31. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. -- М.: Просвещение, 1979.

  32. Степаненкова, Е.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Я.Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

  33. Степаненкова, Е.Я. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка / Е.Я.Степанкова. – М., 2001. – С.2-14.

  34. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – Москва: Политическая литература, 1982 – с.200-270.

  35. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста / Е.А.Тимофеева. – 2-е изд. – М., 1986. – С.65-78.

  36. Ушакова, О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

  37. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. Том I – Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html.

  38. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с.