Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Приложение 1 (У.Э. 1.2.2)


 

Тыс. человек

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

147022

145167

142857

Русские

119866

115889

111017

Татары

5522

5555

5311

Украинцы

4363

2943

1928

Башкиры

1345

1673

1584

Чуваши

1774

1637

1436

Чеченцы

899

1360

1431

Армяне

532

1130

1182

Аварцы

544

814

912

Мордва

1073

843

744

Казахи

636

654

648

Азербайджанцы

336

622

603

Даргинцы

353

510

589

Удмурты

715

637

552

Марийцы

644

604

548

Осетины

402

515

529

Белорусы

1206

808

521

Кабардинцы

386

520

517

Кумыки

277

422

503

Якуты

380

444

478

Лезгины

257

412

474

Буряты

417

445

461

Ингуши

215

413

445

Немцы

842

597

394

Этнический и конфессиональный состав России


У.Э. 1.2.3. Народы России: общая характеристика

(презентация PowerPoint – самостоятельная работа студентов)
Цель У.Э. 1.2.3: научиться систематизировать информацию о народах России.
Учебные задачи У.Э. 1.2.3:

  1. Научиться выделять информацию о народах России из различных источников.

  2. Научиться представлять информацию в виде презентации PowerPoint.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Характеризовать конкретные народы России.

  2. Составлять презентацию PowerPoint, содержащую информацию о конкретных народах России.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс] URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с.

  2. Шаповалов В.Ф. Россиеведение: учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Ассамблея народов России. [Электронный ресурс] URL: http://anrussia.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

  2. Великая страна. [Электронный ресурс] URL: http://russia.yaxy.ru/Ethnography-of-Russia.htm/ (дата обращения: 30.09.2018).

  3. Демоскоп Weekly: демографический еженедельник. [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0761/index.php/ (дата обращения: 30.09.2018).

  4. Народы России. [Электронный ресурс] URL: http://narodru.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

  5. «Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года»». [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).

  6. Росстат. Демография. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения: 30.09.2018).

  7. Статистика.RU: портал статистических данных. [Электронный ресурс] URL: http://statistika.ru/ (дата обращения: 30.09.2018).



Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 1.2.3 предполагает выполнение заданий в малых группах по 2-3 человека, работу в библиотеках и сети Internet.

Задания для самостоятельной подготовки

Задание 1. Собрать и систематизировать информацию об одном из народов России.


Задание 2. Составить презентацию PowerPoint, содержащую информацию об одном из народов России.


Выполняя данное задание, следует помнить, что презентация не должна представлять собой разбитый на слайды текст доклада. При составлении презентации важно также грамотно подбирать сочетание цветов фона и текста (оптимальным является сочетание черного и желтого).

Комментарии

Информация о народе должна содержать:

  • статистические данные о численности народа;

  • краткую историю происхождения народа;

  • языковую характеристику народа:

  • характеристику хозяйственной деятельности народа;

  • характеристику культуры, традиций и религии народа.


Комментарии

Требования к презентации:

  • минимум текстового сопровождения;

  • тезисное изложение текстовой информации;

  • наличие схем, таблиц, диаграмм;

  • обязательное наличие иллюстративного материала;

  • при защите презентации обязательно наличие устного сопровождения.





У.Э. 1.3. Рубежный контроль по модулю 1

«Основные понятия курса

и этническая картина мира»

(письменная контрольная работа – 2 часа)
Методические рекомендации

При подготовке к рубежному контролю следует повторить содержание всех учебных элементов, рассмотренных в модуле.

Контрольная работа будет состоять из тестовых и открытых вопросов, а также практических заданий. Теоретические вопросы направлены на проверку знаний, полученных в ходе изучения модуля. Тестовые вопросы предполагают выбор одного либо нескольких вариантов ответов, а также задания на сопоставление. Открытые вопросы требуют развернутого содержательного ответа. Практические задания направлены на проверку полученных умений. При подготовке к контрольной работе необходимо ориентироваться как в лекционном материале, так и в информации, полученной в ходе практических занятий.
Примерные вопросы для итогового контроля по модулю

1. Дайте определения следующим понятиям: этнос, межкультурная компетентность, этническая консолидация, этнический стереотип.
2. Сопоставьте типы межкультурной компетенции и их признаки:

А) Языковая.

1) умение направлять беседу в нужное русло;

Б) Коммуникативная.

2) умение извлечь необходимую информацию из различных культурных источников;

В) Культурная.

3) правильный выбор языковых средств адекватных ситуации общения.


3. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, обладающая сходными особенностями культуры, осознающая свое единство и отличающая себя от других подобных образований:

А) Народ.

Б) Нация.

В) Этнос.

Г) Этничность.
4. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей собственного этноса это:

А) Этноцентризм.

Б) Национализм.

В) Ксенофобия.

