Файл: Сегодня ни для одного гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Торгово-технологические процессы в магазине «Пятерочка»
1.1 Определение вида розничной торговой сети, к которому относится выбранный магазин
1.2 Определение вида и типа исследуемого магазина
1.3 Факторы и принципы, на основе которых магазин размещен в городе
1.4 Соблюдение требований, предъявляемых к устройству магазинов
1.5 Анализ состава помещений магазина и их планировки
1.6. Оценка услуг розничной торговли в магазине
2 Система складирования и складские процессы магазина «Пятерочка»
2.1. Общая характеристика системы складирования магазина «Пятерочка»
2.2. Анализ складских процессов и технологических операций
В помещениях для хранения товаров строго соблюдаются санитарные условия. Товары, хранящиеся в магазине, периодически просматриваются, перекладываются, очищаются от пыли. Регулярно проводятся дератизация и дезинсекция.
Ответственность за надлежащее хранение товаров в магазине несут материально ответственные лица.
Перед подачей в торговый зал товар полностью подготавливается к продаже. Подготовка товара к продаже заключается в распаковке, сортировке, упаковке, упаковке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени готовности товара к продаже на момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
Значительная часть продуктов питания поступает в неупакованном виде, и их упаковка осуществляется непосредственно в магазине. В основном фасуются сыпучие продукты питания, кондитерские изделия, овощи, фрукты.
В магазине товары упаковываются с помощью электронных весов "CAS" 6-М в специальном помещении площадью 6 м2. Зона упаковки расположена в непосредственной близости от зоны хранения товаров и рядом с торговым залом. Рабочее место упаковщика оборудовано соответствующим инвентарем и упаковочными материалами.
Перед доставкой в торговый зал товар маркируется и укладывается в корзины, коробки, тележки.
Товар доставляется в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не мешать процессу продажи. Тележки или оборудование для таро используются для перемещения товаров.
Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Это позволяет правильно планировать потоки покупателей, сокращать время на выбор товаров, увеличивать пропускную способность магазина, снижать трудозатраты персонала магазина при пополнении запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина осуществляется с учетом следующих основных требований: предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершать покупки в кратчайшие сроки; создание комфортных условий во время пребывания покупателей в магазине; предоставление покупателям необходимой информации и широкого спектра услуг; оптимальное использование торговых площадей магазина; обеспечение сохранности материальных ценностей; организация рациональных товарных потоков и расчетных операций с клиентами.
При размещении товаров в торговом зале они, как правило, выбираются в соответствии с принципом комплексного потребления, взаимозаменяемости или по прямому назначению. Это позволяет покупателям совершать сложные покупки, сокращает время их пребывания в магазине.
Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобства при выборе, задерживает поток покупателей, то они располагаются в нескольких местах торгового зала.
Товары с высоким оборотом расположены ближе к источникам пополнения.
Важную роль в улучшении организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. Каждая товарная группа занимает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале.
При назначении зон постоянного размещения товарным группам учитываются следующие требования: зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непосредственно в магазине, примыкает к помещениям, в которых готовятся эти товары; для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяется зона в глубине торгового зала, где отсутствуют основные потоки покупателей; крупногабаритные и тяжеловесные товары располагаются в зоне возле кассового узла; товары, требующие частого пополнения, размещаются вблизи складских помещений; выложенные товары обеспечивают свободный проход и доступ к ним для покупателей.
Дорогие товары и в небольших упаковках размещаются рядом с рабочим местом контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах.
При распределении товаров по площади торгового зала также важно, чтобы были созданы условия для их хорошего обзора, как покупателями, так и сотрудниками магазина.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используются различные виды торговой мебели, упаковочное оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь размещения и вместимость торгового оборудования.
1.6. Оценка услуг розничной торговли в магазине
Продажа товаров является завершающим этапом торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этом этапе, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием клиентов.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента продаваемых товаров и способов их продажи. Таким образом, покупатель тратит значительно меньше времени на выбор товаров повседневного спроса, чем на товары периодического или редкого спроса. Содержание операций по продаже товаров в магазинах с использованием различных методов продажи, под которыми понимается совокупность приемов и способов продажи товаров покупателям, существенно отличается. Способ розничной продажи товаров, который используется в магазине «Пятерочка», является методом самообслуживания.
Основным преимуществом метода продаж, основанного на самообслуживании клиентов, является возможность обслуживать больший объем клиентов, чем при использовании традиционного метода розничных продаж “без рецепта». В то же время отсутствие консультанта в торговом зале продавца, готового предоставить покупателю информацию о товаре, в сочетании с низким уровнем профессионализма персонала является основным недостатком данного метода продаж в магазине «Пятерочка».
