Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350, [2] с.

  3. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.

  4. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  2. Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с.

  3. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с.

  4. Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.


Проблематика этнопсихологии как науки и ее понятийный аппарат

Этнопсихология – от греческого «ethnos» – народ, «psyche» – душа, «logos» – учение, слово. Термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке. Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем, что она представляет собой междисциплинарную область знания. Современная этнопсихология вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, лингвистики, культурологии, антропологии и др.)

Этнопсихология занимается исследованием трех больших проблемных блоков:

  • национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, а также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей; своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов;

  • этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера;

  • социально-психологических факторов этногенеза (детерминации национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры).


В этнопсихологии выделяют следующие различия в формах сознания этносов:

  1. мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности.

  2. интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных интеллектуальных качеств, дающих возможность
    по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности. Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общности.

  3. эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Различия, к примеру, в реактивности различных наций объясняются в первую очередь не тем, что в одной нации больше холериков, а в другой – меланхоликов и т.д., а в том, что выработанные на протяжении веков тра­диционные формы поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением.

  4. коммуникативно-поведенческая сфера включает установившиеся у народа нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства. Каждый знает, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями.

Психологию индивидов или даже психологию отдельных групп внутри этноса мы можем изучать в сравнении, сопоставлять между собой. Ведь эти индивиды и группы существуют в одной и той же природной и социальной среде, стоят перед сходными проблемами общеэтнического или (что, по сути дела, то же самое) общенационального масштаба. И если они на один и тот же вызов этой среды, на одну и ту же стереотипную ситуацию реагируют по-разному, в этом, помимо всего прочего, проявляется и их различная психология.

Одна из задач этнопсихологии состоит в том, чтобы определить, каким путем вырабатываются у представителей того или иного этноса определенные поведенческие реакции на определенные житейские ситуации. Причем ситуации имеются в виду не обще­человеческие, а характерные именно для условий жизни (природных и социальных) данного этноса.


Структура и основные понятия психологии этноса

В определении структуры психологии этноса выделяют два подхода:

1. Выделяется 3 уровня в психологической структуре представителя любого этноса:

  1. эгоцентрический – преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и благополучию;

  2. группоцентрический – базируется на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он переносит на нее свои эгоцентрические устремления;

  3. универсально-гуманистический – каждый человек, независимо от его этнической принадлежности, является ценным сам по себе.

2. Выделяет две группы компонентов в структуре психологии этноса:

  1. динамические (кратковременные, изменяющиеся):

  • Этнические чувства – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям;

  • Этнический вкус – оценка правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности;

  1. статические (долговременные, устойчивые):

  • Этническое сознание – совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотип.

  • Менталитет этноса формируется в ходе длительного исторического развития. Это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного этноса, это умонастроения, неявные установки мыслей и ценностные ориентации, автоматизмы и навыки сознания. К этническому менталитету относятся также образ и ритм жизни, прямо вытекающие из специфики природной среды и хозяйственной деятельности. Обыденное мышление фиксирует наличие «этнического темперамента». Менталитет определяет национальный характер и национальную модель социального поведения.
  • 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


Национальный характер – это исторически складывающаяся совокупность своеобразных черт социального темперамента, психологических «традиций», вкусов, привычек, эмоционально-психологических реакций. Например, к национальному характеру относятся такие черты, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.

  • Психический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности:

    1. Этнический характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

    2. Этнический темперамент – определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности.

    3. Этнические традиции и обычаи – сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности.

    4. Этнические интересы – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности.

    Все эти структурные элементы этнической психологии всегда находятся в динамическом движении и тесно переплетены между собой. Поэтому они должны рас­сматриваться не только в плане их «пространственного» расположения, но и в диалектической связи, в историческом развитии.
    Этнопсихологические барьеры МЭК


    Особый интерес представляет изучение барьеров коммуникации представителей разных социокультурных систем, которые могут вызвать культурный и коммуникативный шок. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. Существующие коммуникативные проблемы трансформируются в барьеры при их устойчивом воспроизводстве в течение определенного периода времени. Косвенным индикатором наличия барьеров может служить их отражение в сознании участников интеракции.

    О.А. Леонтович подразделяет «барьеры» (помехи), которые могут возникнуть в ситуации МЭК, на следующие виды:

    А) физиологические:

    • дефекты речи и слуха;

    • нарушения двигательного аппарата, затрудняющие мимику и жестикуляцию;

    • потеря зрения, препятствующая восприятию визуальных сигналов (письменной речи, мимики, жестов);

    Б) языковые:

    • фонетические, лексические и грамматические ошибки в процессе речепроизводства;

    • нарушение логики высказывания;

    • неверное восприятие речи на слух;

    • неправильная интерпретация семантики языковых единиц;

    • непонимание грамматических конструкций;

    • неумение воспринимать целостность текста;

    В) поведенческие:

    • неумение внимательно слушать собеседника;

    • использование невербальных сигналов, не соответствующих вербальным;

    • неадекватные поведенческие реакции на высказывание собеседника;

    Г) психологические:

    • неблагоприятные черты личности (необщительность, подозрительность и др.);

    • предвзятость;

    • узость кругозора;

    • чрезмерная эмоциональность;

    • завышенная или заниженная самооценка;

    • неуважение к собеседнику;

    • конфликтные установки;

    Д) культурологические:

    • различия менталитетов и национальных характеров;

    • расхождения в языковых картинах мира, включая восприятие времени и пространства;

    • действие культурных стереотипов;

    • различия в ценностных ориентирах;

    • несовпадение культурно-языковых норм;

    • различия в коммуникативных стратегиях;

    • специфические формы и средства невербальной коммуникации, используемой в разных культурах.