Г) Расизм.
5. Почему в современном мире важность межкультурной компетенции возрастает?
Примерные задания

1. Проанализируйте таблицу и ответьте на следующие вопросы: Уменьшилась или увеличилась численность указанных этносов по данным переписей 1989 и 2002 гг.? Назовите причины изменения численности этих этносов.




Национальная группа

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Мордва

1073

843

744

Удмурты

715

637

552

Марийцы

644

604

548

2. Объясните суть такого этнического процесса как этногенетическая миксация, приведите примеры данного процесса из истории или современности.
3. Дать общую характеристику миграционных процессов в ХМАО.
4. Определите причины этого конфликта? Есть ли пути выхода из него? Если да, то какие?

В общежитии в Германии в одной комнате живут русский и немецкий студенты. В целом проблем в общении у них не возникает, за исключением одной детали: русского чрезвычайно возмущает манера немца не снимать обувь при входе в комнату, а иногда даже ложиться в ней на диван. Все замечания и жалобы со стороны русского немец игнорирует, искренне не понимая, зачем разуваться в помещении, если на улице всегда чисто.
Литература:

Основная:

  1. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114542&sr=1 (дата обращения: 30.09.2018).

  2. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  3. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.

  4. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Уч. пособие для вузов. – М.: Аспект пресс, 1998. – 302 с.

  2. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: Издательство «СПбКО», 2009. – 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209858 (дата обращения 30.09.2018).

  3. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Изд. центр. «Академия», 2008. – 352 с.

  4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.

  5. Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с.

  6. Шаповалов В.Ф. Россиеведение: учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.


МОДУЛЬ 2

Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации

в современном мире
Цель модуля: научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности.
Задачи модуля:

  1. Научиться выделять и анализировать психологические особенности этносов по фольклору.

  2. Научиться выделять и анализировать элементы традиционной культуры этносов на современном этапе.

  3. Научиться выделять и анализировать проблемы, возникающие при МЭК, с позиции толерантности.


Усвоив модуль, Вы сможете:

  • характеризовать психологические особенности этносов;

  • характеризовать элементы традиционной культуры этносов на современном этапе;

  • ориентироваться в особенностях национального этикета народов мира;

  • решать проблемные ситуации межэтнической коммуникации.


Требования к знаниям и умениям по модулю:

  • знать особенности национального характера народов мира;

  • знать общекультурные ценности народов России;

  • знать особенности культуры этнических меньшинств ХМАО;

  • знать основы этикета международного общения;

  • уметь объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов;

  • уметь анализировать фольклор и выделять из него черты национального характера, ценности и нормы народов мира;

  • уметь анализировать проблемные ситуации межэтнического общения.


Структура модуля (см. таблицу): Модуль 2 состоит из 4 учебных элементов (УЭ.), каждый из которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля, вторая цифра – номер элемента. В учебных элементах У.Э. 2.1; У.Э. 2.2; У.Э. 2.3 раскрываются отдельные темы. Завершает модуль итоговый контроль У.Э. 2.4.
Содержательный результат модуля: применение принципов толерантности при анализе проблемных ситуаций межэтнического общения.
Текущий контроль модуля: в рамах модуля предполагаются практические занятия и самостоятельная работа в форме учебной конференции, игры и составления презентаций, посвященных характеристике народов мира и России.
Рубежный контроль модуля: в качестве итогового контроля в данном модуле выступает анализ проблемных ситуаций межэтнического общения.

График контроля:

9 практических занятий, в рамках которых выполняются коллективные задания;

1 игра;

2 домашних задания;

итоговый контроль в форме анализа проблемных ситуаций.

У.Э. 2.1. Психология этноса
Цель У.Э. 2.1: научиться выделять и анализировать психологические особенности этносов по фольклору.
Учебные задачи У.Э. 2.1:

  1. Научиться характеризовать роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации.

  2. Научиться оценивать значение этноидентичности в современном мире.

  3. Научиться выделять особенности национального характера народов мира.

  4. Научиться реконструировать черты русского менталитета.


Усвоив У.Э. 2.1, Вы сможете:

  • оперировать основными понятиями этнопсихологии;

  • определять значение этноидентичности в современном мире;

  • определять особенности национального характера народов мира;

  • конкретизировать особенности русского менталитета.


Требования к знаниям и умениям по У.Э. 2.1:

  • знать основные понятия этнопсихологии;

  • знать особенности национального характера народов мира;

  • знать особенности русского менталитета;

  • уметь определять основные понятия этнопсихологии;

  • уметь анализировать фольклор для выявления черт русского менталитета и национального характера народов мира.


Содержательный результат У.Э. 2.1: выявление психологических особенностей этносов из фольклора.
Структура У.Э. 2.1:

У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации

У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире.

У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира.

У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета.

У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации

(лекция – 2 часа)
План:

  1. Проблематика этнопсихологии как науки и ее понятийный аппарат.

  2. Структура и основные понятия психологии этноса.

  3. Этнопсихологические барьеры МЭК.