Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Коник Юлия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложения

Приложение 1
Доклад «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Достаточно редким явлением есть образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотёк.

Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

- формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми;


- обогащение активного словарного запаса ребенка;

- развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов;

- приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы;

- развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Развитие речи, по его мнению, начинается с чёткого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму. Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.



Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое. Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития ребенка.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова). Программа «Истоки» (авторский коллектив центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством доктора пед. наук Л.А. Парамоновой) и др.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами (к школе приобрести это умение просто необходимо);

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;


- плохая дикция.

Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья ), именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей.

Развитие связной речи у маленького человека – долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколёнка сложно переоценить. С помощью речи ребёнок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребёнок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, которые провели первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей – детей, по каким-то причинам оказавшихся лишёнными контакта с людьми в возрасте до 6 лет.

Игра – одна из основных форм деятельности человека, особенно важное место она занимает в жизни ребенка.

Одной из этих особенностей игровой деятельности является ее относительная независимость от практических потребностей жизни. Игроки руководствуются в основном непосредственным интересом к самому процессу игры или к ее содержанию. Мотивом к игре есть возможность проверить свои способности, силу, попытки получить положительные эмоции, радостное чувство удовлетворения своей активностью, достигнутыми успехами.

Второй характерной особенностью игры является тесная связь с общественной жизнью. В играх отражаются важные явления окружающей среды.

Некоторые исследователи выделяют в качестве одной из важных особенностей игровой деятельности полную свободу проявления и даже подчёркивают недопустимость какого-либо вмешательства со стороны.

Но такая безграничная свобода может привести к проявлению не совсем позитивных сторон игроков. Игра – это всегда импровизация, как бы тщательно она не была подготовлена.

Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, также создание условий для общения и взаимодействия сверстников.

Взаимодействие при игровой деятельности проявляется не только в повышении уровня инициативности и изобретательности, но и, что немаловажно, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра по игре, и в результате коллективного общения приводит к развитию коммуникативных способностей.


При жизни человек проигрывает много ролей и к выполнению каждой из них готовится сам или его готовит общество.

Игровая ситуация (как в процессе подвижной игры, так и в процессе дидактической игры, в процессе игр с дидактическими пособиями) создаёт благоприятную почву для формирования сплочённого коллектива, способности его членов совместно, не причиняя друг другу неудобств, выполнять задания, учиться замечать и оценивать поступки сверстников.

Уже говорилось о том, что игра является не только средством социализации ребенка, поскольку, играя, он ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, но и средством развития речи. Она способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык, учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.

Сказка, детские песенки, игры-забавы... Их возможности большие. Первые сказки, рассказы: ребенок дошкольного возраста слышит ритмичный язык, слова часто звучат как в стихах, а героям предоставляются необычные определения.

Человечество из поколения в поколение, передавая содержание сказок, давало ответы на основные жизненно важные вопросы, ведь историю развития взаимоотношений между людьми заложено в сюжетах многих сказок, детских произведений.

Принципы, которые способствуют воспитанию у детей интереса к познанию:

- восприятие художественных произведений;

- стимулирование к культурно-творческим проявлениям с их содержанием;

- организация целенаправленного обучения языково-художественному творчеству через литературно-речевую деятельность;

- использование произведений художественной литературы и фольклора в процессе культуро-творческого развития детей;

- обучение детей проявлять словесное творчество посредством:

- составления самостоятельных произведений на основе анализа художественных источников, активного усвоения содержания и художественной формы;

- сочинение сказок;

- придумывание небылиц;

- составление воображаемых рассказов по сказочным сюжетам, а также сюжетам детских игр;

- дополнение сказочного сюжета своим творческим словесным сопровождением;

- обработка сказок по новому придуманному сюжету.

- сложение стихов.