Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
Основная:
-
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c. -
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350, [2] с. -
Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с. -
Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.
Дополнительная:
-
Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с. -
Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с. -
Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с. -
Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.
Проблематика этнопсихологии как науки и ее понятийный аппарат
Этнопсихология – от греческого «ethnos» – народ, «psyche» – душа, «logos» – учение, слово. Термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке. Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем, что она представляет собой междисциплинарную область знания. Современная этнопсихология вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, лингвистики, культурологии, антропологии и др.)
Этнопсихология занимается исследованием трех больших проблемных блоков:
-
национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, а также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей; своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов; -
этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера; -
социально-психологических факторов этногенеза (детерминации национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры).
В этнопсихологии выделяют следующие различия в формах сознания этносов:
-
мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности. -
интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных интеллектуальных качеств, дающих возможность
по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности. Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общности. -
эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Различия, к примеру, в реактивности различных наций объясняются в первую очередь не тем, что в одной нации больше холериков, а в другой – меланхоликов и т.д., а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. -
коммуникативно-поведенческая сфера включает установившиеся у народа нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства. Каждый знает, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями.
Психологию индивидов или даже психологию отдельных групп внутри этноса мы можем изучать в сравнении, сопоставлять между собой. Ведь эти индивиды и группы существуют в одной и той же природной и социальной среде, стоят перед сходными проблемами общеэтнического или (что, по сути дела, то же самое) общенационального масштаба. И если они на один и тот же вызов этой среды, на одну и ту же стереотипную ситуацию реагируют по-разному, в этом, помимо всего прочего, проявляется и их различная психология.
Одна из задач этнопсихологии состоит в том, чтобы определить, каким путем вырабатываются у представителей того или иного этноса определенные поведенческие реакции на определенные житейские ситуации. Причем ситуации имеются в виду не общечеловеческие, а характерные именно для условий жизни (природных и социальных) данного этноса.
Структура и основные понятия психологии этноса
В определении структуры психологии этноса выделяют два подхода:
1. Выделяется 3 уровня в психологической структуре представителя любого этноса:
-
эгоцентрический – преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и благополучию; -
группоцентрический – базируется на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он переносит на нее свои эгоцентрические устремления; -
универсально-гуманистический – каждый человек, независимо от его этнической принадлежности, является ценным сам по себе.
2. Выделяет две группы компонентов в структуре психологии этноса:
-
динамические (кратковременные, изменяющиеся):
-
Этнические чувства – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям; -
Этнический вкус – оценка правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности;
-
статические (долговременные, устойчивые):
-
Этническое сознание – совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотип. -
Менталитет этноса формируется в ходе длительного исторического развития. Это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного этноса, это умонастроения, неявные установки мыслей и ценностные ориентации, автоматизмы и навыки сознания. К этническому менталитету относятся также образ и ритм жизни, прямо вытекающие из специфики природной среды и хозяйственной деятельности. Обыденное мышление фиксирует наличие «этнического темперамента». Менталитет определяет национальный характер и национальную модель социального поведения. - 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 17
Национальный характер – это исторически складывающаяся совокупность своеобразных черт социального темперамента, психологических «традиций», вкусов, привычек, эмоционально-психологических реакций. Например, к национальному характеру относятся такие черты, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.
Психический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности:
-
Этнический характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. -
Этнический темперамент – определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности. -
Этнические традиции и обычаи – сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. -
Этнические интересы – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности.
Все эти структурные элементы этнической психологии всегда находятся в динамическом движении и тесно переплетены между собой. Поэтому они должны рассматриваться не только в плане их «пространственного» расположения, но и в диалектической связи, в историческом развитии.
Этнопсихологические барьеры МЭК
Особый интерес представляет изучение барьеров коммуникации представителей разных социокультурных систем, которые могут вызвать культурный и коммуникативный шок. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. Существующие коммуникативные проблемы трансформируются в барьеры при их устойчивом воспроизводстве в течение определенного периода времени. Косвенным индикатором наличия барьеров может служить их отражение в сознании участников интеракции.
О.А. Леонтович подразделяет «барьеры» (помехи), которые могут возникнуть в ситуации МЭК, на следующие виды:
А) физиологические:
-
дефекты речи и слуха; -
нарушения двигательного аппарата, затрудняющие мимику и жестикуляцию; -
потеря зрения, препятствующая восприятию визуальных сигналов (письменной речи, мимики, жестов);
Б) языковые:
-
фонетические, лексические и грамматические ошибки в процессе речепроизводства; -
нарушение логики высказывания; -
неверное восприятие речи на слух; -
неправильная интерпретация семантики языковых единиц; -
непонимание грамматических конструкций; -
неумение воспринимать целостность текста;
В) поведенческие:
-
неумение внимательно слушать собеседника; -
использование невербальных сигналов, не соответствующих вербальным; -
неадекватные поведенческие реакции на высказывание собеседника;
Г) психологические:
-
неблагоприятные черты личности (необщительность, подозрительность и др.); -
предвзятость; -
узость кругозора; -
чрезмерная эмоциональность; -
завышенная или заниженная самооценка; -
неуважение к собеседнику; -
конфликтные установки;
Д) культурологические:
-
различия менталитетов и национальных характеров; -
расхождения в языковых картинах мира, включая восприятие времени и пространства; -
действие культурных стереотипов; -
различия в ценностных ориентирах; -
несовпадение культурно-языковых норм; -
различия в коммуникативных стратегиях; -
специфические формы и средства невербальной коммуникации, используемой в разных культурах.