Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1 (У.Э. 1.2.2)
| Тыс. человек | ||
1989 г. | 2002 г. | 2010 г. | |
Все население | 147022 | 145167 | 142857 |
Русские | 119866 | 115889 | 111017 |
Татары | 5522 | 5555 | 5311 |
Украинцы | 4363 | 2943 | 1928 |
Башкиры | 1345 | 1673 | 1584 |
Чуваши | 1774 | 1637 | 1436 |
Чеченцы | 899 | 1360 | 1431 |
Армяне | 532 | 1130 | 1182 |
Аварцы | 544 | 814 | 912 |
Мордва | 1073 | 843 | 744 |
Казахи | 636 | 654 | 648 |
Азербайджанцы | 336 | 622 | 603 |
Даргинцы | 353 | 510 | 589 |
Удмурты | 715 | 637 | 552 |
Марийцы | 644 | 604 | 548 |
Осетины | 402 | 515 | 529 |
Белорусы | 1206 | 808 | 521 |
Кабардинцы | 386 | 520 | 517 |
Кумыки | 277 | 422 | 503 |
Якуты | 380 | 444 | 478 |
Лезгины | 257 | 412 | 474 |
Буряты | 417 | 445 | 461 |
Ингуши | 215 | 413 | 445 |
Немцы | 842 | 597 | 394 |
Этнический и конфессиональный состав России
У.Э. 1.2.3. Народы России: общая характеристика
(презентация PowerPoint – самостоятельная работа студентов)
Цель У.Э. 1.2.3: научиться систематизировать информацию о народах России.
Учебные задачи У.Э. 1.2.3:
-
Научиться выделять информацию о народах России из различных источников. -
Научиться представлять информацию в виде презентации PowerPoint.
В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:
-
Характеризовать конкретные народы России. -
Составлять презентацию PowerPoint, содержащую информацию о конкретных народах России.
Литература:
Основная:
-
Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс] URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018). -
Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.
Дополнительная:
-
Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с. -
Шаповалов В.Ф. Россиеведение: учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Ассамблея народов России. [Электронный ресурс] URL: http://anrussia.ru/ (дата обращения: 30.09.2018). -
Великая страна. [Электронный ресурс] URL: http://russia.yaxy.ru/Ethnography-of-Russia.htm/ (дата обращения: 30.09.2018). -
Демоскоп Weekly: демографический еженедельник. [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0761/index.php/ (дата обращения: 30.09.2018). -
Народы России. [Электронный ресурс] URL: http://narodru.ru/ (дата обращения: 30.09.2018). -
«Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года»». [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/ (дата обращения: 30.09.2018). -
Росстат. Демография. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 30.09.2018). -
Статистика.RU: портал статистических данных. [Электронный ресурс] URL: http://statistika.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).
Действия студента | Консультации. Комментарии. Дополнительная информация |
Освоение У.Э. 1.2.3 предполагает выполнение заданий в малых группах по 2-3 человека, работу в библиотеках и сети Internet. Задания для самостоятельной подготовки Задание 1. Собрать и систематизировать информацию об одном из народов России. Задание 2. Составить презентацию PowerPoint, содержащую информацию об одном из народов России. | Выполняя данное задание, следует помнить, что презентация не должна представлять собой разбитый на слайды текст доклада. При составлении презентации важно также грамотно подбирать сочетание цветов фона и текста (оптимальным является сочетание черного и желтого). Комментарии Информация о народе должна содержать:
Комментарии Требования к презентации:
|
У.Э. 1.3. Рубежный контроль по модулю 1
«Основные понятия курса
и этническая картина мира»
(письменная контрольная работа – 2 часа)
Методические рекомендации
При подготовке к рубежному контролю следует повторить содержание всех учебных элементов, рассмотренных в модуле.
Контрольная работа будет состоять из тестовых и открытых вопросов, а также практических заданий. Теоретические вопросы направлены на проверку знаний, полученных в ходе изучения модуля. Тестовые вопросы предполагают выбор одного либо нескольких вариантов ответов, а также задания на сопоставление. Открытые вопросы требуют развернутого содержательного ответа. Практические задания направлены на проверку полученных умений. При подготовке к контрольной работе необходимо ориентироваться как в лекционном материале, так и в информации, полученной в ходе практических занятий.
Примерные вопросы для итогового контроля по модулю
1. Дайте определения следующим понятиям: этнос, межкультурная компетентность, этническая консолидация, этнический стереотип.
2. Сопоставьте типы межкультурной компетенции и их признаки:
А) Языковая. | 1) умение направлять беседу в нужное русло; |
Б) Коммуникативная. | 2) умение извлечь необходимую информацию из различных культурных источников; |
В) Культурная. | 3) правильный выбор языковых средств адекватных ситуации общения. |
3. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, обладающая сходными особенностями культуры, осознающая свое единство и отличающая себя от других подобных образований:
А) Народ.
Б) Нация.
В) Этнос.
Г) Этничность.
4. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей собственного этноса это:
А) Этноцентризм.
Б) Национализм.