Структура товарооборота магазина «Пятёрочка» представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ структуры товарооборота магазина «Пятёрочка»
Наименование групп товаров | 2018г | 2019г | 2020г | |||
Товарооборот, тыс. руб. | Доля в общем товарообо роте, % | Товарооборот, тыс. руб. | Доля в общем товарообо роте, % | Товарооборот, тыс. руб. | Доля в общем товарообо роте, % | |
Колбасы | 3753,8 | 11,6 | 3977,8 | 11,1 | 4103,8 | 10,6 |
Полуфабрикаты | 3451,4 | 10,6 | 3675,7 | 10,2 | 3861,7 | 10 |
Молоко и молочная продукция | 3265,3 | 10 | 3489,5 | 9,7 | 3675,8 | 9,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 2954,6 | 9,1 | 3178,8 | 8,9 | 3364,9 | 8,7 |
Кондитерские изделия | 2852,7 | 8,8 | 3077,2 | 8,6 | 3263,8 | 8,4 |
Слабоалкогольная продукция | 2568,3 | 7,9 | 2792,5 | 7,8 | 2991,5 | 7,7 |
Консервы | 2121,5 | 6,5 | 2345,6 | 6,5 | 2531,6 | 6,5 |
Безалкогольная продукция | 1991,8 | 6,1 | 2215,9 | 6,2 | 2401,9 | 6,2 |
Овощи, фрукты | 1895,4 | 5,8 | 2119,4 | 5,9 | 2324,8 | 6 |
Вкусовые товары | 1677,1 | 5,1 | 1901,4 | 5,3 | 2100,9 | 5,4 |
Бытовая химия и средства личной гигиены | 1432,6 | 4,4 | 1656,7 | 4,6 | 1842,8 | 4,8 |
Яйцо фасованное | 1362,1 | 4,2 | 1586,3 | 4,4 | 1772,3 | 4,6 |
Мороженное | 1186,4 | 3,6 | 1410,5 | 3,9 | 1596,5 | 4,1 |
Табачные изделия | 1059,3 | 3,3 | 1283,5 | 3,6 | 1481,2 | 3,8 |
Прочее | 911,9 | 2,8 | 1135,9 | 3,2 | 1321,9 | 3,4 |
Итого: | 32484,2 | 100 | 35846,7 | 100 | 38641,4 | 100 |
Реализации подлежат только доброкачественные продукты. В случае обнаружения недробокачественных товаров реализация их должна быть приостановлена, о чем оператор торгового зала должен доложить администрации.
В таблице 2 проведем сравнительную характеристику магазина «Пятерочка» с конкурентами.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика предприятия и конкурентов
Критерии оценки | Наименование предприятий | |||
Объект исследования | Магнит | Дикси | Лента | |
Месторасположение | 5 | 5 | 4 | 3 |
Ассортимент | 5 | 5 | 4 | 5 |
Цена на товары | 4 | 4 | 4 | 5 |
Торговая площадь | 5 | 5 | 4 | 5 |
Дополнительные услуги | 5 | 5 | 4 | 5 |
Итого | 24 | 24 | 20 | 23 |
На основании полученных данных следует вывод о том, что основным конкурентом для предприятия является «Магнит» по следующим направлениям: местоположение, ассортимент, цены, торговая площадь и дополнительные услуги. Дикси уступает по местоположению, ассортименту, торговой площади и дополнительным услугам. Лента уступает «Пятерочке» по местоположению, так как гораздо удобнее сходить в магазин рядом с домом.
В таблице 3 представим классификацию услуг розничной торговли.
Таблица 3 – Классификация услуг розничной торговли
№ п/п | Услуги торговли | Содержание услуг |
1 | Реализация товаров | реализация товаров в универсаме (супермаркете) |
2 | Оказание помощи покупателя в совершении покупки и при ее использовании | прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставка на дом) |
3 | Информационно-консультационные услуги | предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами |
4 | Создание удобства покупателям | прием и хранение вещей покупателей |
Также проанализируем характеристику требования к услугам розничной торговли.
Таблица 4 – Характеристика требований к услугам розничной торговли
№ п/п | Общие требования к услугам розничной торговли | Характеристика требований |
1 | Социального назначения | - обеспеченность населения услугами данного вида; - соответствие уровня качества услуги розничной цене; - социальную адресность услуги, т. е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов. |
2 | Функциональной пригодности | - точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; - наличие товаров надлежащего качества; - наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента; - обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; - информативность, т.е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; - соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями. |
3 | Эргономики | - комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и др.; - гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т. п.; - доступность информации возможностям восприятия потребителем. |
4 | Эстетики | - интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения. |
5 | Технологичности | - наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения, с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг; - создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания; - наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров; - наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению; - наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания; - оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей. |
6 | Безопасности | - безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований. |
7 | Охраны окружающей среды | - оказание услуги торговли не должно вызывать ухудшения характеристик окружающей природной среды (засоренность территорий, запыленность и загазованность воздуха и т. п.). - предприятие торговли должно исключить возможность попадания опасных и вредных веществ в воздух, почву, водоемы, водопровод и канализацию в соответствии с установленными требованиями |