В) Ксенофобия.
Г) Расизм.
5. Почему в современном мире важность межкультурной компетенции возрастает?
Примерные задания
1. Проанализируйте таблицу и ответьте на следующие вопросы: Уменьшилась или увеличилась численность указанных этносов по данным переписей 1989 и 2002 гг.? Назовите причины изменения численности этих этносов.
Национальная группа | 1989 г. | 2002 г. | 2010 г. |
Мордва | 1073 | 843 | 744 |
Удмурты | 715 | 637 | 552 |
Марийцы | 644 | 604 | 548 |
2. Объясните суть такого этнического процесса как этногенетическая миксация, приведите примеры данного процесса из истории или современности.
3. Дать общую характеристику миграционных процессов в ХМАО.
4. Определите причины этого конфликта? Есть ли пути выхода из него? Если да, то какие?
В общежитии в Германии в одной комнате живут русский и немецкий студенты. В целом проблем в общении у них не возникает, за исключением одной детали: русского чрезвычайно возмущает манера немца не снимать обувь при входе в комнату, а иногда даже ложиться в ней на диван. Все замечания и жалобы со стороны русского немец игнорирует, искренне не понимая, зачем разуваться в помещении, если на улице всегда чисто.
Литература:
Основная:
-
Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114542&sr=1 (дата обращения: 30.09.2018). -
Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018). -
Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с. -
Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.
Дополнительная:
-
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1998. – 302 с. -
Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: Издательство «СПбКО», 2009. – 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209858 (дата обращения 30.09.2018). -
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Изд. центр. «Академия», 2008. – 352 с. -
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с. -
Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с. -
Шаповалов В.Ф. Россиеведение: учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.
МОДУЛЬ 2
Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации
в современном мире
Цель модуля: научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности.
Задачи модуля:
-
Научиться выделять и анализировать психологические особенности этносов по фольклору. -
Научиться выделять и анализировать элементы традиционной культуры этносов на современном этапе. -
Научиться выделять и анализировать проблемы, возникающие при МЭК, с позиции толерантности.
Усвоив модуль, Вы сможете:
-
характеризовать психологические особенности этносов; -
характеризовать элементы традиционной культуры этносов на современном этапе; -
ориентироваться в особенностях национального этикета народов мира; -
решать проблемные ситуации межэтнической коммуникации.
Требования к знаниям и умениям по модулю:
-
знать особенности национального характера народов мира; -
знать общекультурные ценности народов России; -
знать особенности культуры этнических меньшинств ХМАО; -
знать основы этикета международного общения; -
уметь объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов; -
уметь анализировать фольклор и выделять из него черты национального характера, ценности и нормы народов мира; -
уметь анализировать проблемные ситуации межэтнического общения.
Структура модуля (см. таблицу): Модуль 2 состоит из 4 учебных элементов (УЭ.), каждый из которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля, вторая цифра – номер элемента. В учебных элементах У.Э. 2.1; У.Э. 2.2; У.Э. 2.3 раскрываются отдельные темы. Завершает модуль итоговый контроль У.Э. 2.4.
Содержательный результат модуля: применение принципов толерантности при анализе проблемных ситуаций межэтнического общения.
Текущий контроль модуля: в рамах модуля предполагаются практические занятия и самостоятельная работа в форме учебной конференции, игры и составления презентаций, посвященных характеристике народов мира и России.
Рубежный контроль модуля: в качестве итогового контроля в данном модуле выступает анализ проблемных ситуаций межэтнического общения.
График контроля:
9 практических занятий, в рамках которых выполняются коллективные задания;
1 игра;
2 домашних задания;
итоговый контроль в форме анализа проблемных ситуаций.
У.Э. 2.1. Психология этноса
Цель У.Э. 2.1: научиться выделять и анализировать психологические особенности этносов по фольклору.
Учебные задачи У.Э. 2.1:
-
Научиться характеризовать роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации. -
Научиться оценивать значение этноидентичности в современном мире. -
Научиться выделять особенности национального характера народов мира. -
Научиться реконструировать черты русского менталитета.
Усвоив У.Э. 2.1, Вы сможете:
-
оперировать основными понятиями этнопсихологии; -
определять значение этноидентичности в современном мире; -
определять особенности национального характера народов мира; -
конкретизировать особенности русского менталитета.
Требования к знаниям и умениям по У.Э. 2.1:
-
знать основные понятия этнопсихологии; -
знать особенности национального характера народов мира; -
знать особенности русского менталитета; -
уметь определять основные понятия этнопсихологии; -
уметь анализировать фольклор для выявления черт русского менталитета и национального характера народов мира.
Содержательный результат У.Э. 2.1: выявление психологических особенностей этносов из фольклора.
Структура У.Э. 2.1:
У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации
У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире.
У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира.
У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета.
У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации
(лекция – 2 часа)
План:
-
Проблематика этнопсихологии как науки и ее понятийный аппарат. -
Структура и основные понятия психологии этноса. -
Этнопсихологические барьеры МЭК.